Какие возможные пути взаимодействия с GAFA-игроками есть у казахстанских банков
Банкам в будущем потребуется предоставлять все больше и больше услуг клиентам на основе классических банковских и не банковских сервисов, предлагая при этом продвинутый цифровой клиентский опыт. И роль драйвера тут сыграют технологические компании, считает Антон Мусин, управляющий директор Accenture Казахстан
На мировые финансовые рынки приходят новые глобальные игроки – так называемые компании-GAFA. Цифровые гиганты Google, Apple, Facebook и Amazon (их еще называют bigtech-компании) активно захватывают новые рыночные ниши, пользуясь своими колоссальными преимуществами в виде технологических инноваций, огромной клиентской базы и капитализации, позволяющей инвестировать огромные средства в проекты в самых разных направлениях. В США, стране с традиционно консервативным банковским сектором, такие продукты, как Apple Card или возможность встроенных покупок в мессенджерах, являются очевидным новшеством. В силу унаследованных технологических и процессных ограничений инновации в западном финтехе внедряются гораздо медленнее, чем в Азии, России и Казахстане, и компании-GAFA с их технологической ДНК, абсолютно отличной от банковской, имеют там все шансы потеснить традиционных игроков. Однако, приход GAFA на финансовый рынок безусловно важен и для казахстанских банков, прежде всего, потому что эта ситуация позволяет посмотреть на процессы с точки зрения будущего.
Реванш малышей. Почему «ростовщики» становятся третьим уровнем банковской системы
Какое будущее ждёт микрокредитные организации в Казахстане →
У банков есть три возможных пути взаимодействия с GAFA-игроками.
Первый, самый очевидный и в глобальной перспективе проигрышный – конкуренция. Продолжать делать вид, что ничего не происходит, занять своеобразную «страусиную позицию», спрятав голову в песок. При этом по итогам исследования Accenture, только банки, постоянно внедряющие технологии, показали приемлемый рост. Технологические «отстающие» по итогам прошлого финансового года демонстрируют падение совокупной стоимости в среднем на 1%. При этом, в области финансовых технологий максимальный рост демонстрируют даже не продвинутые техно-банки, а сама группа GAFA — их платежные и финансовые сервисы увеличили свою стоимость на 57% за прошлый год. Новые цифровые конкуренты способны разрабатывать и выводить на рынок новые предложения в очень быстром темпе, который уводит клиентов от традиционных банков.
Партнерство. Благодаря партнерству с GAFA банки могут прежде всего развить новые каналы коммуникаций с существующими клиентами и создать каналы продаж продуктов для новых, оптимизировать операционную эффективность и снизить маркетинговые медиа-косты. Яркий пример развития новых партнерских каналов – недавний запуск голосового помощника «Олег» российским банком Tinkoff. Это классический пример того, как банки начинают использовать инструменты, ранее свойственные только технологическим компаниям. Интеграция в мобильные банки таких инструментов – вопрос ближайших трех лет, и банки будут пытаться за такие инструменты конкурировать. Например, борьба пойдет за сервисы «умного дома», предлагаемые GAFA-компаниями: клиент сможет голосовыми командами попросить умную колонку перевести сумму денег со сберегательного счета на текущий, сказать, сколько средств доступно, отправить деньги другому пользователю.
Как технологии заменяют людей в банках и что из этого выйдет
Об этом рассказали банкиры, работающие в Казахстане и Беларуси →
Трансформация. Банки будут стремиться сами стать игроками на несвойственных им рынках, предлагая клиентам небанковские услуги, переходя от стратегии «мои деньги» к стратегии «моя жизнь», когда кроме распоряжения деньгами клиента, банк будет продвигать услуги по страхованию, путешествиям, покупкам, аренде жилья. Этот путь невозможен без колоссальных инвестиций в разработку продуктов и сервисов, поэтому создание такой экосистемы доступно только для самых больших финансовых организаций, пример – «Сбербанк» со «Сбертехом» - фактически, одной из крупнейших ИТ-компаний в России, обслуживающей только проекты «Сбербанка». Маленькие банки скорее будут пользоваться партнерскими экосистемами, например, агрегаторами сервисов, разработанных сторонними разработчиками и которые будут доступны по различным моделям подписки.
Что же сейчас предпринимать отечественным игрокам?
Компаниям GAFA Казахстан как рынок все еще неинтересен: он относительно мал и пока не насыщены глобальные рынки, выходить с финансовыми сервисами сюда глобальные корпорации не будут. Но в какой-то момент придут - и будут стараться развивать партнерства с местными игроками. Поэтому сейчас казахстанским банкам в поисках своих технологических «GAFA-партнеров» кажется более перспективным обратить внимание на более близкие нам как по менталитету ведения бизнеса, так и по географии и глубине проникновения на казахстанском рынке «ВКонтакте», «Яндекса» как маркетплейс – на AliExpress,Taobao или существующие локальные мульти или монобрэндовые электронные торговые площадки: казахстанский потребитель уже сейчас в меньшей степени готов покупать на Amazon. Когда на наш рынок придут GAFA, то им придется конкурировать с уже устоявшимися экосистемами и борьба за пользователей будет непростая, а значит, банки смогут выбирать технологических партнеров с лучшими условиями и предложениями.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook