Куанышбек Есекеев: Будущее Казахтелекома - в производстве собственного контента

13092

Казахтелеком недавно опубликовал аудированную консолидированную отчетность о деятельности группы компаний за 2020 год, согласно которой телеком-оператор зафиксировал рост по всем ключевым показателям. И несмотря на сложные условия ведения бизнеса реализовал ряд новых проектов на фоне сворачивания инвестиционной и деловой активности в других секторах

Куанышбек Есекеев
ФОТО: архив пресс-службы
Куанышбек Есекеев

Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев рассказал о потенциале новых проектов, объяснил, почему компания стремится стать производителем собственного контента и какую роль в этой трансформации должна сыграть запущенная в марте телевизионная платформа TV+.

Куанышбек Бахытбекович, Казахтелеком в прошлом году поразил всех количеством и качеством завершения действующих и разворачивания новых проектов. Компания развернула сеть онлайн-инструментов взаимодействия с абонентами, вооружила несколько акиматов инструментами Big Data, вовремя завершила строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, а в марте 2021 года запустила новую телевизионную платформу TV+. Такой активности в форс-мажорный период можно только позавидовать, можете сказать – в чем секрет успеха?

- На самом деле секретов нет, главное наше преимущество – это наш коллектив. Только благодаря самоотверженности сотрудников мы смогли добиться перечисленных результатов и достижений. Каждый наш работник - профессионал своего дела и понимает, что он - часть очень большой и эффективной команды профессионалов, и что от вклада каждого зависит успех любого начинания. Мы очень кропотливо работали над всеми нашими новыми электронными сервисами – и их массированный выход на рынок в этот период стал логичным завершением этой работы. Плюс в локдаун мы сфокусировались на внутренней работе самой компании, поскольку, говоря откровенно, увеличение нагрузки на сети в прошлом году выявило все наши недостатки. И вся наша команда очень четко отработала этот непростой период, в том числе и в отношении работы над ошибками.

Давайте пойдем по проектам детально: многие до сих пор не понимают, зачем Казахтелекому нужен был проект ВОЛС СНП? Вы – рыночная структура, пусть и с государством в качестве одного из конечных бенефициаров, ваша первостепенная задача – извлечение прибыли, а когда речь заходит об обеспечении села широкополосным доступом, на первый план выходит социальная составляющая этого проекта. Те 14 лет обслуживания сетей, которые заложены в механизме государственно-частного партнерства, окупают ваши инвестиции и гарантируют вам прибыль?

- Действительно, мы рыночная структура, и для наших акционеров важен аспект инвестиционной привлекательности и рентабельности любого проекта. Прежде чем приступить к практической реализации такого масштабного проекта, как строительство линий оптоволокна на селе, мы, конечно же, провели немало исследований в целях оценки проекта – он, напомню, прорабатывался 5 лет. У правительства была заинтересованность в проведении качественных и современных линий связи в селах, наша заинтересованность – привести в село дополнительные сервисы, но нам нужна была гарантия потребления определенных объемов. Эту гарантию нам дали государственные и бюджетные организации, при этом проект компанией изначально не рассматривался исключительно как коммерческий. Это, скорее, социальный проект, вместе с тем в рамках договоренностей с государством, мы рассчитываем в течение 14 лет окупить инвестиции.

Но вы рассматриваете село в качестве достаточно объемного источника абонентской базы. Верите в то, что трафик в сельской местности способен если не сравняться с городом, то хотя бы приблизиться к нему по объемам?

- В Казахстане более 40% населения живет в сельской местности – это около 8 миллионов человек. И проект «ВОЛС СНП» даст импульс для прихода всех современных телекоммуникационных услуг в село, обеспечив объемный трафик. Исходя из этого, я думаю, что в среднесрочной перспективе по объему трафика село приблизится к городу. Тут стоит вспомнить поговорку наших соседей про то, что путь в тысячу ли начинается с первого шага. Да, сейчас примеры использования бизнесом широкополосного доступа на селе единичны, но для нас важно то, что они в принципе появляются и появляются практически сразу после выстраивания нашей сети, а не через год-два. Давайте вспомним, что население в наших городах тоже начало массово пользоваться интернет-магазинами далеко не сразу после появления там 4G. И бизнес в городах тоже не сразу перешел в онлайн – ему ведь тоже понадобилось время для адаптации.

На селе будут протекать те же процессы: сейчас оно на этапе освоения интернет-пространства, и этот этап всегда характеризуется скромными показателями. А вот после, когда люди понимают, что дает им интернет и осваиваются в нем, всегда следует рост. Сейчас сложно представить, будто трафик в сельской местности может быть больше, чем в городе. Но тут смотря что с чем сравнивать: Нур-Султан, Алматы и Шымкент даже по отдельности всегда будут потреблять в разы больше, чем какой-нибудь самый крупный в стране сельский округ или даже район – просто потому, что в этих округах и районах миллиона жителей не наберется. А вот если сравнивать небольшой по численности областной центр с густонаселенными сельскими округами, то со временем почему бы такому сельскому округу не войти во вкус и не «перевесить» город?

Завершая тему строительства волоконно-оптических линий связи – как вам в условиях пандемии удалось не выбиться из графика? В 2020 году ведь несколько месяцев, примерно с марта по июнь, у большей части казахстанского предпринимательства просто выпали из жизни…

- При реализации проекта мы применили сетевой метод, когда строительство шло параллельно во всех регионах, активно привлекались местные субподрядчики. При этом Казахтелекому в каждом регионе приходилось использовать уникальные тактики, связанные с различными географическими особенностями. Где-то при реализации проекта приходилось взрывать горную породу, где-то кабель тянули по дну водоема. И успешная реализация проекта во многом стала возможна благодаря его правильному и качественному проектированию, но главной составляющей успеха стали наши люди. В марте-мае 2020 года из-за того, что перемещение внутри страны было затруднено, наши сотрудники, задействованные в этом проекте, работали вахтовым методом и не только трудились, но и жили в буквальном смысле в поле.

И их вклад в реализацию этого проекта переоценить сложно, как, впрочем, и работу наших «технарей», которые в разгар пандемии продолжали обслуживание сетей и оборудования в городах и в сельской местности. Помимо этого, нам помогали и шли навстречу государственные органы, как центральные, так и местные. Последние проявляли большую заинтересованность в том, чтобы широкополосный доступ пришел в отдаленные районы их регионов. В общем, это был пример того, насколько эффективным может быть государственно-частное партнерство, когда и компания, и государство заинтересованы в качественной и своевременной реализации проекта.

Когда компания в прошлом году в считаные недели развернула сеть совершенно новых онлайн-инструментов взаимодействия с абонентами, вспомнилась крылатая фраза: лучший экспромт – это хорошо подготовленный экспромт. Вы готовили этот перевод абонентов в режим онлайн вместо очередей в абонентских участках заранее?

- Да, мы собирались постепенно перейти на дистанционное обслуживание абонентов, так как такой формат работы сокращает издержки и экономит их время. Но изначально думали о пятилетнем периоде переформатирования работы наших сервисных пунктов. Однако весна 2020-го заставила действовать оперативно: в считаные дни после введения режима ЧП в Казахстане в марте Казахтелеком задействовал все онлайн-инструменты для установления обратной связи с клиентами. И выяснилось, что эта модель, которая дорабатывалась буквально в полевых условиях, более привлекательна и для компании, и для абонентов. Только за первые 10 дней ограничительных мер в марте прошлого года «Казахтелеком» получил всплеск обращений через онлайн-каналы в 30 раз. И компания сумела «переварить» этот рост нагрузки, несмотря на то что 70% сотрудников в марте-мае 2020 года работали из дома. А в ноябре 2020-го «Казахтелеком» принял через свои онлайн-каналы более 70 тыс. обращений от абонентов, что позволяет говорить о почти полном переходе клиентов оператора к цифровым методам взаимодействия.

Компания создала аналогичные условия и для бизнеса: в Казахстане одной из основных проблем предпринимательства в период пандемии стало отсутствие возможности взаимодействовать с контрагентами физически. И здесь на первый план вышел созданный еще до пандемии маркетплейс ismet.kz. Это направленная на бизнес-пользователей платформа, на которой корпоративные клиенты могут покупать услуги других компаний и продавать свои дистанционно. В этой же экосистеме, действующей по формуле B2B2X, производится обслуживание корпоративных клиентов со стороны Казахтелекома. И хотя многое делалось практически в пожарном порядке, персонал оператора отлично справился с этим авралом.

Проекты по мониторингу ситуации с распространением коронавируса, которые вы реализовали в 2020 году с акиматами на основе анализа больших данных, получат вторую жизнь после того, как проблема распространения COVID-19 будет купирована? Можно ли их, по аналогии с военно-промышленным комплексом, сделать конверсионными проектами «двойного назначения», то есть переключить на решение каких-то других задач?

- Конверсия той геолокационной Big-Data-аналитики, которую использовал акимат Алматы, вполне возможна. Я напомню суть этой программы: с помощью обезличенных данных абонентов мобильной связи медики Алматы могли отслеживать миграцию населения в режиме реального времени и вычислять районы потенциальных вспышек заболевания. Позже мы их вооружили еще и системой видеонаблюдения в местах скопления людей - магазинах, кафе, ресторанах и автобусах: видеосистема позволяет распознать посетителей без масок, а также лиц с явными признаками заболевания.

Эту же программу городские власти после кардинального решения проблемы с распространением коронавируса вполне могут использовать для решения других проблем. Например, для выстраивания эффективного транспортного трафика на основе данных о наиболее востребованных маршрутах. Или для того, чтобы помочь бизнесу найти наиболее «правильные» точки дислокации в городе: в феврале этого года, на бизнес-форуме Digital Almaty 2021 мы презентовали нашу новую систему анализа экономической активности бизнеса и административных районов на базе чековых транзакций контрольно-кассовых машин.

Этот проект на основе аналитики транзакций порядка 70 тыс. казахстанских организаций позволяет сформировать экономический портрет практически любого населенного пункта Казахстана, проанализировать денежный оборот в каждом его районе, вычислить количество продаж в каждой торговой точке страны в любое время ее работы. Так что любой продукт Big-Data-аналитики – это система не двойного даже, а тройного назначения – при определенной перенастройке, разумеется.

Казахтелеком за последние несколько лет обосновался на ведущих позициях практически во всех секторах телекоммуникационного рынка республики. Вы захватили лидерство и в секторе кабельного телевидения, которое подкреплено выходом в марте на рынок нового продукта - платформы TV+. Очевидно, что «Казахтелеком» уже вышел за рамки классического телеком-оператора. Каким вы видите будущее компании на рынке?

- Ключевая проблема, стоящая сейчас перед телеком-бизнесом - это выбор долгосрочной траектории устойчивого развития и диверсификация бизнеса. Рынки беспроводной связи достигли насыщения, а для сегмента фиксированной связи настали непростые времена из-за постепенного отказа от традиционных услуг. При этом в обоих сегментах во многих регионах наблюдается тенденция к коммодитизации – превращения уникальных услуг в товар массового потребления. Поэтому операторы связи инвестируют в новые отрасли бизнеса и создают дополнительные сервисы для пользователей, начинают строить экосистемы для цифровых бизнесов. Мы определили для себя 10 ключевых направлений развития, которые базируются на решениях, связанных с искусственным интеллектом, видеоаналитикой, блокчейном, финансами, электронной коммерцией, безопасностью. И, конечно, развиваем экосистему контента.

Мы сейчас - основной контент-провайдер в стране потому, что строим нашу экосистему вокруг вещей, в которые мы верим: например, вокруг киберспорта или вокруг мобильного телевидения. Тут надо сказать, что за 10 лет, которые я работаю в компании, среднее потребление контента одним домохозяйством не изменилось: те же 16 часов. Но 10 лет назад эти 16 часов делились пополам между телевидением и интернетом, а сейчас доля интернета составляет 14 часов, из которых большая часть приходится на стриминг киберспорта, на онлайн-сериалы. Мы запустили платформу TV+, чтобы потребители те же сериалы вместо Netflix смотрели у нас – и менее чем за месяц эта платформа собрала более 30 тысяч подписчиков. А дальше мы будем смотреть, какой контент мы можем производить сами.

По контентной части мы хорошо зашли в киберспорт: раскрученная в Казахстане под нашим брендом серия турниров «Аламан» уже собирает миллионы просмотров. А сейчас вместе с Федерацией киберспорта Казахстана мы проводим официальные национальные турниры, включенные в реестр Министерства культуры и спорта – это уже профессиональный уровень соревнований, который гарантирует еще большую аудиторию. То есть у Казахтелекома уже есть наработки в этой сфере, и после запуска TV+ мы рассчитываем набирать обороты.

Если честно, то я просто заболел идеей создать в Казахстане такую платформу, которая будет генерировать собственный контент. Потому что это прототип того, чем телеком-оператор должен заниматься в наше время – не только обслуживать сеть технически, но и создавать наполнение этой сети. Так что TV+ для нас сейчас задача №1, и такие сервисы мы будем стараться все время выдавать. Ниш для таких проектов много, к примеру – телемедицина: у нас есть проект платформы, на которой казахстанцы могут связаться с высококвалифицированными врачами, как отечественными, так и зарубежными, чтобы проконсультироваться с ними относительно своего здоровья.

Реализация капиталоемких проектов в период пандемии, которая наверняка оказала какое-то ограничительное влияние как на саму компанию, так и в большей степени на ваших клиентов, не привела к ухудшению финансовых результатов АО «Казахтелеком» в прошлом году. Выручка при этом в прошлом году выросла на 23,8%, что многие связывают с ростом спроса на телеком-услуги в период карантинных ограничений. Какие именно направления стали главными драйверами?

- Да, пандемия в 2020 году сделала телеком-услуги более востребованными: возросли потребности в скоростных каналах связи и сервисах, позволяющих обеспечить эффективное функционирование бизнеса в дистанционном режиме. И мы в прошлом году пожинали плоды нашей многолетней работы по строительству Data-центров, постоянному обновлению оборудования, внедрению новых технологий. Наш прошлогодний финансовый успех был связан не просто с притоком абонентской базы, а с тем, что мы были готовы к этому притоку благодаря четкой реализации инвестиционной программы.

Если говорить о наиболее востребованных продуктах, то в 2020 году на 45% вырос спрос на пакетные предложения услуг Казахтелекома, на 28% вырос интерес к облачному видеонаблюдению, обеспечивающему защиту складов, магазинов, гостиниц и автомоек, производственных компаний. Отмечу также рост спроса на 13% на IP VPN в силу необходимости установки защищенных и безотказных сетей связи как для бизнеса, который перевел работу на удаленный режим, так и для госструктур, отвечающих за бесперебойное функционирование жизненно важных служб. Следующий продукт, набирающий популярность в Казахстане, – это виртуальный дата-центр, облачный ресурс, на базе которого клиент может самостоятельно создавать ИТ-инфраструктуру любой сложности: спрос на данную услугу вырос на 36%.

В июне прошлого года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило кредитный рейтинг АО «Казахтелеком» до инвестиционного уровня «BBВ-», отметив сильные финансовые результаты, стабилизацию левериджа и улучшение ликвидности компании. Как вам удается обеспечить финансовую устойчивость при громадных инвестзатратах?

- Безусловно, наши финансовые результаты - это итог работы по всем направлениям и во всей группе компаний, включая наши мобильные активы. Работа проводилась как в части повышения выручки, так и по оптимизации расходов. Важная составляющая финансовой устойчивости - работа с долговым портфелем: мы очень тщательно подходим к вопросу планирования деятельности, просчитываем влияние всех крупных проектов и капитальных затрат, приоритизируем их с точки зрения максимальной эффективности.

В работе с кредиторами мы используем все возможности для оптимизации финансовых расходов, удешевления стоимости денег. Так, например, для финансирования проекта «ВОЛС СНП», о котором мы говорили выше, были привлечены заемные средства от АО «Банк развития Казахстана» по льготной ставке - 7,22% годовых.

В итоге у нас не перегружен кредитный портфель даже после сделок по приобретению долей в сотовых операторах, одновременно у нас очень качественный инвестиционный портфель, то есть наши будущие проекты, в которые мы вкладываем средства здесь и сейчас, рентабельны, отсюда и высокая оценка Fitch Ratings.

Вы находитесь во главе компании свыше 10 лет, за которые Казахтелеком претерпел значительные изменения. Можете кратко подвести промежуточные итоги вашей работы, выделить те достижения компании в этот период, которыми больше всего гордитесь, и сказать, какой совет сейчас могли бы дать себе самому десять лет назад, перед приходом вКазахтелеком», если бы была такая возможность?

- Мне как-то сложно оценивать самого себя, здесь, прежде всего, надо говорить о заслугах коллектива компании, о том, что наши сотрудники – это действительно наш главный актив. Поэтому начну с совета, который дал бы самому себе, – сформулировал бы его так: «Правильно расставляй людей». Знаете, Казахтелеком меня отучил от иллюзий насчет того, что какая-то проблема может решиться сама по себе. И приучил к тому, что ни один процесс нельзя пускать на самотек: нужно правильно подбирать людей, давать им правильную мотивацию и мониторить решение ими проблемы. Мне кажется, что такая парадигма доказала свою состоятельность: сейчас Казахтелеком - лидер на рынке, задаваемые нами тенденции подхватывают остальные его игроки, но такой успех может обеспечить только хорошая команда, в одиночку его не добьешься. Поэтому хорошо организованная, креативная и профессиональная команда – вот главный секрет нашего успеха.

Если же пробежаться тезисно по основным достижениям за 10 лет, то могу выделить завершение проекта перехода телекоммуникационных сетей АО «Казахтелеком» на технологии Next Generation Network, строительство универсальной волоконно-оптической сети доступа FTTH (Fiber to the Home) и запуск крупнейшего в СНГ Центра обработки данных (ЦОД), разработанного совместно с компанией Hewlett-Packard.

Также в это десятилетие был осуществлен такой значимый как для компании, так и для всего казахстанского рынка проект, как запуск сети LTE на базе дочерней компании Altel и магистральной сети DWDM нового поколения; была осуществлена стопроцентная цифровизация сетей фиксированной голосовой связи; мы реализовали проект Dream по организации транзитного маршрута Европа – Юго-Восточная Азия совместно с China mobile; создали Единый центр управления сетями.

Из недавних проектов компании могу выделить строительство и завершение оптоволоконных линий связи в сельской местности, реализацию проекта Smart Aqkol и тестирование сетей стандарта 5G в городах Нур-Султан и Алматы. И все перечисленное – это всего лишь небольшая часть реализованных компанией проектов за 10 лет, которые я смог навскидку вспомнить.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить