Лайфхак на $800 млн: как два школьных друга создали «будущего единорога» на борьбе с бумажной волокитой

10439

Горы помятых чеков, кипы отчетов о служебных расходах — то, с чем приходилось постоянно сталкиваться управляющему небольшой сети пиццерий Блэйку Мюррею. Когда ему это надоело, вместе со своим школьным приятелем он придумал стартап, который поможет владельцам небольших компаний навсегда забыть про такую вещь, как отчет о расходах

ФОТО: Divvy

В 2015 году Блейк Мюррей управлял шестью ресторанами сети Pizza Studio в штате Юта. Тогда жизнь предпринимателя была совершенно другой. 31-летний отец троих детей много времени проводил на работе и был недоволен тем, как быстро на его рабочем столе накапливалась гора отчетов о расходах его подчиненных. Это затрудняло cам процесс отслеживания расходов. Порой он думал, что сотрудники просто издеваются над ним. «Инструменты для управления финансовой отчетностью были действительно слабыми. Я до конца месяца не мог сказать, как у нас обстоят дела с финансовой точки зрения», – признается бизнесмен.

Мюррей уже не мог смотреть на гору помятых выцветших чеков. Неожиданно его озарила идея. Он решил создать финтех-стартап, который смог бы помочь владельцам небольших компаний навсегда забыть про такую вещь, как отчет о расходах. Бизнесмен связался с другом детства, Алексом Бином, и рассказал ему о своей задумке. Бину, который продавал программное обеспечение, настолько понравилась идея Мюррея, что он ушел с работы и присоединился к бизнес-проекту старого друга.

Результатом их совместной работы стал сервис Divvy, который в 2019 году вошел в рейтинг 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes. Мюррей и Бин запустили его всего пять лет назад. Тем не менее, стартап может похвастаться впечатляющими показателями. Основатели компании привлекли $257 млн от венчурных инвесторов. Forbes оценивает Divvy в $800 млн. Хотя стартап пока не приносит прибыли, в 2019 году Мюррею и Бину удалось увеличить доходы Divvy более чем в четыре раза по сравнению с 2018 годом, до $32 млн. По оценкам Forbes, стоимость доли, принадлежащей 35-летним основателям компании, превышает $240 млн.

В связи с тем, что многие владельцы малого бизнеса не имеют права выдавать своим подчиненным корпоративные банковские карты, а некоторые крупные компании не хотят выдавать их всем своим сотрудникам, многим американцам приходится тратить на корпоративные расходы собственные деньги. Конечно же, они хотят поскорее их вернуть. Сервис Мюррея и Бина предлагает эффективное решение этой проблемы – корпоративные кредитные карты специально для сотрудников подобных компаний. При этом после составления бюджета проекта и после его распределения между сотрудниками начальник финансового отдела той или иной компании может установить лимит трат по кредитной карте. Если сотрудники хотят увеличить лимит трат, им необходимо получить разрешение финансового отдела. По словам Бина, благодаря этому у сотрудников нет возможности «сначала потратить деньги, а затем попросить прощения». Руководители финансовых отделов могут следить за бюджетом с помощью программного обеспечения Divvy. Самое главное – никому больше не нужно копаться в старых чеках и тратить несколько часов на то, чтобы вспомнить имена всех тех, кто присутствовал на деловом обеде четыре недели назад.

Существовавшее до сих пор программное обеспечение для подсчета расходов Мюррей называет «неизбежным злом при ведении бизнеса». По его словам, мобильное приложение Divvy поможет владельцам малого бизнеса и руководителям более крупных компаний устранить необходимость в составлении отчетов о расходах. Причем платить за это не придется.

У сервиса Divvy есть прямые конкуренты: платформы Concur и Expensify. Они сделали ставку на то, что пользователи будут оформлять платную подписку. Divvy идет другим путем — забирает себе часть стандартной комиссии за проведение платежа, которую владелец торговой точки выплачивает банку или платежной системе за все покупки по кредитной карте. По оценкам Forbes, Divvy получает примерно половину 2%-ной комиссии по каждой транзакции.

«Предлагая условно бесплатный продукт, можно очень легко завоевать популярность на рынке. За столь короткий период времени они добились ошеломительного успеха», – отмечает Скотт Сэнделл, старший партнер венчурного фонда New Enterprise Associates, основного инвестора в последнем раунде финансирования Divvy.

Блейк Мюррей
ФОТО: Divvy
Блейк Мюррей

Мюррей вырос в окружении представителей технологической элиты. Когда он был ребенком, его отец работал в отделе маркетинга и в отделе кадров Apple и Microsoft. В начале 1980-х годов Стив Джобс как-то раз отправился на прогулку с коляской, в которой лежали Блейк и его брат-близнец, а в 1994 году вся семья Мюррей была приглашена на свадьбу Билла и Мелинды Гейтс на Гавайях. Тем не менее, он не проявлял интереса к созданию нового технологического гиганта. После учебы в Университете Юты он попробовал свои силы на различных поприщах, в том числе в сфере инвестиций и в управлении ресторанами. «Есть прирожденные предприниматели, которые изучают все новейшие тенденции в области технологий и читают деловые журналы. Но это не про Блейка», – рассказывает его отец Майк Мюррей.

Однако в 2015 году Блейк Мюррей был настолько раздосадован горой мятых чеков и отчетов о расходах на его столе, что он решил хоть как-то изменить ситуацию. Алекс Бин был идеальным кандидатом в бизнес-партнеры: они дружили с шестого класса, оба имели братьев-близнецов и маленьких детей. Кроме того, Бин хорошо разбирался в индустрии программного обеспечения.

В конце 2016 года они начали поиск партнеров среди американских банков. Тогда их сервис еще назывался DivvyPay. Каждый месяц у него появлялись сотни (если не тысячи) новых клиентов из числа владельцев малого бизнеса. Поэтому руководители банков были заинтригованы и могли закрыть глаза на то, что им придется делить с Мюрреем и Бином комиссию за каждый платеж. «Мы наблюдали за тем, как они наклонялись вперед, и их глаза загорались. Мы понимали, что сумели их заинтересовать», – рассказывает Бин об одной из первых деловых встреч с банкирами. В конце концов, кредитные карты для DivvyPay начал выпускать банк Wex из Портленда, штат Мэн.

Чтобы привлечь владельцев малого бизнеса, Divvy предлагает не только новую бизнес-модель, но и бонусную программу по кредитным картам. Корпоративные карты обычно не принимают участие в подобных программах. Тем не менее, как и большинство потребительских кредитных карт, карты Divvy позволяют сотрудникам компаний накапливать баллы, которые затем можно обменять на подарочные карты, авиабилеты или наличные деньги. «У Divvy есть несколько действительно впечатляющих бонусных предложений», – считает отраслевой аналитик сайта CreditCards.com Тед Россман. Бонусы Divvy даже более щедрые, чем бонусная программа стартапа Brex из Сан-Франциско, клиенты которого могут заказать персонализированные корпоративные кредитные карты. Стоимость обслуживания карт от Brex составляет $5 в месяц, стартап оценивается в $2,6 млрд.

Мюррей злится, когда его бизнес сравнивают с Brex. Он подчеркивает, что программное обеспечение Divvy выделяет его компанию на рынке кредитных карт для владельцев малого бизнеса. В связи с тем, что объем этого рынка оценивается в $500 млрд, на нем, по словам бизнесмена, есть «достаточно места сразу для нескольких лидеров».

Сейчас у Divvy более 4500 корпоративных клиентов. Среди них — разработчик программного обеспечения с открытым кодом WordPress, международная НКО Habitat for Humanity и Джорджтаунский университет.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то Мюррей считает, что именно отчеты о расходах могут стать своего рода троянским конем, с помощью которого его сервис сможет покорить финансовые отделы различных компаний. «Что бы их финансовые директора там ни делали каждый день, каждую неделю, каждый месяц или квартал, они должны делать это с помощью Divvy», – добавляет предприниматель.

В своем офисе он показывает список лидеров рынка, в котором можно увидеть бухгалтерское программное обеспечение QuickBooks от Intuit и корпоративную кредитную карту American Express. Мюррей надеется, что продукты его компании вскоре придут им на смену. Скорее всего Divvy столкнется с жесткой конкуренцией как со стороны лидеров рынка, так и со стороны других финтех-стартапов. Тем не менее, он верит, что благодаря своей функциональности и новым программам Divvy вскоре станет таким же незаменимым сервисом, как Salesforce. Одна из таких новых программ позволит клиентам оплачивать счета прямо в приложении. По словам Мюррея, когда клиенты Divvy получают программное обеспечение, они говорят: «Черт возьми, эта программа может гораздо больше, чем мы думали».

Перевод: Полина Шеноева

Автор: Джиллиан Д'Онфро, Forbes Contributor

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить