KMGI: какие технологии делают производство нефтепродуктов прибыльнее

6722

Блокчейн и искусственный интеллект добрались до нефтедобывающей отрасли. Эксперты KMGI, зарубежного актива «КазМунайГаза», рассказали Forbes.kz, как инновации помогают трансформировать бизнес

НПЗ «Петромидиа»
Фото: Архив пресс-службы
НПЗ «Петромидиа»

Долгое время нефтеперерабатывающую промышленность попросту не связывали с высокотехнологичной отраслью. Ситуация начала меняться кардинальным образом в начале нулевых, с появлением оцифровки и автоматизации, роботизации бизнес-процессов и использования аналитики.

Бизнес по принципу Amazon

Amazon многое поменял в сознании людей, изменив принципы ведения бизнеса по всему миру. Нефтеперерабатывающая KMGI – не исключение, и тоже идет за передовыми трендами в сфере цифровизации.  В частности, в компании приводят примеры того, как новые технологии кардинально упростили закупки и делопроизводство. Так, система Procure to Pay сама высылает заказы поставщикам, позволяя покупать товары и услуги из каталогов так же, как в Amazon и Ebay.

Церемония вручения KMGI  сертификата CIPS в г.Бухарест (Румыния)
Фото: Архив пресс-службы
Церемония вручения KMGI сертификата CIPS в Бухаресте (Румыния)

- Основными тенденциями в закупочной деятельности остаются оцифровка и автоматизация, роботизация бизнес-процессов, использование аналитики и упрощение всего процесса. Всё больше и больше облачных инструментов появляется для того, чтобы упростить, но в то же время усилить контроль над затратами. Мы так же, как и многие, стремимся консолидировать объёмы, найти долгосрочных партнёров, сократить количество поставщиков, упростить процесс приобретения товаров и услуг, создать каталоги и за счёт консолидации объёмов в “одни руки” добиться оптимизации затрат. Всё идёт к своего рода модели Amazon-бизнеса, - рассказал директор по закупкам группы компаний KMG International Арман Кульманов.

Также специалисты KMGI отмечают, что удалось полностью оцифровать весь процесс закупок и исключить бумажные процессы согласования. С тех пор как в компании перешли на цифровую подпись от DocuSign, цикл утверждения документов сократился с недель до часов и минут. Стало неважно, в каком городе или стране находятся коллеги, в офисе или в командировке – достаточно, чтобы под рукой был мобильный телефон, через который можно подписывать документы из любой точки мира, в любое время. Роль департамента закупок изменилась от транзакционной к стратегической.

В октябре 2018 в головном офисе KMGI в Бухаресте состоялась церемония награждения и вручения сертификата, подтверждающего присвоение группе KMGI престижной корпоративной аккредитации в сфере управления закупками и поставками, в соответствии с международными стандартами института CIPS (The Chartered Institute of Procurement and Supply). KMGI стала первой компанией в Румынии, получившей корпоративную аккредитацию CIPS уровня «Standard». Эксперты оценили эффективное управление закупочными процессами и высокий уровень надёжности поставок.

Арман Кульманов, директор по закупкам группы KMG
Фото: Архив пресс-службы
Арман Кульманов, директор по закупкам группы KMGI

- Полученная аккредитация является подтверждением того, что KMGI является надёжным бизнес-партнером и внутренние процедуры Группы соответствуют высоким международным стандартам CIPS. Наша цель - получить сертификацию CIPS уровня «Платинум», что является высшей аккредитацией в закупочной деятельности, и стать ещё более доверенным партнером, - поделился амбициозными планами Арман Кульманов.

Уход в облака

Будущее в компании видят за технологиями Big Data, автоматизацией и роботизацией промышленности. Искусственный интеллект хорошо справляется с анализом больших данных, выстраивает логические взаимосвязи, прогнозирует будущее. Так, внедрив систему электронных закупок, компания получила качественную аналитику, которая автоматически формируется системой и резко сократила время для  принятия решений.

Колоссальную выгоду приносят компании и облачные технологии - инфраструктура Oracle и услуги платформы Cloud. KMGI перенесла в облако большой объём данных, отказавшись от части своих серверов. В результате группа снизила потребление электричества на более чем 4,500 кВт/ч в месяц (на 20% меньше, чем было). Снижение эксплуатационных расходов повлекло за собой снижение выброса парниковых газов на 1,5 тонны в месяц.

- Мы значительно снизили эксплуатационные расходы в сфере IT, сократили потребление электричества на 20%, упростили процессы управления, а также обеспечили масштабируемость для долгосрочных планов устойчивого роста, к которым мы стремимся в нефтегазовой отрасли, - сказал заместитель директора группы KMG International по ИТ Влад Мока.

Стоит отметить и повышенную безопасность хранения данных. К примеру, у Oracle по всему миру около двадцати ЦОДов, обеспечивающих уровень безопасности Tier-4, способных устоять даже при цунами.

Автоматизация и дополненная реальность

С августа 2013 группа KMGI начала масштабную программу Change for Good («Изменение к лучшему»), направленную на изменение абсолютно всех бизнес-процессов компании. Диджитализация заняла особое место в этой трансформации. Фокус текущего периода - комплексная цифровизация завода Петромидиа, выпуск инновационных сервисных услуг для клиентов на заправках и базах, внедрение  ИТ-инфраструктуры и платформы по всей производственной бизнес-цепочке. 

Комната управления на НПЗ «Петромидиа»
Фото:
Комната управления на НПЗ «Петромидиа»

Основным драйвером технологических перемен на заводе стала программа внутренней оптимизации «Дельфин», цель которой – постоянное улучшение. Каждое подразделение на НПЗ «Петромидиа» постоянно находится в поиске решений, которые  помогут сделать процессы эффективнее, экологичнее и технологичнее.   

В целом, в ближайшие пять лет компания планирует запустить свыше 100 IT-проектов, внедряя инновации на всей производственной цепочке – от переработки сырой нефти до продаж бензина.

- В нашей пятилетней стратегии мы делим дорожные карты по самым важным направлениям бизнеса – ретейл, маркетинг, промышленные услуги, переработка, цепочка поставок и трейдинг. В прошлом году запустили пилотный проект на НПЗ ПетромидиаAdvance Process Control по автоматическому подбору энергопотребления и количества нужных ресурсов. Регулировка производственного процесса осуществляется в автоматическом режиме. Возврат инвестиций произошёл за 4 месяца, - рассказал директор группы KMG International по ИТ Тимур Тазабеков.

Пока Advanced Process Control действует только на одной установке в пилотном режиме, но планируется, что к 2020 система будет установлена на всех объектах завода. Экономическая выгода от работы экспериментальной установки уже составила $1,2 млн за первый год тестирования. Ещё один пилотный проект - использование на НПЗ технологий дополненной реальности. Компьютерная программа моделирует условия переработки или транспортировки нефтепродуктов, изучая различные сценарии, и делает это быстрее, чем в лаборатории.

Автоматизация и цифровизация приносит ощутимые выгоды не только в производстве, но и в ретейле. Значительную долю прибыли компании, активно растущей с приходом текущего казахстанского менеджмента, принесли такие инновационные даже для  продвинутого румынского и европейского рынка продукты и услуги, как топливный бренд Efix, гастробренд Hei и система оплаты Fill and Go. В этом секторе, через который KMGI непосредственно взаимодействует с конечными клиентами, тоже полным ходом идёт технологическая модернизация.

Автозаправочная станция Rompetrol в  Бухаресте (Румыния)
Фото: Архив пресс-службы
Автозаправочная станция Rompetrol в Бухаресте (Румыния)

Возможно, следующий  этап – использование цифровых и облачных решений в проектах, связанных с зелёными технологиями. Это новая ниша для всей отрасли нефтепереработки, в которой KMGI также делает первые шаги -  летом этого года компания запустила первую в Румынии  автозаправочную станцию Rompetrol, работающую на возобновляемых источниках энергии.

В целом, как отмечают ИТ-специалисты компании, главная функция информационных технологий в крупных производственных компаниях масштаба KMGI – выступать своего рода стратегическим технологическим партнёром во всех инициативах. То есть решать проблемы и удовлетворять растущие запросы бизнеса через цифровые инновации, и делать это быстро, технологично и комплексно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить