Как технологии создают ценность государства для граждан

13247

Уровень развития страны определяется не только объемом ВВП, но и степенью эффективного взаимодействия между государством, населением и бизнесом

Фото: © Depositphotos.com/SergeyNivens

Правительства таких стран, как Австралия, Сингапур, Канада, Австрия, Дания уже решили базовые задачи административного управления и начали переход на качественно новый уровень: создание «государства для граждан», действующего в рамках сервисной модели. По сути, это взаимодействие поставщика услуг (государства) со своими клиентами (гражданами и субъектами бизнеса). Когда по этой модели работает государство, каждый субъект общества - налогоплательщик понимает, на что тратятся налоги, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, действия госструктур для него прозрачны. И жизнь в таком обществе становится более качественной, стабильной и безопасной.

Прогресс Казахстана в области цифровой трансформации экономики и государственного управления отмечен на мировом уровне. Например, республика вошла в рейтинг 50 стран с наиболее инновационной экономикой, опубликованный агентством Bloomberg в январе 2016. Значительные результаты развития страны можно оценить и по глобальному индексу инноваций (The Global Innovation Index) Корнуолльского университета, ISEAD и WIPO (подразделение ООН). По итогам 2015 Казахстан в нем находится на втором месте в региональной группе Центральной и Южной Азии. Я уверен, что темп реформ, взятый Казахстаном, позволит в ближайшие пять лет выйти на уровень цифровизации государственного управления, уже достигнутый странами-лидерами мировой экономики. И ключевую роль в этом сыграют современные высокотехнологичные решения.

Цифровая трансформация госуправления в Казахстане успешно идет уже несколько лет, став одной из задач стратегического развития страны. Для реализации масштабной задачи цифровизации государства необходимы проверенные, зарекомендовавшие себя решения, использующие новейшие наработки в области государственного управления.

С марта 2016 в стране стартовала инициатива SAP Institute for Digital Government (SIDG), это некоммерческий проект по обеспечению межправительственных коммуникаций в сфере цифровой трансформации. SIDG создан на базе австралийского опыта трансформации госуправления и объединяет ведущих мировых экспертов для создания инновационных моделей в госсекторе. Локальные направления этого проекта сегодня открыты в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Южной Корее. В этом году проект SIDG в полной мере локализован и в Казахстане. Опыт других стран поможет республике определить сферы, в которых необходимо трансформировать государственное управление, и выбрать наиболее эффективные сценарии цифрового развития.

Одной из передовых концепций, которую аккумулировал SIDG, является сервисный подход во взаимодействии государства и субъектов общества. Эту задачу невозможно решить без персонализированных цифровых сервисов по предоставлению государственных услуг. Как и в большинстве развитых стран, в Казахстане уже создано электронное правительство — единый централизованный канал предоставления госуслуг всем категориям потребителей, позволяющий минимизировать затраты, сэкономить время и усилия граждан. Порталом egov.kz, существующим уже 10 лет, пользуется почти 50% экономически активного населения республики — около 5 млн человек. Следующий шаг — реализация концепции проактивного персонализированного сервиса, суть которого заключается в заблаговременном уведомлении конкретного субъекта о всех положенных услугах и их персонализированных параметрах, а также доставка результатов этих услуг в необходимые сроки. Например, в Австралии так работает система налоговых уведомлений: гражданам рассылаются уже заполненные персонифицированные формы налоговых деклараций. Пользователю остается лишь проверить их и оплатить налоги. Опыт Австралии особенно интересен тем, что по ряду параметров (площадь территории, численность населения, ориентация на добывающую промышленность и др.) эта страна похожа на Казахстан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить