На правах рекламы

Как в Beeline Казахстан «наняли» на службу роботов и сэкономили на этом кучу времени

13590

Одна из крупнейших технологических компаний страны активно запускает процесс автоматизации рабочего процесса

Руслан Ильницкий
Руслан Ильницкий

Ровно четыре года назад на Forbes.kz вышла большая публикация с говорящим заголовком «Почему Beeline Казахстан – уже не сотовый оператор». Тогда мы рассказывали о глобальном тренде падения доходов телеком-компаний и о том, что самые продвинутые мировые игроки ищут новые точки роста. Вот и Beeline Казахстан стал такой компанией, пробуя свои силы в доселе неизведанных для него направлениях - от финтеха и мобильных финансов до интернета вещей.

За последние годы мы много раз общались с коллегами из Beeline Казахстан, и всё чаще в этом общении приходит понимание, что имеешь дело не со связистами, а по сути уже с продвинутой IT-компанией.

Об этом, в частности, свидетельствует то, что в компании трудится большая команда разработчиков, которая растет с каждым месяцем. Во всех смыслах этого слова - и качественно, и количественно. Они проходят сертификацию, их пытаются переманить конкуренты внутри страны и IT-компании за рубежом. Они генерируют новые проекты и масштабируют существующие.

Об одном из таких проектов мы расскажем сегодня.

Как роботизация процессов может сэкономить деньги бизнеса

Становясь экспертом не только в телекоме, но и в других технологиях, в декабре 2019 в Beeline Казахстан запустили пилот по роботизации некоторых рабочих процессов. Компания успешно продвинулась в этом направлении, роботизировала более сотни различных процессов и сэкономила тысячи рабочих часов, а теперь готова делиться своей экспертизой с другими компаниями. За основу была взята технология RPA —  программный комплекс, имитирующий действия людей на компьютере. Например, бухгалтер проводит большую часть своего рабочего времени за компьютером и регулярно совершает повторяющиеся операции в определенных программах. Так вот разработчики научились делать роботов, которые полностью повторяют работу бухгалтера.

RPA успешно помогает там, где нужно вносить данные. Например, когда данные из таблиц Excel надо скопировать и вставить в какую-то другую программу, разбить по разным полям. Также RPA может помочь при сверке данных или формировании отчетности, может отправлять рассылки и т.д. Словом, все последовательные задачи, которые выполняются человеком на компьютере, теоретически можно роботизировать.

Тут у роботов есть ряд существенных преимуществ перед людьми.

Во-первых, человек может допустить ошибку или пропустить какую-то процедуру, но программный комплекс этого не сделает.

Во-вторых, робот может работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю без перерывов.

В-третьих, робот совершает операции в разы быстрее человека, чтобы помочь ему концентрироваться на более значимых задачах.

Какие процессы можно автоматизировать?

Вот конкретный пример. Дирекция B2B в Beeline Казахстан занимается обслуживанием корпоративных клиентов. Допустим, к оператору подключается новый клиент и приобретает сотни сим-карт. Каждый из этих номеров нужно настроить: привязать к нему тарифный план, оформить собственника, подключить услуги и т. д. На оформление каждого номера у сотрудника оператора уходит 6-8 минут. И количество таких операций может достигать 1300 штук в месяц.

В компании этот процесс решили автоматизировать. Робот, как человек, заходит в систему под своим логином и паролем и начинает трудиться с высокой скоростью. И если будет аудит, можно будет отследить, что сделал робот. Теперь в компании ту же работу выполняют 4 робота в режиме 24/7. Получается, алгоритмы работают в 5 раз быстрее и без ошибок: он не подключит ненужный тарифный план или услугу.

- Конечно, у многих людей есть доля скептицизма. Часть коллег боится доверять некоторые важные процессы роботу, потому что никогда ранее с этим не сталкивались. А линейные менеджеры опасаются роботов, боясь, что их могут заменить. Но страхи рассеялись, когда робот помог сотрудникам высвободить время для более значимых задач и обучения, - говорит директор по развитию новых решений Beeline Казахстан Руслан Ильницкий. – Мы в компании даже ввели специальное время только для обучения прямо на рабочей неделе, три часа в пятницу, чтобы все сотрудники имели возможность повышать квалификацию, а не только заниматься операционной работой. Основная идея – это не делать из людей роботов, а дать им возможность развиваться на рабочем месте.

Время – деньги

С декабря 2019 в Beeline Казахстан роботизировали уже более 100 процессов. Экономия рабочего времени уже составила около 7 тысяч часов. Сотрудников, у которых высвободилась масса времени, перераспределяют на другие задачи или направляют в другой отдел, практикуют переобучение и рескиллинг.

По данным McKensey & Company
По данным McKinsey & Company

Для автоматизации несложных операций глубоких знаний программирования не требуется, и поэтому компания взяла на себя инициативу переобучения кандидатов и провела марафон RPA-Challenge. В его рамках 35 сотрудников-непрограммистов прошли краткий курс обучения теории и практике в течение 14 дней. Из них до финала дошли 15 человек, которые через две недели тренинга сами смогли обучить робота автоматизировать свою работу. Теперь в отделах кадров, в бухгалтерии, в департаментах закупок и IT, а также в кол-центре часть задач могут выполнять роботы.

Затраты на робота условно можно поделить на две категории: покупку лицензии на каркас робота и услуги разработки. Стоимость робота окупается уже в течение первого года пользования, но может и намного раньше. RPA относительно дешевле классической автоматизации и не требует смены IT-ландшафта компании.

- Запуск робота занимает от двух недель. На самые сложные проекты уходит до 8 недель. То есть всего за несколько месяцев в компании можно полностью перестроить работу в какой-то области так, чтобы увидеть значительное повышение эффективности, - говорят в Beeline Казахстан.

-Скажем, у банка стоит цель выдать больше кредитов. Каждый кредитный менеджер может обслужить 10 клиентов в день, тратя на каждого в среднем 50 минут. Но из них только 10 минут уходит на беседу с клиентом, а остальное время — на вбивание данных в компьютер и их обработку. Робот может сократить это время вдвое, а банк выдаст в два раза больше кредитов, - рассказывают в Beeline Казахстан.

Другой пример - ретейл. Продавцу техники поступают запросы на оборудование, и каждому потенциальному клиенту менеджеры отправляют коммерческое предложение на почту. Всё это делают вручную, на это уходят часы и даже дни. Робот же может сформировать такие письма с коммерческими предложениями автоматически. Клиенты быстро получают ответ, и вероятность покупки становится выше, при этом менеджер-человек уже не нужен на этой позиции.

Компания делает только первые шаги в новом направлении. Но их результаты уже впечатляющие. В Beeline Казахстан уже могут делиться своими знаниями и экспертизой с рынком. Кому может помочь роботизация процессов? Она будет полезна банкам, страховым компаниям, юридическим фирмам, телекому, медицинским учреждениям, недропользователям, ретейлу, вузам, нацкомпаниям и даже акиматам — то есть тем структурам, где есть большой поток клиентов и операционной работы, связанный с обслуживанием.

…Во время написания этой статьи в голову постоянно лезут слова детской песни из «Приключений Электроника»: действительно, наступила эра, когда «вкалывают роботы». При этом, если вы увидите скорость, с которой алгоритмы Beeline выполняют задачи, иного слово просто не подобрать: они действительно «вкалывают». Только делают это без устали и изящно. И это то будущее, которое уже пришло.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить