Менторы акселератов

12648

Как казахстанские IT-разработчики и их продукты попадают на глобальные рынки

Фото: Андрей Лунин

В июле нынешнего года международное экспертное жюри программы Technation, организованной в Алматы Национальным агентством по технологическому развитию (НАТР) совместно с американо-украинским инвестфондом Happy Farm и проходящей целых три месяца под эгидой Министерства инноваций и развития Казахстана (интерес к программе проявили также председатель совета директоров АО «Kaspi Bank» Вячеслав Ким, венчурный инвестор Кенес Ракишев, один из основателей группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев), определило девять победителей конкурса стартапов. Этой осенью семь казахстанских и две зарубежные команды, отобранные из 350 стартапов-претендентов, поедут в Кремниевую долину в США, где пройдут акселерационную программу. Речь идет о старт­апах «Мангуст», Bizmo, Indybo, AlmaCloud, CRM, Almasales, FastCallNanager, picVpic и Crystal.

Один из членов жюри, партнер и управляющий директор Boston Consulting Groups Кейн Пейн отметил: «У Казахстана есть все шансы выйти на мировой рынок. Я не понимаю, как можно считать иначе. Достаточно увидеть людей и проекты, которые нам сегодня презентовали, чтобы не сомневаться в этом. Ребята здесь очень активные, и у них много страсти, они хотят делать, развиваться, а не сидеть на месте и просто «как-то жить». У тех команд, которые сегодня презентовали нам свои проекты, есть действительно крутые идеи – идеи, которые не только могут быть успешно монетизированы на локальном рынке Казахстана, но и имеют все шансы выйти на мировой рынок».

Сегодня американская мечта – успех по заслугам – стала доступна всем казахстанцам, обладающим монетизируемыми идеями и масштабируемыми проектами. При этом расчет идет не только на отечественных пользователей, но и на глобальный мировой рынок. При этом у носителей идей есть много путей, по которым они могут пойти: самим развить свой проект и зарабатывать на этом; можно продать стартап крупным игрокам; можно заявить о себе и получить работу в крупной международной корпорации; а можно самому стать венчурным капиталистом и колесить по миру в поисках таких же талантов. В любом случае у каждого появляется возможность стать обладателем банковского счета на сотни миллионов долларов, ведь в мире приложений и онлайн-сервисов еще много незанятых рынков, емкость которых оценивается астрономическими цифрами.

История одного стартапа

Зачастую идеи приходят к разработчикам сами, главное – вовремя заметить их и правильно оценить коммерческий потенциал. «Однажды моя маленькая дочка пошла со двора в соседний подъезд к подружке, никого об этом не предупредив. Я чуть не поседел, пока искал ее, – рассказывает основатель стартапа «Мангуст» Евгений Щербатов. – После этого случая я стал искать в интернете электронные устройства, которые бы мне показывали, где находится мой ребенок. В итоге я заказал несколько десятков персональных трекеров со всего мира. Оказалось, что их «достоинства», описываемые маркетологами, не имеют ничего общего с реальностью. Трекеры действительно существуют, но одни из них слишком большие – маленькому ребенку их никуда не прицепишь, другие не могли похвастать достаточным зарядом батареи, у третьих не ловил сигнал спутников в подвалах и так далее».

Проанализировав проблемы конкурентов, энтузиасты из Астаны сделали собственное устройство с показателями, в разы превышающими спецификации мировых аналогов. Трекер «Мангуст» казахстанских разработчиков миниатюрен, крепок и работает даже под водой. Он может до 20 дней обходиться без подзарядки, работая в любой точке мира, где есть мобильная связь, и передавая координаты в торговых центрах и подвалах с большой точностью.

«На первом этапе к проекту присоединились Роман Баранов, выполняющий роль системного архитектора и программиста, и талантливый схемотехник Данил Мурашкин, – рассказывает Евгений Щербатов. – И после нескольких проб и ошибок было сформировано окончательное видение и структура проекта. Не хватало только людей с практическим опытом запуска стартапов международного класса. Необходимо было переходить к созданию промышленного прототипа. И на этом этапе к команде присоединился маркетинг-гуру Данила Плешков и известный казахстанский стартап-ментор и бизнес-ангел Даурен Толеуханов (проекты Indybo, Horde.me, moomkin.kz, Selector и т. д.)».

Промышленный прототип трекера «Мангуст» почти готов, сейчас прорабатывается логистика выхода на казахстанский и западный рынки, через три месяца его можно будет запускать в производство. «За месяц нашего присутствия в Кремниевой долине мы планируем найти инвесторов на раунд А (порядка $500 тыс.), – говорит Щербатов. – При выходе на иностранные рынки будет использована система продаж через такие известные интернет-площадки, как Kickstarter, ebay и Amazon, ведь зарубежный потребитель более привычен к покупкам онлайн».

Фото: © Depositphotos.com/chaoss

Предполагается, что стоимость трекера для конечных пользователей составит $40, плюс ежегодно владельцы системы «Мангуст» будут оплачивать порядка $50 за обслуживание в виде абонентской платы, так как работать гаджет будет от независимого сервера по выбранным каналам связи. Планируется, что в первую партию будет выпущено 5 тыс. «Мангустов». Каждый год Щербатов и компания надеются увеличивать производство устройств в 4 раза.

Поймать идею за хвост – это лишь часть дела, для успешной реализации проекта нужны специалисты, причем не только технари и продажники, но и менторы, которые знают все внутренние процессы в долине и помогут правильно подготовиться к выступлению перед инвесторами. «Пока шел конкурс Technation, наш бизнес-ангел и ментор проекта «Мангуст» Даурен Толеуханов осуществлял общую координацию команды по Skype, находясь при этом на другом конце земного шара, в Калифорнии, – говорит Щербатов. – Несмотря на 12-часовую разницу во времени с США, он выслушивал отчеты о происходящем вокруг нас хаосе и направлял нас в нужное русло, заставляя хранить олимпийское спокойствие. За дни «менторской прокачки» команды в наших планах все поменялось – логистика планируемого производства, бизнес-модель продвижения и способ реализации. В итоге к нам пришло понимание, какими глазами видит казахстанских стартаперов настоящий западный инвестор».

В частном порядке

Рынок стартапов чем-то похож на банковский: инвесторы берут проекты оптом, капитализируют их и продают в розницу с высокой добавочной стоимостью. Именно разница на входе и выходе, которая может в десятки, а то и сотни раз отличаться, заставляет капиталистов с головой погружаться в виртуальный мир новых сервисов, разбираться с прототипами гаджетов.

Так же как и на банковском рынке, где есть крупные игроки и мелкие микрокредитные организации, на рынке стартапов существуют компании разных калибров. Малые не значит, что мелкие: некоторые игроки без поддержки иностранного капитала и государственных денег проводят прекрасные отсевы и акселерацию в Казахстане. Уже после этого этапа обученные стартаперы с готовым продуктом могут сами искать себе инвестора за океаном или в Казахстане.

В начале августа в Алматы прошел Demo Day Летней школы стартапов, организованной казахстанцами, которые отучились или учатся в престижных зарубежных институтах, работали в Кремниевой долине. Речь идет об организаторах и команде менторов школы Армане Сулейменове, Алмасе Туякбаеве (Carnegie Mellon University), Бахытжане Байжикенове (London School of Economics), Жансерике Кенесе (Международный IT-университет) и Аяне Енбекбае (University of Minnesota Twin Cities). Арман учился в магистратуре Принстонского университета, ранее входил в команду основателей Collections (Y Combinator S12 и финалист SXSW 2013) и был финалистом чемпионата мира по программированию ACM ICPC 2009 года в Стокгольме и 2011 года в Орландо.

Вместе с командой единомышленников Арман основал в Казахстане Летнюю школу стартапов – от идеи до оригинального iPhone-приложения – за восемь недель. За два летних месяца студенты школы в ежедневном режиме с девяти утра до ночи разрабатывали свои приложения при полном погружении. Гостевые лекции в школе провели председатель правления RESMI Group и RG Brands Кайрат Мажибаев; сценарист фильма «Игла» и сериала «Громовы» Бахыт Килибаев; CEO Air Kazakhstan Нуржан Шакиров, CEO Taylr, Mountain View, CAT onyXiao, основатель Hyper, до этого продакт-менеджер Google, Mountain View, CAMinqiJiang, инженер британского подразделения Google Нуржан Бакибаев; CEO Crozdesk Nicholas Hopper, продакт-менеджер, Google[x], Mountain View, CA Тилек Мамутов и многие другие.

«Мы отобрали 45 участников нашей школы из 350 заявок претендентов в возрасте от 10 до 58 лет. На два месяца даже приехали два казахстанца из Австралии, – рассказывает Арман Сулейменов. – Из них восемь человек заплатили нам в общей сложности 2,5 млн тенге, что позволило оставшимся 37 студентам учиться бесплатно: они получили гранты из собранных средств. Оставшиеся деньги ушли на текущие расходы, зарплату менторов, прибыль совсем небольшая, но цель изначально была не в деньгах. Нами движет стремление приблизить тот момент, когда незнакомец в очереди перед вами в кофейне Starbucks в Токио или аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке достанет из кармана свой смартфон и использует приложение, созданное в Казахстане. Наша цель – внести Казахстан на технологическую карту мира. Это наши инвестиции в будущее. Ну и, пользуясь случаем, хотим поблагодарить ректора КБТУ Искандера Бейсембетова за предоставленную помощь и аудиторию, где проходила наша школа».

От акселерации до дня демонстрации приложений Demo Day дошли 39 участников. При этом более 10 человек в начале пути вообще не умели программировать и только один участник имел опыт разработки на iOS. В круглом зале КБТУ студенты Летней школы в двухминутных презентациях рассказывали о своих приложениях: описание проблемы, что не так с текущими решениями, пара слов о себе, смысл приложения и его аудитория, способы монетизации и оценка потенциального рынка.

Этой осенью семь наших и две зарубежные команды, отобранные из 350 стартапов-претендентов, поедут в Кремниевую долину в США, где пройдут акселерационную программу

Приложения были разноплановые и на разной стадии готовности: кто-то уже за два дня после запуска набрал более 2 тыс. скачиваний (Kinza), а кто-то только отправил свое приложение на рассмотрение в AppStore. Были представлены клон Uber – приложение AlmaCab, аркадная игра BaloonUp, тексты казахстанских исполнителей в вашем кармане – BulBul, сервис по доставке цветов Camellia, поиск бизнес-ланчей EatKong и многое другое. Объединяло всех одно – разработчики прекрасно видели свою целевую аудиторию, знали потенциальный объем рынка и представляли, куда пойдут дальше, как будут зарабатывать на своих идеях. Кстати, некоторые приложения рассчитывают на выручку в десятки и сотни миллионов тенге только в Казахстане.

Организаторы Летней школы стартапов в Алматы пока до конца не представляют, как они в дальнейшем будут монетизировать свою деятельность, и им явно нужен хороший маркетолог. А интерес со стороны казахстанского бизнеса уже есть – на Demo Day пришли несколько хедхантеров, которые присматривали для себя талантливых программистов, инженеров. Радует то, что организаторам удалось без чьей-либо поддержки, практически на голом энтузиазме, на самоокупаемости провести такое мероприятие. Ребята заявили о себе как о новой площадке казахстанской акселерации стартапов и, надеюсь, успешно провели первый выпуск студентов с готовыми сервисами. Теперь они сами могут искать себе инвесторов для дальнейшего развития.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить