Казахстанский стартап собрал «с миру по нитке» $92 тыс.

12373

С успехом завершилась краудфандинговая кампания Mi-Fi-роутера Nommi

Команда Nommi
Команда Nommi. Алёна Ткаченко - вторая справа

Как уже рассказывал Forbes.kz, казахстанцы Алёна Ткаченко и Кайрат Ахметов создали Mi-Fi-роутер Nommi – гаджет, который по всему миру преобразует дорогой интернет в дешевый или даже бесплатный. Этой зимой устройство прошло испытание краудфандингом. Чем все закончилось, Forbes.kz рассказала Алёна Ткаченко.  

F: Алёна, расскажите об итогах вашей краудфандинговой кампании.

- Мы закрыли кампанию 16 января 2018 с суммой $92 135. Это 369% от стартовой цели. У нас 979 клиентов, оформивших предзаказы.

F: Почему вы решили проводить кампанию на Indiegogo, хотя первоначально нацеливались на Kickstarter?

- Это хороший вопрос. Мы действительно готовились к Kickstarter - зарегистрировали компанию в США, чтобы можно было участвовать на площадке, создали работающий прототип, завели страницу на ресурсе. Indiegogo, как я говорила, мы тоже рассматривали еще в самом начале подготовки к краудфандингу, но поскольку посчитали преимущества у обеих платформ очень близкими, а Kickstarter по охвату был немного крупнее, выбрали Kickstarter и готовились к нему.

Сотрудники Indiegogo появились на горизонте в тот самый последний момент, написав нам личное письмо, что видели наш проект, знают, что мы собираемся выходить на Kickstarter и могут предложить нам более интересные условия, чем конкурентная платформа. Такой индивидуальный подход нас заинтересовал, и мы предложили созвониться, а на следующий день я в Нью-Йорке встретилась с проектным менеджером по хардвер-устройствам в их офисе уже лично, так как в это время была там в командировке. Подписали договор о сотрудничестве мы в тот же день. Если кратко говорить о тех плюсах, которые склонили нас в сторону Indiegogo, они таковы.

Во-первых, человеческий фактор. Нам выделили отдельного менеджера по подготовке и управлению кампанией, и мы могли обращаться к PR-менеджеру, которая по своим контактам рассылала релиз и знакомила с журналистами. С учетом того, что мы на рынке США новички - такая возможность была очень кстати.

Во-вторых, Indiegogo более популярна среди любителей гаджетов и электроники, а Kickstarter больший фокус делает на творческие проекты. Естественно, нам более интересна первая аудитория.

В-третьих, Indiegogo также предложил хороший план по дальнейшим действиям. Так, по окончании кампании ваши сборы не заканчиваются, а могут быть продолжены, но уже в разделе inDemand (находиться там можно по сути до момента поставки первой партии). А после того как продукт полностью готов - команда Indiegogo имеет партнерские программы по выводу вашего продукта на Amazon и других ритейлеров, что очень даже кстати.

F: Вы довольны собранной суммой? С одной стороны, она превысила план, с другой стороны ваш инвестор Адиль Нургожин предполагал, что вы легко соберете и $200 тыс.

- Мы считаем, что результат хороший. Тут стоит, наверное, сказать, что поскольку мы зарабатываем на клиенте не только и не столько в моменте продажи устройства, сколько в дальнейшем, когда человек начинает покупать у нас трафик, выезжая за рубеж, для нас более важным показателем, чем сумма сбора, было количество человек, сделавших предзаказ. Почти 1000 предзаказов - это очень хороший итог, который уже позволяет понять, кому Nommi особенно интересен, сделать необходимые разбивки, увидеть, какой вариант Nommi - с пауэрбанком или без - берут пользователи и какие вопросы они при этом задают.

Дополнительно хочу сказать, что сумма на Indiegogo - это только видимая верхушка айсберга. Во время кампании к нам пришло большое количество запросов по партнерству и дистрибуции как в Казахстане (преимущественно от международных компаний), так и из-за рубежа. Сейчас мы активно ведем переговоры.

F: Расскажите, пожалуйста, о географии заказов. Что-то вас удивило?

- Хочется выделить два основных аспекта. Во-первых, большинство наших клиентов - из развитых стран, таких как США, Сингапур, Австралия, Германия, Великобритания. С первого взгляда кажется, что роуминг не должен быть проблемой для жителей этих стран, операторы предлагают те или иные опции или просто люди готовы платить больше. Но, как показала практика, потребность в экономии на этих рынках существует, и люди готовы активно ее решать. Поскольку покупательская способность населения высокая, для нас это очень хорошие рынки выхода.

Во-вторых, мы обратили внимание на значительный интерес к Nommi со стороны Юго-Восточной Азии и особенно Сингапура и Гонконга. Так, в последних двух странах у нас наиболее высокий уровень конверсии из визита в покупку. Фактически каждый визит гонконгца приносил нам $3,13, сингапурца - $3 (для сравнения США – $1,4, Казахстан – $0,3). Кроме того, именно из этого региона нам наиболее часто писали с запросами на партнерство, адвайзери, дистрибуцию и т.п.

F: У вас были большие планы в первую очередь на заказчиков из США - трендсеттеров. Они оправдали ваши ожидания?

- Треть наших заказов сейчас из США, среди них 21% - это заказы из Калифорнии и Кремниевой долины и 10% - Нью-Йорка, что для нас очень хороший показатель. Если нас понимают не просто в глубинке США, а продвинутые и активные пользователи - с такой аудиторией будет легче работать в дальнейшем, и она также привлекательна для инвесторов. 

F: Сколько устройств вы теперь должны поставить заказчикам? В какие сроки уложитесь?

- Сейчас у нас 988 предзаказов от наших клиентов с площадки Indiegogo. Доставка продуктов им запланирована на июнь 2018 - получается, спустя 6 месяцев после предзаказа. Для краудфандингового проекта - это средний временной интервал, не быстро, но и не слишком долго.

Тут важно понимать, что хотя официальная часть кампании уже закончилась, заказы мы будем собирать весь оставшийся период до июня. Так, например, сейчас Nommi все так же можно купить на Indiegogo, только уже в секции inDemand и с меньшей скидкой.

Помимо краудфандинговой площадки и заказов с нее мы ведем переговоры с несколькими крупными партнерами о предзаказе отдельных партий Nommi в количестве нескольких тысяч штук.

Пока планируем первую партию 5000 устройств. Точные цифры покажет время.

F: На что вам хватит собранной краундфандингом суммы?

- Собранные деньги мы тратим на производство. Сюда входит разработка такой модели корпуса и плат, которые потом можно массово произвести на заводе; настройка самого производства, обеспечение логистики и контроля качества продукции.

F: Что будете делать дальше?

- Думаю, у бизнеса сложно найти «конец», скорее «переломные точки». У нас одна такая, действительно важная цель уже позади - это успешное завершение краудфандинговой кампании. Однако впереди еще очень много задач. Ключевая краткосрочная - сделать по плану поставку первой партии и обеспечить себе хорошие отзывы наших самых первых клиентов. Кроме того, мы активно начинаем работать с Сингапуром и хотим к концу года уже иметь ряд серьезных партнеров на этом рынке.

F: Инвесторы активно итересуются проектом?

- Могу уверенно сказать, что запросов стало на порядок больше, и, что нас особенно радует, мы видим интерес и у зарубежных инвесторов, включая наш целевой регион - Юго-Восточную Азию и Сингапур. В то же время сейчас нам интересны те инвестиции, которые еще называют “smart money” - то есть когда у инвестора есть экспертиза, которая для вас полезна. Для нас это сейчас опыт инвестора в телекоммуникациях или туристическом сегменте, или на зарубежных рынках (преимущественно Северная Америка, Австралия и ЮВА).

В рамках ближайшего года мы хотим привлечь еще один раунд инвестиций и уже сейчас начинаем разговаривать с потенциальными инвесторами.

F: Есть желание попробовать краудфандинг на другой платформе?

- Мы рассматриваем такой вариант; в целом это достаточно популярная практика - после успешного запуска на одной площадке пойти на другую.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить