Каспарс Кукелис: «Кселл» находится в лучшей форме

9266

Главный исполнительный директор компании подводит итоги первого полугодия и говорит о планах на будущее

Каспарс Кукелис
ФОТО: архив пресс-службы
Каспарс Кукелис

Каспарс, во II квартале 2019 года «Кселл» впервые за долгое время показал рост по основным показателям – чистой выручки, EBITDA, доходу от услуг голосовой связи и передачи данных, показателям MOU и ARPU. Что произошло в компании, которую вы возглавили в январе 2019?

- Да, показатели компании показывали отрицательную динамику на протяжении последних пяти лет. В этом же году мы преодолели критическую точку и пошли в рост.

Нет конкретной причины, которую можно было выделить. Рост - совокупность многих факторов, которые особенно проявились во втором квартале. Самый основной показатель здоровья оператора – это сервисная выручка. Так вот она за II квартал выросла на 6,7%. Кроме того, направление по реализации контрактных телефонов  также продолжает показывать хорошие тренды. Свежим примером тому являются продажи iPhone 11.  Также была проведена большая работа по оптимизации затрат, обновлена команда руководства компании.

Сохранится ли, по вашим прогнозам, этот позитивный тренд в ближайшем квартале и по итогам года?

- 25 октября мы отчитаемся за III квартал. Осталось ждать совсем недолго. Наша публичность обязывает нас давать комментарии о будущих событиях очень осторожно.

Сегодня наша задача - сфокусироваться на улучшении результатов компании и пользовательского опыта абонентов, на повышении доходности для акционера, на улучшении условий труда для наших сотрудников. Если проводить аналогию с атлетом, то компания сейчас находится в лучшей форме – быстрее бегает, выше прыгает, лучше реагирует на всё происходящее вокруг. Но мы ещё в начале пути: много дел предстоит сделать.

Каковы ваши планы по инвестированию в развитие сети на ближайшую перспективу?

- С учётом всех сделок, которые произошли в конце 2018 – начале 2019, ландшафт нашего бизнеса уже сильно изменился.

Вы имеете в виду покупку контрольного пакета «Кселл» компанией «Казахтелеком» и выкуп оператором доли бизнеса в СП «Tele2/Altel»?

- Да. После сделок последуют существенные изменения, направленных в первую очередь на повышение производительности и оптимизацию. С учётом расширения списка активов, которые входят в группу «Казахтелеком», работа ведётся, но она ещё не в той стадии, когда мы можем делать публичные заявления. У нас есть целый ряд концепций и гипотез, мы активно занимаемся моделированием сценариев, но нам нужно на чём-то сойтись и перейти от планов на бумаге к практике. Мы знаем, что инвесторы ожидают объявления новой инвестиционной политики.

Сейчас же компания развивается в значительной мере по тому инвестиционному плану, который был разработан ещё предыдущими собственником и менеджментом. У этого бизнеса есть определённая логика в том числе в отношении соотношения доходов и затрат по модели «один оператор на сеть».

Ранее компания выступала за сотрудничество с другими мобильными операторами по расширению сетей. Есть ли в планах «Кселл» сотрудничество с операторами? Ведь совершенно логично как-то интегрировать и оптимизировать сети «Кселл» и Tele2/Altel.  

- Ключевое слово тут «как-то» (смеётся). Тут возникает множество вариаций, и у каждой – своё время, количество, глубина риска, цена и так далее. Вокруг этого «как-то» вся дискуссия и ведётся.

Что касается современных направлений и услуг в компании – мобильные финансы, IoT, Big Data и т.д. - вы продолжаете их развивать?

- Они находятся в стадии органического развития. Интернет вещей, например, во многом развивается вообще независимо от оператора. Хотите установить на автомобиль сигнализацию с SIM-картой или поставить в гараже камеру, передающую сигнал по мобильному каналу, – тут уже за особым разрешением к оператору ходить не нужно. Развитие происходит органически. Другое дело, что степень акселерации, с которой оператор занимается этим развитием, дает стимул и решениям. Здесь нам ещё предстоит большая работа. Мы многое планируем, обсуждаем, считаем и смотрим, что появляется в мире.

У вас уже есть успешные кейсы по Big Data, например, с банками и торговыми центрами, которым вы приводите клиентов.

- Тут вопрос в измерении уровня успешности. Для меня в Big Data мерилом успеха считались бы проекты, приносящие компании от 1 млрд тенге в год и больше. С этой точки зрения у новых направлений пока успехов нет. Услуги, приносящие десяток миллионов тенге в год, в масштабах нашего бизнеса являются не совсем успехами. Это может радовать отдельного сотрудника, но не всю компанию – пока первые ростки обменять на деньги невозможно. Всем понятно, что потенциал там есть, условные сделки и доходы есть, но их масштаб недостаточен, чтобы сегодня без всякого лукавства называть это успехом. Есть понимание, как это может работать, но вопрос масштабирования и настоящих денег – это вопрос будущего.

Мир готовится к запуску сетей нового поколения 5G. А «Кселл»?

- Мы работаем в активной исследовательской стадии этого вопроса. Группы наших инженеров и стратегов помогают нам качественно смотреть в будущее в этом вопросе. Мы работаем над потенциальными тестами новой связи, но, конечно, новую сеть в масштабе мы пока не строим. И не имеем готового экономически обоснованного бизнес-кейса по масштабному развёртыванию 5G с подтверждёнными сроками в стране. Более того, плана развёртывания 5G с хорошим экономическим обоснованием нет практически ни у кого в мире. Есть лишь большой героический технологический подвиг Южной Кореи, за которым все в мире с интересом наблюдают. Пока масштаб затрат с масштабом успеха 5G ещё не сошлись.

Но вы будете закладывать бюджет на 5G в следующем году?

- На то, что связано с пилотированием, – безусловно. Пока же в мире есть небольшое количество выпущенных устройств, поддерживающих 5G. Мы видим больше заявленные устройства, которые должны только выйти на рынок в 2020 году.

1 октября на заседании правительства министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев заявил: в Нур-Султане внедрение технологии 5G начнётся в 2021 году – тогда сеть появится в Назарбаев Университете и на территории ЭКСПО, а 2022 году 5G должен появиться в аэропорту, на вокзале, крупных торговых центрах и площадках.

- Да, мы участники регулируемого рынка. То, что потребует регуляция, мы будем исполнять, по мере возможности.

Тем временем вы продолжаете строить сеть 4G. Она уже окупается?

- Сегодня 4G – уже экономически обоснованный кейс. И для тех, кто сегодня строит эти сети, окупаемость гораздо лучше, чем, скажем, была окупаемость 3G на ранней стадии. Стандарт четвёртого поколения сегодня очень зрелый с разумной стоимостью оборудования. И себестоимость интернета в нём снижается. Кстати, на днях мы видели результаты международного исследования: средняя стоимость 1 гигабайта мобильного интернета порядка $8,5.

Это гораздо дороже, чем в Казахстане.

- В нашем отчёте за II квартал указано, что 1 Гб интернета «Кселл» стоит меньше $0,5. То есть наш интернет дешевле в 17 раз, чем средний по миру. По стоимости интернета Казахстан точно в топе самых дешёвых стран. При этом в нашей стране ситуация уникальна тем, что на стороне абонента практически нет никаких обязательств. А операторы должны вложиться в SIM-карту, в расходы по биллингу, поддерживать ячейку номера (человек может воспользоваться номером один раз, а мы должны поддерживать его ячейку полгода и производить за неё лицензионные выплаты), питать электричеством более 7 тыс. базовых станций и т.д. При этом взамен мы не получаем ничего. Но ещё умудряемся прийти к неплохим финансовым показателям. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить