Kcell: сила в росте

5783

Итоги года подводит главный исполнительный директор компании Арти Отс

Арти Отс.
Арти Отс.

Курс на цифровизацию

Г-н Отс, III квартал 2017 компания завершила достаточно успешно. Стабилизировались финансовые показатели, Kcell показал положительные результаты по многим направлениям, и в первую очередь по двум важнейшим направлениям – рентабельности и выручке. Так, показатель EBITDA, без учета единовременных расходов, вырос на 2,5% и составил 14,6 млрд тенге. Чистый объем продаж вырос на 1,6% и составил 37,5 млрд тенге. Третий квартал подряд вы демонстрируете положительную динамику по приросту абонентской базы, которая достигла 10 млн абонентов. Выходит, вы преодолели негативный тренд и выбрали правильную стратегию?

- Да, мы выросли почти по всем показателям, и положительный тренд продолжается и в IV квартале. Успех отмечается по трем важным направлениям, на которых мы сфокусировались три года назад. Во-первых, мы работаем над развитием корпоративного сегмента, который сейчас у нас растет очень сильно. Во-вторых, мы сфокусировались на улучшении качества услуг и связи. Наши абоненты требуют высокого качества, и я их прекрасно понимаю: у меня самого почти вся работа зависит от сотовой связи и мобильного интернета. В-третьих, мы внедряем новые услуги. Не могу пока сказать, что они значительно влияют на ключевые показатели, но ситуация будет меняться. Например, уже полмиллиона абонентов пользуются нашими онлайн-сервисами: с мобильного слушают музыку, смотрят фильмы, читают журналы и книги, а также пользуются финансовыми услугами.

Еще из положительных трендов я бы отметил растущую популярность пакетных предложений, которые мы запустили 2,5 года назад. Сегодня они формируют большую часть доходов и показывают стабильный рост.

Хотя когда-то внедрение этих пакетов всеми мобильными операторами обрушили рынок…

- Конечно, и это было болезненное обрушение. Но теперь можно сказать, что мы мигрировали с модели pay as you go к пакетам и доход от них увеличивается.

Также росту доходов помогает большой процесс цифровизации компании. Например, в нашем кол-центре уже более 40% звонков обслуживает робот и помогает решить вопрос звонящего абонента. В бэк-офисе мы также провели достаточно большую работу по переходу к цифре. Отмечу, что это делается не для того, чтобы сократить штат, а чтобы автоматизировать многие процессы. При этом высвобожденные работники могут заниматься чем-то более продуктивным. И теперь мы предлагаем нашим корпоративным клиентам новые возможности и бизнес-решения.

Новые бизнес-возможности

Насколько активно вы развиваетесь в сегменте M2M (межмашинное взаимодействие)?

- Для нас и М2М, и IoT (интернет вещей), и другие современные направления весьма интересны. Взять, например, отчет о геолокации абонента. У нас есть успешный кейс со Сбербанком, который, используя наши отчеты по геолокации, открывал в Казахстане несколько отделений исключительно там, где они особенно нужны клиентам. В итоге банк идеально попал в аудиторию и усилил свое конкурентное преимущество.

Другой успешный кейс - с Dostyk Plaza. Наши данные позволяют этому торговому центру изучить поведение клиентов вплоть до того, к каким конкурентам они ходят, как реагируют на различные акции, где проводят выходные и многое другое. Эти данные позволяют ТЦ работать более эффективно, отмечая рост потока посетителей. А арендаторы фиксируют увеличение оборотов и денежного потока. Еще года три назад мы бы говорили, что такая услуга невозможна, а сегодня это стандартный наш сервис. И многие торговые центры по всему Казахстану используют этот успешный кейс.

Разумеется, данные, которые вы предоставляете, обезличенные?

- Конечно, у нас все очень строго с конфиденциальностью.

Что касается M2M, здесь мы ожидаем большого роста. Самый простой пример - транспортные компании. Они все чаще устанавливают наши SIM-карты в автомобили, и у них появляется возможность отследить, где находится машина, сколько расходует бензина и т.д.

Вообще возможности комбинации геолокации и передачи данных фактически безграничны. Например, удобна интеграция SIM-карт в бытовые счетчики, чтобы контролеры не ходили и не снимали вручную показатели расхода электричества, газа и воды. Думаю, в течение пяти лет в Казахстане эти данные будут передаваться поставщикам услуг автоматически.

В таком случае будут запущены миллионы новых SIM-карт. Не повлияет ли это на загруженность сети Kcell?

- Нет, расход трафика здесь минимальный, велико лишь количество сессий передачи данных. Но в любом случае с развитием M2M особенную надстройку в нашей сети делать придется. Пока же используется имеющаяся сеть.

В погоне за скоростью

В прошлом году вы сделали то, что ранее казалось невозможным: объединили силы с главным конкурентом – Beeline – и построили совместную сеть 4G. Успешен ли этот проект?

- Да, он оказался очень успешным на фоне страдающей от кризиса экономики. Эффект от network sharing был такой, что мы по сути сделали в два раза больше, чем смогли бы поодиночке. Сегодня нашей сетью LTE охвачено около 50% казахстанцев. Сейчас мы уже больше работаем над улучшением качества услуг в Астане, в Алматы и в других городах. Такое партнерство полезно для всех, и в первую для абонентов, которым выгоднее платить (через тарифы) за установку и работу одной сотовой вышки, а не двух. При этом в тарифах, услугах, сервисах у нас жесткая конкуренция с Beeline сохраняется.

Эксперты говорят, что каждый новый стандарт сотовой связи увеличивает его окупаемость при внедрении. Сейчас мир говорит о запуске 5G. Вы думаете о его внедрении? Наверняка еще не окупились затраты на запуск 4G.

- Конечно, мы думаем об этом и, наверное, скоро будем даже тестировать 5G. Но говорить о запуске нового стандарта пока рано: он еще не разработан, проводятся только тесты. Ожидается, что скорость передачи данных в 5G не будет колоссальной. Многие думают, что она будет в пределах 1 Гбит/сек. Но если мы настроим все частоты на один спектр, то сможем добиться этой скорости и в рамках 4G. А 5G даст скорее более быстрое время отклика. В Эстонии проводили эксперимент, когда дистанционно управляли экскаватором через экспериментальную сеть 5G. Отклик там был очень быстрым, так что машина отвечала на команды мгновенно.

Конечно, сфер, где будут применяться сети 5G, пока не много. Например, это управление беспилотными авто, что является вопросом будущего. То есть, я бы не сказал, что новый стандарт нужен нам прямо сейчас.

Несколько лет назад Kcell пошел в ретейл и развернул сеть магазинов по продаже телефонов - Kcell Store. Насколько успешным оказался проект?

- Весьма успешным. Причина кроется в том, что мы развивали его очень медленно и осторожно. Сегодня у нас по Казахстану 32 магазина. И они популярны. Например, выстрелил запуск продаж iPhone 8: наша доля была самой высокой.

И клиентам очень удобно: в одном месте можно протестировать смартфон, купить его, получить рассрочку, подключить пакет с минутами и интернетом. Для нас продажа телефонов - не бизнес. Бизнес – это консолидация ряда услуг в одном месте. И, потом, клиентам важно покупать технику у надежного продавца. Они знают, что мы никуда не денемся, а парень, который продает телефоны на рынке, завтра может свернуть свой бизнес.

Вы будете расширять сеть магазинов?

- Да, в этом и в следующем году откроем около 20 новых точек.

Это впечатляющая цифра. Вы открываете магазины, тоже предварительно изучая по геолокации поведение клиентов и выбирая наилучшие точки?

- Конечно, если мы хотим стать главной цифровой компанией в Казахстане для наших клиентов, мы сами должны испытать наши услуги.

Биржевое влияние

Акции Kcell уже пять лет торгуются на бирже. Что это дало оператору?

- Конечно, биржа очень сильно помогла развить компанию в плане корпоративного управления, сделать ее более открытой. Но это дает преимущество не только Kcell, но и помогает повысить имидж Казахстана в глазах представителей крупных мировых инвестфондов. Через нас они узнают о стране, экономике, правительстве. Интерес проявляют очень высокий. Два-три раза в году мы встречаемся с инвесторами, и они задают очень много вопросов о Казахстане. Для международных финансовых институтов – это интересный рынок, особенно сейчас, когда правительство проводит масштабную приватизацию.

Кстати, отмечу, что все сложные и проблемные вопросы компании и госорганы Казахстана обсуждают на очень высоком и профессиональном уровне. Государство все чаще прислушивается к голосу бизнеса.

Возвращаясь к итогам года. Бизнес Казахстана пережили непростые последние 2,5 года, на которые пришлись и двукратная девальвация, а сотовые операторы столкнулись еще и с ожесточением конкуренции. Можете ли вы сказать, что пик кризиса уже пройдет?

- Да, положительный тренд мы стали наблюдать с III квартала 2017, и можно сказать, что он продолжится. Кстати, во втором полугодии выросла и стоимость акций компании.

Каким вы видите ближайшее будущее Kcell?

- Мы будем улучшать качество связи, повышать уровень обслуживания и сервисы. С другой стороны, мы продолжим развивать современные направления, такие как ОТТ, мобильные финансы. Учитывая, что ими пользуются 500 тыс. абонентов от 10-миллионнной базы, можно сказать, что мы только в начале пути. А трудности всегда помогают развивать компанию: когда все находится на подъеме, развития гораздо меньше.

Внутри компании мы очень много работаем над повышением эффективности через цифровизацию. Наш офис – это тестовый полигон услуг для наших клиентов. И мы постепенно переходим из статуса сотового оператора к универсальному сервис-провайдеру. Чтобы, купив телефон с нашим номером, абонент получил и связь, интернет, и банковские услуги, а также книги, музыку, кино и журналы. А для предпринимателей Казахстана мы хотим быть универсальным бизнес-партнером. Вот почему абоненты выбирают Kcell: растет наша база клиентов, и наш бизнес развивается все успешней. И мы убеждаемся, что правильно выбрали бизнес-модель, основы которой были заложены в 2015.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить