Китайский Стив Джобс

12418

Основатель Xiaomi Лэй Цзюнь построил одну из самых успешных технологических корпораций в мире. Начав свой бизнес с копирования iPhone, Лэй дорос до вполне реальной конкуренции с Apple

Фото: GILLES SABRIE для Forbes

В те годы, когда Лэй Цзюнь был директором небольшого китайского стартапа Xiaomi, он любил хвастаться своей работоспособностью: 100 рабочих часов в неделю были нормой. Сегодня его компания стала одной из самых крупных в мире; сам Лэй – на восьмом месте в списке богатейших людей Китая. Как вы думаете, изменилось ли его расписание? Угадали: ничуть. По словам Лэй Цзюня, его всегда подстегивал страх потерпеть неудачу. «Если бы четыре года назад я сказал кому-нибудь, что достигну всего этого, меня бы подняли на смех», – говорит бизнесмен.

Под «всем этим» 45-летний Лэй, видимо, подразумевает завоевание крупнейшего в мире рынка смартфонов за какие-то четыре года. Подумать только, до 2010 Xiaomi не существовала, а сегодня ее смартфоны Mi – самые продаваемые в Китае. Учитывая, что в Азии ежегодно продается 1,5 млрд смартфонов, Xiaomi – третий крупнейший производитель мобильных устройств в мире после Samsung и Apple.

Лэй Цзюня прозвали китайским Стивом Джобсом, и недаром. Он многое перенял от покойного главы Apple: эффектные презентации новых продуктов, любовь к черным футболкам и джинсам, минималистский дизайн устройств (раскритикованный в пух и прах дизайнером iPhone Джони Айвом). Может, кому-то и покажется, что сам Лэй – всего лишь азиатская копия легендарного Джобса, но это не так. По крайней мере – в Китае. Тут у Лэй Цзюня армия поклонников и почти $10-миллиардное состояние. «Моя цель – сделать Xiaomi национальной гордостью Китая, которая способна повлиять на развитие промышленности страны и работать на благо каждого человека в мире», – торжественно заявляет Лэй, сидя за огромным столом на 15-м этаже пекинского небоскреба.

Xiaomi выбрал беспроигрышную для Китая стратегию: продавать людям дешевые и навороченные смартфоны на базе операционной системы Android. В прошлом году компания продала 60 млн устройств – в 2 раза больше, чем в 2013. Только за первый квартал 2014 прибыль Xiaomi составила $5,5 млрд, тогда как за весь 2013 было заработано $80 млн.

Большую роль в успехе смартфонов сыграла и тактика продаж: устройства продаются только на официальном веб-сайте непосредственно конечным потребителям. Таким образом, Xiaomi полностью контролирует процессы приобретения и послепродажного обслуживания своих смартфонов. Комплектующие для них, кстати, компания закупает небольшими партиями в течение года – чтобы не переплачивать, если цены на компоненты вдруг резко снизятся. Идеи по улучшению устройств подбрасывают сами пользователи через такие платформы, как микроблог Weibo. У Лэй Цзюня более 4 млн подписчиков в различных социальных сетях. Бизнесмен проводит много часов в чате Mi Talk, обсуждая пути улучшения смартфонов с энтузиастами. Кроме того, с 2012 проводятся ежегодные съезды любителей продукции Xiaomi, больше напоминающие языческие празднества: фанаты марки хором поют песни, играют в спортивные игры и ходят в обнимку с плюшевым кроликом Mi Bunny – официальным талисманом компании.

Рост интереса китайцев к смартфонам Mi лучше всего иллюстрируют цифры. В 2011 в первые сутки продаж было реализовано 300 тыс. экземпляров модели Mi1. В 2014 ее новая модификация разошлась в количестве 100 тыс. штук в течение 90 секунд с момента запуска. А в день скидок, 11 ноября, было продано более 1 млн смартфонов, что составило мировой рекорд по объему онлайн-продаж.

Смартфоны Mi любят и в других азиатских странах. В Индонезии, к примеру, 10 тыс. экземпляров продаются в течение 40 секунд. Гонконг, Индия, Малайзия, Сингапур и Тайвань также входят в число перспективных для Xiaomi стран. В планах компании – выход на другие рынки, включая американский. По словам Лэй Цзюня, экспансия в США начнется не раньше чем через три года: слишком много дел в родном Китае.

По всей видимости, в Xiaomi уже сейчас активно готовятся к будущим завоеваниям. В число ее 7,5 тыс. сотрудников недавно вошел Хьюго Барра, бывший вице-президент Google. Главная обязанность топ-менеджера – развитие бизнеса за пределами материкового Китая. Нанимая опытных управленцев, Лэй Цзюнь строго следит за соблюдением иерархии: на сайте компании он указан как единственный основатель.

Как высоко может подняться Xiaomi? В 2013 компания подорожала на $10 млрд благодаря инвестициям Юрия Мильнера, основателя группы фондов DST Global. На сегодняшний день ее стоимость оценивается в $45 млн. Лэй считает, что это не предел. «Четыре года назад я ошибся, посчитав, что максимальная стоимость Xiaomi – $10 млрд, – говорит он. – Да и опыта было маловато: в прошлом я работал в компаниях не дороже $1 млрд. Планка в $100 млрд для меня и вовсе казалась недосягаемой». Что ж, теоретически Xiaomi уже сейчас может преодолеть этот предел – с помощью проведения IPO (как сделала Alibaba). Лэй, правда не хочет выставлять акции своего детища на продажу в течение по меньшей мере пяти следующих лет.

«Самое главное для меня и моих партнеров – сфокусироваться, сфокусироваться и еще раз сфокусироваться. Если провести IPO, то все разбогатеют, накупят недвижимости за границей, спортивных машин и разъедутся. Как тогда управлять компанией?» – вопрошает он.

Лэй Цзюнь – представитель новой волны китайских бизнесменов наряду с такими именами, как Робин Ли и Джек Ма. Все они трудились не покладая рук с молодости, чтобы достичь всемирного признания после 40-летнего возраста. Свою деятельность Лэй начал в 1992: после окончания факультета компьютерных наук Уханьского университета он был принят на работу в Kingsoft, китайскую компанию по разработке антивирусных программ. Шесть лет спустя Лэй стал ее исполнительным директором. Все это время бизнесмен понемногу вкладывал свои личные средства в различные стартапы. В 2004 он провернул первую крупную сделку, продав онлайн-ретейлер Joyo.com американской Amazon за $75 млн. Покинув Kingsoft в 2007, Лэй сосредоточился на инвестициях: купил долю в мобильном браузере UC Web (впоследствии продан Alibaba) и видеосервисе YY.com (в 2012 вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу). В общем, и без Xiaomi Лэй Цзюнь легко стал бы миллиардером.

Главным поводом для создания Xiaomi стал уход Google с китайского рынка из-за несогласия с цензурными ограничениями правительства в 2010 году. Лэй увидел возможность для развития бизнеса и сблизился с Лин Бином, топ-менеджером Google в Китае. Подумав, они решили, что китайцам нужна местная версия системы Android с открытым исходным кодом, и основали Xiaomi. Бизнесмены провели несколько месяцев, работая над бизнес-планом. Помимо Apple примером для них послужили американские супермаркеты Walmart и сеть складов Costco – компании, которые сумели максимально удешевить процессы и снизить стоимость конечной продукции для покупателей.

В сентябре 2011 Xiaomi выпустила свой первый смартфон – Mi1. Уже тогда Лэй Цзюнь был настолько популярен в китайских соцсетях, что на печатную и телевизионную рекламу денег тратить не пришлось – Mi1 и так расходились как горячие пирожки. В 2012 вышла новая модель – Mi2, и Xiaomi удалось привлечь инвестиции в размере $216 млн. Это вдобавок к ранее привлеченным $120 млн от Morningside Group, Qiming, IDG и Temasek. Как и в других аспектах бизнеса, Лэй держит все нити в своих руках: ему принадлежит около трети акций компании.

За прошедшие два года Xiaomi вплотную подобралась к Samsung и Apple, удерживая низкие цены на свою продукцию и зарабатывая на приложениях, обслуживании и аксессуарах. «Я работал на таких выдающихся людей, как Джон Чемберс, Масаеси Сон и Ларри Эллисон. Могу сказать совершенно точно: Лэй Цзюнь стоит в одном ряду с этими светилами интернет-эпохи, – утверждает Гарри Ришел, управляющий партнер и основатель венчурного фонда Qiming. – Apple была первой технологической компанией, которая смогла продавать свои продукты без посредников. Ей для этого понадобились торговые точки, а у Xiaomi – лишь онлайн-магазин».

Планы Лэй Цзюня предполагают развитие Xiaomi на зарубежных рынках. Учитывая высокую конкуренцию на рынке дешевых смартфонов и нарушение компанией патентных прав, притязания бизнесмена могут столкнуться с трудностями. Проблемы уже возникли в Индии – втором по величине рынке смартфонов в мире. Прошлым летом Xiaomi зашла в эту страну, заключив сделку с местным интернет-гигантом Flipkart. К концу 2014 было продано 500 тыс. смартфонов Mi. Казалось, все идет успешно, однако в декабре шведская Ericsson подала в суд на Xiaomi, обвинив в незаконном использовании патентов на беспроводные сети 3G и EDGE. Сторонам удалось прийти к мирному соглашению, согласно которому китайцы выплачивают Ericsson $1,57 с каждого проданного устройства.

Интернет-телевизор MiTV – следующий шаг Xiaomi на пути к господству в технологическом мире

Под чутким руководством Лэй Цзюня Xiaomi делает первые шаги в производстве интернет-телевизоров. Три месяца тому назад стартовали продажи MiTV – в первый день было реализовано 37 тыс. экземпляров.

Предприниматель уверен: Xiaomi станет ключевым игроком и на этом рынке. В рамках диверсификации бизнеса Лэй недавно выкупил долю в видеохостинге iQiyi за $300 млн. Веб-сайт является частью крупнейшей в Китае поисковой системы Baidu и открывает Xiaomi дверь в мир мобильных развлечений. На развитие этого сегмента Лэй выделил $1 млрд, пригласив в свою команду Чен Тонга – главного редактора известного новостного ресурса. Кроме того, Xiaomi теперь принадлежит часть китайского видеопортала Youku Todou и доля в американской марке спортивной одежды Misfit.

Интервью с Лэй Цзюнем подходит к концу. Чтобы дать понять это, он встает из-за рабочего стола. Предприниматель редко встречается с журналистами: 100-часовая рабочая неделя требует невероятной концентрации. Да и жене с двумя детьми надо уделить время. Как говорит друг Лэй Цзюня миллиардер Робин Лин, подобный рабочий режим «похож на триатлон: нужно уметь разбираться в промышленном производстве, написании компьютерных программ и интернете».

В завершение беседы Лэй отмечает: «Мы – молодая компания в достаточно слабой позиции». Ну да, конечно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить