Разработчики из РК поучаствовали в мировом конкурсе стартапов

10666

Региональный финал конкурса Eurasia Mobile Challenge состоялся в Ереване

Фото: Виктор Бурдин.

В столице Армении завершился международный конкурс мобильных приложений Eurasia Mobile Challenge (EMC), который является частью международных соревнований Global Mobile Challenge. На постсоветском пространстве EMC проходит при поддержке VimpelCom в странах, где работают сотовые операторы компании.

До конца 2016 в Казахстане, Армении, Грузии, Киргизии, России, Таджикистане, Украине и Узбекистане проходили национальные конкурсы стартапов, по итогам которых по три победителя от каждой команды – всего 24 участника - в конце января 2017 приехали на региональный финал в Ереван.  После регионального конкурса три победившие команды должны выступить в финале всемирного конкурса Global Mobile Challenge, который пройдет в Барселоне с 27 февраля по 2 марта 2017 в рамках Mobile World Congress.

Казахстан на евразийском этапе в этом году представляли три интересных стартапа.

20tonn – карго-платформа, которая позволяет соединять владельцев грузов и водителей напрямую. Создатели приложения посчитали, что их проект позволит сэкономить на логистике до 30%.

Мобильная касса Torgai помогает учитывать товары и продажи в магазине одежды, продуктов питания, сувениров. Приложение регистрирует все продажи в торговой точке, возвраты и стоки. Также оно автоматически размещает заказ у поставщика на товар, когда его на складе магазина остается минимальное количество.

AgroShield помогает фермерам защитить урожай от вредителей и болезней и увеличить урожайность. Для этого оно высчитывает оптимальное время для опыления растений.

Всего же от Казахстана на конкурс было подано около 100 заявок.

Два дня в Ереване стартаперы презентовали свои проекты перед компетентным международным жюри, состоящим в том числе из инвесторов-ангелов, журналистов, успешных стартаперов. В ходе презентаций им задавали каверзные вопросы, указывали на недостатки и преимущества их приложений.

Руслан Абдулганиев.
Руслан Абдулганиев.

Основатель проекта 20tonn Руслан Абдулганиев рассказал Forbes.kz, что казахстанским стартаперам важно участвовать в подобных конкурсах, поскольку они являются тестом для команды разработчиков.

- При подготовке к конкурсу хорошо проверяется качество команды, - говорит Руслан. – Ведь перед подготовкой к конкурсу ты проходишь большой путь, готовя презентации, трансляции, а также репетируя выступление. Это сильно поднимает корпоративный дух. А потом ты презентуешь своей проект перед большой аудиторией, которая умеет задавать вопросы. И ты получаешь обратную связь и критику. Это контакт с более опытными людьми, участниками рынка инвестиций, через которые проходит сотни проектов в неделю. Они четко могут сказать, что у тебя не так. А поскольку многие стартаперы не сильно разбираются в правилах игры, для них важен совет опытного наставника.

Сам проект 20tonn был запущен еще в августе 2016, и к ноябрю того же года, когда надо было подавать заявки на национальный конкурс, он были уже состоявшимся проектом. Авторы приложения говорят, что уже нашли свой путь и развиваются. Приложение работает, через него уже пошли первые, пусть и небольшие, деньги. Среди заказчиков - транспортные компании.

По словам Руслана Абдулганиева, конкурсы, подобные EMC еще хороши и тем, что на них инвесторы в кулуарах уже могут заключать сделки с самыми интересными проектами. Так, например, один из операторов VimpelCom приобрел игровое мобильное приложение.  

На мероприятии побывал и бизнес-ангел из Казахстана, партнер венчурного фонда I2BF Global Адиль Нургожин. Он в интервью Forbes.kz подтвердил мысль о том, что казахстанским разработчикам мобильных приложений очень важно участвовать в международных мероприятиях, поскольку собственный рынок стартапов в Казахстане очень маленький.

- Каждый иностранный ментор на зарубежных мероприятиях «прокачивает» наших ребят, и они становятся лучше, увереннее себя чувствуют. Их логические цепочки в презентациях становятся совершеннее, а это - ключевой навык, который помогает убедить инвестора профинансировать проект, - говорит Адиль. – Стартаперы должны научиться справляться с давлением, атмосферой конкурирования. Пусть EMC маленький, но это - международный конкурс.

Адиль Нургожин.
Адиль Нургожин.

F: Среди стран бывшего СССР самыми успешными в создании стартапов международные эксперты называют Украину, Эстонию, Россию и Белоруссию. Почему Казахстан не в числе заметных стран?

- Объективность такова, что у нас нет «дешевых» и «качественных» инженеров в том количестве, в котором они необходимы. Они исторически есть в других странах бывшего СССР. А в Казахстане больше юристов и финансистов – то есть тех, кого много не надо. В свое время нашей стране надо было делать акцент на взращивание инженеров и айтишников. Ведь у нас много талантливых умных ребят, которые быстро все схватывают и разбираются в трендах. Только в последние 2-3 года мы в Казахстане стали разворачиваться в сторону развития IT. Поэтому мы и отстаем. А инвесторы идут за большим количеством «дешевого материала», айтишников, из которых можно лепить творцов, а, в нашем смысле, значит, предпринимателей.

И здесь важна даже не конкуренция стартаперов. Главное, чтобы они выжили, продолжили работать, стали устойчивыми.

F: В Казахстане есть бизнес-ангелы и венчурные капиталисты, готовые поддержать наших стартаперов?

- У нас есть много состоявшихся бизнесменов, которые еще не знают, что они бизнес-ангелы, но уже инвестируют. Правда, не в отечественные проекты, и не серьезно, просто балуются. В экспериментальном режиме казахстанские инвесторы вкладывают, порой, до миллиона долларов. Что касается казахстанских проектов, пока в них не смысла вкладывать – еще не прошла «посевная» кампания – не созданы венчурные фонды первого уровня.

F: Что же нам надо делать?

- Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР) в начале 2000-х пыталось создавать первые венчурные фонды посевной стадии. Но тогда они опережали время - не было база. Сейчас более или менее база появилась: растет e-commerce, который «драйвит» айтишников; появился спрос в том числе от мобильных операторов; есть спрос к контенту. Последние 5-7 лет мы видим, что казахстанские айтишники применяют свои знания и открываются. И вот сейчас в стране как раз нужно создавать два-три «посевных» венчурных фонда, которые сделают погоду. И бизнес-ангелы с удовольствием будут присоединяться к проектам. На нашу страну надо немного: на каждый «посевной» фонд – от $3 до 10 млн, на каждый проект - $200 – максимум $500 тыс. На каждый проект на 2-3 года с головой хватят. А потом уже появятся фонды с большими средствами.

У нас нет другого пути. Этому не научишь в университете – теория не помогает и не работает. Нужно завалить несколько стартапов и фондирований, чтобы научиться делать успешные проекты, - завершил разговор Адиль Нургожин.

По итогам конкурса EMC казахстанцы, к сожалению, не смогли попасть в тройку лучших, по мнению жюри. Впрочем, ребята не отчаиваются – говорят, это не остановит развитие их стартапов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить