Людмила Атамуратова: «Казахтелеком» сохраняет финансовую устойчивость

Новый главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Людмила Атамуратова прокомментировала некоторые аспекты деятельности крупнейшего телеком-оператора в первом полугодии 2022 года

Людмила Атамуратова, которая c 1 июня стала второй женщиной на посту главного финдира «Казахтелекома», пришла в компанию в 2003 году, практически сразу после окончания университета. С 2004 года трудилась в департаменте проектного финансирования крупнейшего телеком-оператора Казахстана, пройдя внутри этой структуры путь от рядового специалиста до главы департамента. Именно эта структура осуществляла финансовое сопровождение всех крупных проектов «Казахтелекома» в последние годы – от приобретения контрольных пакетов акций мобильных операторов Kcell и Tele2 до строительства волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах.

И, поскольку все эти капитальные вложения «Казахтелекома» были признаны успешными, выдвижение главы департамента проектного финансирования на должность главного финансового директора компании после ухода Асхата Узбекова на пост CEO АО «Кселл» было вполне логичным.

«У нас не было особых сомнений в том, кто может заместить его на этом посту в «Казахтелекоме», - прокомментировал в соцсетях единогласное решение совета директоров компании по утверждению Атамуратовой в новой должности с 31 мая этого года председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Людмила Атамуратова является представителем трудовой династии связистов: ее родители – выпускники Ташкентского института связи.

- Мои родители после окончания вуза по распределению уехали в Алматинскую область работать в радиоцентре, - говорит Людмила Атамуратова. – Мой папа, Виктор Николаевич Ким, через какое-то время начал работать в проектном институте Алматы, а в 1984 году получил назначение на должность директора телерадиоцентра в Костанае. Для него важно было помогать людям, создавать атмосферу взаимного доверия и уважения, он всегда жил по принципу: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. С 1997 года папа работал в техническом филиале компании «Казахтелеком», так что, наверное, моя профессиональная судьба была предопределена. Папа был, есть и остается для меня образцом лидера. В 2003 году со студенческой скамьи началось мое длинное и увлекательное путешествие в «Казахтелекоме», который ассоциируется у меня именно с папой. И я стараюсь работать с людьми по его лекалам, тем более что годы, проведенные в «Казахтелекоме», убедили меня: главный наш актив – это наш коллектив, наши люди – профессионалы, которые действительно болеют за компанию и, в конечном счете, создают компании результат, в том числе – финансовый.

Не страшно было взваливать на себя груз ответственности за всю финансовую составляющую деятельности компании? Все-таки женщина на посту главного финансового директора «Казахтелекома» – редкость: вы всего лишь вторая на этой должности за почти 30 лет существования компании…

- По поводу того, что я всего лишь вторая женщина на этому посту, – давайте сразу гендерный вопрос снимем. Хотя бы потому, что у финансового направления в «Казахтелекоме» сейчас женское лицо: финансовые директора наших крупных филиалов (дивизионов), а также руководители подразделений – преимущественно женщины с большим опытом работы в компании. Кроме этого, лично я считаю: в «Казахтелекоме» эффективно работают социальные лифты, которые предоставляют всем сотрудникам равные возможности, вне зависимости от возраста, пола и т.д. Это не просто мое мнение, это мой личный опыт. Помимо прочего, компания дает возможность людям постоянно повышать свой уровень за счет учебы в самых сильных вузах Казахстана и зарубежья, я, например, без отрыва от производства сейчас учусь в Московской школе управления Сколково по программе ЕMBA.

Относительно ответственности – так она и в департаменте была высокой, и мы несли ответственность, скажем, за строительство ВОЛС в селе не только перед акционерами, но и перед Банком развития Казахстана, предоставившим компании кредит на сумму более 26 млрд тенге для реализации этого проекта. Точно так же, как для приобретения пакетов акций двух мобильных операторов мы выходили на рынок для привлечения заемных средств, и тогда наш департамент участвовал в определении и реализации механизмов организации этих займов и их погашения.

Людмила Атамуратова
ФОТО: архив пресс-службы
Людмила Атамуратова

И как результат?

- Вы же ничего о дефолтах со стороны нашей компании не слышали – это автоматически означает, что мы успешно исполняем свои обязательства. Это если уж совсем упрощенно отвечать на вопрос о результатах. А если вдаваться в подробности, то мы на протяжении нескольких последних лет за счет оптимизации своей деятельности уменьшали свой чистый долг на балансе. И в прошлом году, к примеру, снизили его более чем вдвое - на 1 января 2022 года он составлял 140 млрд тенге против 327 млрд тенге на начало 2021 года. Неслучайно международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в декабре прошлого года подтвердило кредитный рейтинг АО «Казахтелеком» на уровне ВВВ- (прогноз «Стабильный»).

Основными аргументами для такого решения агентства стали устойчивое генерирование свободного денежного потока нашей компанией, умеренная долговая нагрузка и улучшение рентабельности бизнеса. Иными словами, мы не просто умеем жить по средствам, мы при этом генерируем достаточно средств на дальнейшее развитие. И сейчас наша задача – сохранить эти возможности при том, что условия работы стали, скажем так, жестче, чем были еще всего лишь год назад.

Эта «жесткость» сильно сказалась на доходах компании в первом полугодии?

- Это привело к некоторому ухудшению, но к гораздо меньшему, чем мы ожидали в пессимистичном прогнозе. Как вы, наверное, знаете, ценные бумаги «Казахтелекома» включены в официальные списки обеих фондовых бирж, функционирующих на территории РК: KASE и AIX, что подразумевает определенный уровень прозрачности в деятельности компании и соблюдение требований по раскрытию информации на интернет-ресурсах данных бирж. Кроме того, статус публичной компании накладывает на нас определенные обязательства в плане финансовой открытости, транспарентности и, конечно же, дисциплины, так как каждая цифра должна быть обоснована перед акционерами, инвесторами, фондом «Самрук-Казына» и государством.

К сожалению, в данный момент, пока на биржах не опубликована финансовая отчетность по итогам первого полугодия, я не могу раскрывать финансовые результаты за этот период. После получения отчета аудиторов по результатам обзорной проверки отчетности, где-то во второй половине августа, мы представим эту информацию рынку. Но, скажем так, ретроспективным взглядом по некоторым важнейшим показателям могу поделиться: в результате изменения масштабов бизнеса за последние четыре года, в период с 2018-го по 2021-й, рентабельность EBITDA компании увеличилась более чем на 10 процентных пунктов (с 35,6% до 46,9%), а размер дивиденда на одну акцию вырос более чем в два раза (2018-2020). Ну и по итогам первого квартала 2022 года консолидированная чистая прибыль АО «Казахтелеком» составила 29,2 млрд тенге, показав рост на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – а во втором квартале мы нарастили темпы и значительно перевыполнили пессимистичный вариант плана.

Напомню также, что мы в начале года взяли на себя значительную социальную нагрузку, предоставив после январских событий в стране скидки по услугам, оказанным в этом месяце, как абонентам розничного сегмента, так и корпоративного: физлица, а также малый и средний бизнес получили 50%-ную скидку по абонентской плате за ряд услуг в январе, была отменена пеня за просроченные платежи в этом же периоде и введены безлимитные междугородние звонки по голосовой связи на 1000 минут. Но «Казахтелеком» рассматривает свои недополученные доходы в январе 2022 года не как финансовые потери, а как необходимую помощь населению Казахстана в трудный момент нашей общей истории. Итоги полугодия свидетельствуют о сохранении компанией своей финансовой устойчивости, в чем вы убедитесь очень скоро, после публикации финансовой отчетности. И поэтому мы уверены, что 2022-й год станет в итоге для группы компаний АО «Казахтелеком» достаточно успешным.

Как компании удается сохранять финансовую устойчивость при росте капзатрат на новые проекты?

- Мы обеспечиваем высокое качество своих вложений в новые проекты с помощью инструмента проектного управления: проектный менеджмент у нас – это сквозной процесс для всех подразделений компании. К разработке бизнес-плана по каждому новому проекту изначально привлекаются технические эксперты, финансисты, маркетологи, коммерсанты, рисковики, закупщики.

Ну и, наконец, внутри компании у каждого проекта есть не только менеджер, который постоянно отслеживает статус реализации, но и более старшие кураторы – это заказчик и спонсор проекта, мини-СЕО, один из членов правления компании, который несет ответственность за реализацию проекта уже перед советом директоров. Скажем, по такому масштабному проекту, как «ВОЛС СНП» у нас были свои кураторы проекта в каждом регионе страны. При таком подходе эффективность финансируемых проектов, которые берется реализовать компания, близка к стопроцентной.

2022-й объявлен в компании годом социальной поддержки сотрудников – это как-то повлияет на уровень их благосостояния?

- Начнем с того, что мы еще весной приняли новую версию коллективного договора, которая предполагает увеличение зарплат работников, прежде всего – технического персонала, в среднем на 20%. Помимо этого, мы предусмотрели различные выплаты и меры поддержки – материальную помощь к трудовому отпуску на оздоровление, социальные пособия по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при досрочном уходе на пенсию, выплаты в связи с рождением ребенка и денежную помощь в случаях, когда работник оказался в трудных жизненных ситуациях.

Помимо этого, компания традиционно предоставляет своим сотрудникам краткосрочные и долгосрочные займы на льготных условиях: в прошлом году «Казахтелеком» предоставил краткосрочные беспроцентные займы на неотложные нужды более чем 600 работникам на общую сумму 1 млрд тенге. Также в 2021 году была запущена программа ипотечного кредитования на льготных условиях, в рамках которой через банки льготные ипотечные займы на общую сумму 1,1 млрд тенге получили 97 работников. В настоящий момент порядка 2 тысяч работников общества пользуются ссудами на общую сумму почти 5 млрд тенге, в 2022 году объем подобной помощи работникам планируется нарастить.

Кроме того, в «Казахтелекоме» действуют различные программы по социальной поддержке сотрудников: это помощь многодетным семьям и семьям с особенными детьми, предоставление для детей работников бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря и санатории, частичное возмещение средств за операции детей сотрудников, материальная помощь на приобретение лекарственных средств и многое другое. Этим летом мы запустили в Алматы и Нур-Султане IT-лагерь для детей наших сотрудников в возрасте от 12 до 15 лет, в котором обучение азам нашей профессии пройдут более 500 детей. И, надеюсь, кто-то из этих детей точно станет представителем новой трудовой династии в «Казахтелекоме», как и я в 2003 году.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12950 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить