Как совершенствовать логистику. Опыт группы компаний Alina
Как трансформируется один из крупнейших казахстанских производителей
Об экономическом эффекте новых решений рассказали глава департамента маркетинга Alina Елена Карикова и глава департамента логистики Алексей Сычев.
Елена, в этом году Alina исполняется 32 года. Все начиналось с продажи товаров народного потребления, а сейчас у вас несколько заводов. Сколько в общей сложности компаний входит в группу?
– Все верно, в этом году нам 32 года. У нас 11 брендов, среди которых сухие строительные смеси AlinEX, «Наши», Alina Paint, декоративные штукатурки и краски Decorex, минеральное сырье G-Ex, первая бытовая химия Doctor Green, лакокрасочные материалы NORMA, горный курорт Oi-Qaragai, сеть центров напольных покрытий «Домовой», есть электронный гипермаркет DOMSAD.
На каких рынках вы работаете?
– По всему Казахстану – у нас 17 филиалов в республике. Есть два филиала в Кыргызстане. Экспортируем нашу продукцию в Россию, Узбекистан, Таджикистан.
Какая продукция самая продаваемая?
– Самыми популярными являются сухие строительные смеси бренда AlinEX – Glatt, Finish, Set 300. Вы могли видеть их на рынке Казахстана. Есть лакокрасочная продукция: бренды NORMA, Arktic, Stronga, также у нас очень популярна первая экологически чистая бытовая химия Doctor Green.
Группа активно развивает электронную коммерцию, какой эффект это дало бизнесу?
– Онлайн-продажи и наш магазин DOMSAD на сегодняшний день для нас одно из приоритетных направлений работы, мы уделяем их развитию много внимания. В пандемию мы смогли очень оперативно сработать, и продажи DOMSAD выросли больше, чем на 300%. На сегодняшний день мы продолжаем расти, представлены во всех городах Казахстана и стремимся к новым целям.
Алексей, когда Alina решила совершенствовать логистику?
– Логистика совершенствуется с первых дней работы. Все должны идти в ногу со временем, отвечая всем его вызовам. Где-то даже нужно быть на два шага впереди. Без постоянного совершенствования нет развития, а значит. нет результатов и в конечном счете прибыли.
В качестве партнера для улучшения внутригородской доставки два года назад вы выбрали компанию Relog. Что после этого изменилось?
– Приведу простой пример. Автомашина «Газель» в 2020 году при ручном планировании маршрутов осуществляла за три месяца, то есть с мая по август, 772 доставки и проходила 10 789 км. Эта же машина с Relog при 764 заявках проходит путь 8 350 км, то есть мы сократили километраж, ускорили процесс доставки до клиентов, а это экономит ГСМ и самое главное – время.
То есть первоочередной задачей было сокращение протяженности пути водителей и времени доставки?
– Это взаимосвязанные вещи, поскольку ускорение доставки напрямую влияет на километраж, расход топлива, ускорение доставки и повышение лояльности наших клиентов.
Какие преимущества программы вы могли бы отметить?
– Преимуществ много. С помощью мобильного приложения Relog записывает все передвижения водителей, даже если они офлайн. Кроме того, программа показывает плановое время приезда, завершение рейса, а также отображает местонахождение водителя на карте. Планирование доставки происходит в автоматическом режиме. Алгоритм выстраивает оптимальный маршрут с учетом времени доставки, веса товара, кучности заявок. Кроме того, мы изменили процесс документооборота и работу касс.
Можете рассказать об экономическом эффекте от внедрения программы?
– Мы снизили расходы на топливо за счет сокращения километража, увеличили базу клиентов. Экономия ГСМ после внедрения Relog составляет 24–28%.
У Relog есть разные модули, какие из них вам понравились больше всего?
– Мы пользуемся приложениями Relog Driver, Relog Manager, Telegram-ботом по аналитике.
Важна ли аналитика в логистике? И помогла ли аналитика Relog в вашей работе?
– Аналитика – один из способов организации многих процессов в логистике, поэтому она, безусловно, важна. С Relog мы ежедневно контролируем отклонение водителей от запланированных программой маршрутов, растет коэффициент оборачиваемости транспорта. Но до Relog BI мы еще не дошли.
Изменилась ли численность автопарка компании после внедрения Relog?
– Мы увеличили количество машин, так как объем заказов с каждым годом растет. Закупили малотоннажный транспорт для доставки товаров нашим клиентам из интернет-магазина.
Как изменилась работа логистов?
– Трансформация сотрудников при внедрении Relog проходила сложно, потому что новые вещи принимаются без оптимизма. Однако сейчас они заинтересованы в том, чтобы работать в Relog, потому что, во-первых, программа оптимизировала процесс их работы, во-вторых, доставка стала работать лучше за счет автоматизации планирования маршрутов. Отдельного человека мы не наняли, в Relog работают сотрудники, которые занимались той же работой по маршрутизации.
Были ли какие-то сложности при внедрении программы?
– Конечно. Пришлось интегрировать Relog с нашей текущей программой «1С». На протяжении четырех-пяти месяцев корректировали маршруты, исправляли ошибки и недочеты, а затем смогли «поженить» эти две программы и запустили проект в Алматы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram