Как социальному бизнесу начать зарабатывать в эпоху пандемии

5930

Ответ на этот вопросы пытается найти Центр социальных инклюзивных программ, который работает с особыми детьми

ФОТО: Depositphotos.com/mikdam

В конце 2019 года в Алматы открылся Центр социальных инклюзивных программ. Его главная цель – помочь детям, имеющим особые потребности, влиться в социум – школу, центры раннего развития, найти друзей. Педагоги центра активно работали с юными подопечными. До тех пор, пока не грянула пандемия.

-У нас сложилась ситуация, что мы продвигаем свои социальные услуги, активно пропагандируем инклюзию, но, поскольку не финансируемся государством, должны зарабатывать сами, - рассказала президент ОФ «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалинова-Яковлева. - А у общества есть стереотип, что некоммерческие организации не могут заниматься коммерческой деятельностью. Что, конечно же, не так. Удаленная работа с детьми — это крайне сложно. Для всех это оказалось сложным, а для педагогов тем более. Сейчас для нас очень важно, чтобы мы вышли на самостоятельное финансирование, чтобы продолжать помогать детям с особенностями.

Независимая работа для центра подразумевает под собой не только финансирование, но и поток клиентов, отлаженную работу компании и настройку бизнес-процессов. Самим сотрудникам центра выстроить всю эту коммерческую модель непросто.

В центре рассказывают, что они как нельзя кстати узнали об объявленном компанией «Кселл» «Бизнес-марафоне». Он был запущен в рамках поддержки малого бизнеса и его реабилитации после карантина. Марафон предполагает, что бизнес не только получит помощь в реализации своих бизнес-идей, но ему также проведут бесплатный анализ деятельности и дадут поэтапные рекомендации по улучшению бизнеса.

- Ситуация с ЧП в стране показала, что социальным предпринимателям придется очень быстро перестраиваться. Нашему центру надо научиться твердо стоять на ногах, чтобы иметь возможность быть полезным обществу, - говорит глава центра. - Поэтому марафон оказался как никогда кстати, ведь именно сейчас бизнес, который выжил, может помочь выжить другим. Выжить и преуспеть. Мы надеемся, что участие в проекте покажет нам слабые места в ведении нашего бизнеса, которые под руководством бизнес-тренера мы готовы усилить.

Центру социальных инклюзивных программ повезло: компания прошла отборочный тур, и основатель школы успешного предпринимательства Rich Brothers, предприниматель и эксперт в построении отдела продаж Александр Савельев уже провел первую встречу.

Александр Савельев и Салтанат Мурзалинова-Яковлева
Александр Савельев и Салтанат Мурзалинова-Яковлева

Уже после первого этапа работы тренер поставил «диагноз» Центру социальных инклюзивных программ.

- Центру не хватает коммерческой составляющей, внедрения классических бизнес-процессов, которые включают в себя понимание своей целевой аудитории, привлечение клиентов. В данном случае этих процессов нет, нет навыков зарабатывания денег потому, что они работали только как социальный проект. При этом у компании есть опыт в привлечении небольших благотворительных сумм, - рассказал г-н Савельев.

По словам эксперта, ведение бизнеса с зарабатыванием денег и просто благотворительного проекта - это два разных направления. У компании есть опыт в благотворительности, но он очень мал в коммерции.

- И если сейчас не установить коммерческую составляющую такой, какой она должна быть, центр может потерять финансы. Пока у компании нет понимания того, как искать клиентов извне, это тот навык, который им необходимо развивать, - объяснил бизнес-тренер. – Cейчас в условиях рынка, высокой конкуренции и кризиса побеждает тот, кто знает портрет своего клиента. Чем больше ты его понимаешь и чем больше ты его знаешь, тем больше у тебя вероятность его привлечь.

По словам Александра Савельева, не важно, сфокусирована ли компания на социальной работе или коммерческой деятельности, построение бизнес-процессов в ней одинаковое: надо понимать, откуда пришел клиент, какая реклама работает лучше всего, как контролировать предоставляемый сервис, как внедрять системы работы с клиентами и т.д.

- В силу своей работы я имею дело со многими технологиями ведения бизнеса. В данном случае нам необходимо поставить коммерческую составляющую в Центре социальных инклюзивных программ, - резюмирует коуч.

Чтобы начать внедрять бизнес-процессы в центре, бизнес-тренер рекомендовал участнику марафона целый ряд мероприятий. В том числе следующие:

• Разделить рынок на сегменты: государственные клиенты, общественная деятельность, корпоративные клиенты и частные клиенты, физические лица.

• Разработать стратегию развития коммерческой части через привлечение корпоративных клиентов и клиентов - физических лиц.

• На каждый сегмент выбрать одного соответствующего заложенным критериям потенциального или текущего клиента.

• Сделать предварительный и подробный анализ целевой аудитории через анкетирование, для определения их желаний и болей.

• Исходя из ответов, разработать несколько предложений под боли конкретного сегмента.

• Включить рассылку, холодные звонки и трафик на разные целевые аудитории.

• Подключить услугу «Виртуальная АТС» от «Кселл».

Эксперт по продукту «Виртуальная АТС» Дина Шигенова одобрила рекомендации коуча. По ее словам, хоть Центр социальных инклюзивных программ — это не типичный представитель предпринимательства, но это все-таки бизнес. А любой бизнес имеет свои бизнес-процессы.

- Когда мы запускаем услуги, то в первую очередь руководствуемся тем, чтобы они были полезны и могли оптимизировать бизнес-процессы наших клиентов. Услуга «Виртуальная АТС», которую мы будем подключать, как раз позволяет не только оптимизировать удаленную работу сотрудников, но и ввести контроль качества, помочь оцифровать все исходящие и поступающие звонки, а также помочь распределить работу так, чтобы все были заняты, а «дело» не страдало. Это в свою очередь позволит повысить работу сотрудников, ввести оценку качества обслуживания, выявить лучшего сотрудника и написать на основе его разговора скрипты для других, менее эффективных сотрудников, проверить и повысить уровень предоставляемого сервиса по консультации клиентов, улучшить лидогенерацию через мониторинг входящих и исходящих звонков. Что в свою очередь можно взять за основу при постановке или перестроении бизнес-процессов компании, - перечислила Дина Шигенова.

Виртуальная АТС позволит сделать номер телефона многоканальным, чтобы на неговсегда дозванивались, позволит распределять звонки между менеджерами по выбранному правилу (всем сразу, по очереди, равномерно), видеть, как быстро отвечает каждый из менеджеров в личном кабинете. Виртуальная АТС позволит подключить стационарные номера и поставить переадресацию на мобильный. Таким образом, сотрудники станут мобильными, а руководители смогут контролировать каждый звонок.

- Практически любая компания может столкнуться с трудностями в выборе способа общения как со своими клиентами, так и внутри собственной компании - ВАТС решает 99% из них, - резюмирует г-жа Шигенова.

Рассуждая о том, зачем бизнесу нужна внешняя экспертиза, бизнес-коуч говорит: в принципе в Казахстане предпринимательская грамотность сейчас не на высоком уровне. Причина в том, что у нас не такая высокая конкуренция, как в западных странах. Почему они сейчас впереди? Потому что уже испытали на себе давление высокой конкуренции. Им нужно было разрабатывать все новые способы построения и ведения бизнеса, привлечения клиентов, способы быть более интересными для своих клиентов. В Казахстане это все только начинается.

Предприниматели не имеют навыков, как вести бизнес правильно. Сейчас выживать будут те компании, которые умеют делать бизнес системно, которые анализируют, знают и понимают свой рынок. Владеет сейчас деньгами тот, кто владеет клиентом, а не тот, кто владеет товаром, говорит тренер. И только технологии тут помогут. С ним согласна Салтанат Мурзалинова-Яковлева.

- Если говорить о современных технологиях, наверное, нет бизнеса, к которым они не были бы применимы. Я часто бывала на различных практикумах по постановке бизнес-процессов, и убедилась, что любая предпринимательская деятельность может быть автоматизирована, - считает глава Центра социальных инклюзивных программ. - Но ведь самое сложное - это все реализовать на практике, и не просто по стандартной схеме, а с учетом применения именно к собственному бизнесу.

Самое сложное - это привыкание к новой системе работы и переучивание сотрудников. Я все-таки надеюсь, что, участвуя в проекте «Бизнес-марафон», мы поймем, как это сделать, и только усовершенствуем наш бизнес.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить