Как цифровой банкинг стал заложником совещаний

9150

«Цифровизация разоблачает неэффективность в каждой отрасли», - такую мысль озвучила в своем выступлении главный консультант по стратегическим бизнес-решениям Misys (Лондон) Елена Санькова на конференции «Цифровой банк в Казахстане: бизнес на кончиках пальцев», которая прошла 17 мая в Алматы

Фото: © Depositphotos.com/ AndreyPopov

Организатором мероприятия выступила компания Misys при поддержке Ассоциации финансистов Казахстана.

Елена Санькова привела слова генерального директора консалтинговой компании Accenture Пьера Нантерма, который сказал, что «основная причина того, что 50% компаний из Fortune 500, которые существовали в этом списке в 2000 году, выпали из него к 2017 – цифровизация».

Что такое цифровизация сегодня? Руководитель группы консультирования в области ИТ компании «КПМГ Такс энд Эдвайзори» Константин Аушев привел несколько примеров:

- По нашим данным, в среднем в день, пользователи проводят в социальных сетях и сервисах микроблоггинга 2 часа 25 минут. К 2018 в мире будет использоваться 130 млн носимых устройств, что в 10 раз превосходит оценку 2013. Только в 2018 будет продано 21 млн очков Google Glass. Каждый год объем транзакций через цифровые кошельки увеличивается на треть. К 2025 140 млн офисных рабочих будут заменены роботами, что даст экономию в $7 трлн.

Все эти тенденции напрямую касаются клиента современного банка. Поэтому розничные банки должны трансформироваться в цифровые – таковы требования времени, клиентов, инвесторов. По данным Европейской ассоциации по финансовому управлению и маркетингу, 76% банков (Европа) хотят заменить существующие решения по цифровым каналам в течение следующих 18 месяцев. При этом 61% опрошенных банкиров считает, что отсталые автоматические банковские системы являются самым существенным технологическим барьером для увеличения показателей продаж. С другой стороны, 40% клиентов банков уверены, что впечатление от взаимодействия с банком является самым важным фактором при открытии или закрытии счета. Другими словами, сегодня можно легко потерять лояльность клиента вместе с его деньгами, чтобы вы ему не обещали, и как бы вы себя не рекламировали.

Тем временем эксперты McKinsey&Company уверены, что банки могут получить до 45% увеличения чистой прибыли за счет реализации цифровой стратегии. Для этого даже есть специальный рецепт «5+1»: цифровые данные, интегрированный клиентский опыт, индивидуальный цифровой маркетинг для различных аудиторий, цифровизация всех операций, новые технологии и цифровые возможности. Понятно, что глобальная «цифра» может настораживать, однако, как считает Елена Санькова, мир находится в глобальной и весьма скоротечной трансформации:

- Сколько я себя помню (до переезда в Лондон она работала в Казкоммерцбанке – F.), родители всегда твердили, что мне нужно идти учится на бухгалтера. Они считали, что бухгалтер всегда найдет работу. Сейчас есть мнения, что через 5 лет профессия бухгалтера может исчезнуть – все перейдет на автоматизацию.

Новую реальность можно принимать или отвергать, с ней можно даже бороться. Однако лидеры рынка на новые вызовы современности быстрее всех реагируют и «переобуваются» за счет максимальной цифровизации. Мобильные устройства есть у каждого, поэтому – это самый важный канал продаж, плюс максимальная и красивая аналитика, как для самих банкиров, так и для клиентов. Как итог, эти меры облегчают процесс привлечения новых клиентов.

В интервью Forbes Kazakhstan председатель совета директоров Банка Астаны Олжас Тохтаров признался, что сегодня банк получает до 70% новых клиентов из интернета. Тенденцию цифровизации самих клиентов подтверждают данные председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Юлии Якупбаевой, подчеркнувшая, что за три месяца нынешнего года объем безналичных платежей в Казахстане вырос на 70%.

- На площадке АФК мы создали сектор, отвечающий за новые технологии, - добавила она.

Пока Казахстан обсуждает необходимость цифровой трансформации, совещается, остальной мир далеко уже ушел вперед. Такие мнения прозвучали как на самой конференции, так и в личных беседах корреспондента Forbes Kazakhstan с участниками мероприятия.

Генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров обратил внимание:

- Два года назад Банк Англии выдал лицензию первому в стране виртуальному банку – Atom Bank. От интернет-банков он отличается тем, что пользоваться его услугами можно только через мобильное приложение. Эстония признал блокчейн в масштабах целого государства. В этой прибалтийской стране с населением чуть более 1,3 млн человек технология уже успела найти практическое применение в медицине, банковском секторе, биржевой торговле и нотариате. С 1 октября 2016 в Белоруссии появится межбанковская система идентификаци. Ее создание предусмотрено указом президента от 1 декабря 2015 «О развитии цифровых банковских технологий». Белорусам станут доступны услуги, оказываемые банками, независимо от наличия в их населенных пунктах отделений банков.

Чтобы Казахстану двинуться в цифровое будущее за всем остальным миром, по его мнению, необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, это пересмотр законодательства, упрощение и отмена морально устаревших требований. Во-вторых, отрасли нужны эксперты в области цифрового банкинга, и специалисты-консультанты для внесения поправок в законодательство. В-третьих, необходимо высококвалифицированное подразделение занимающееся предотвращением кибератак, а также оперативным расследованием киберпреступлений. В-четвертых, рынку нужен доступ к государственным базам данных, при условии согласия клиентов. В-пятых, рынок нуждается в современной цифровой подписи, основанной на мультимодальных биометрических решениях.

Более подробно об этом читайте в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить