Как Казахтелеком помог визуализировать экономический портрет Алматы, а теперь хочет его улучшить

7529

Инновационные проекты по цифровизации экономики телеком-оператор презентовал на форуме Digital Almaty 2021

ФОТО: Архив пресс-службы

Темой нынешнего, четвертого по счету международного форума Digital Almaty 2021 стала «Цифровая перезагрузка: рывок в новую реальность». На форуме участники обсудили применение таких технологий, как интернет вещей и Big Data, с учетом влияния всемирной пандемии COVID-19. Именно с этого угла зрения «Казахтелеком» поделился своими достижениями и планами.

Так, председатель правления «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев рассказал, как «Казахтелеком» помог властям Алматы в борьбе с распространением коронавируса. В прошлом году компания разработала и запустила в Алматы инструмент аналитики больших данных, который дал возможность оперативно реагировать на изменение эпидемиологической ситуации.

- В период жестких карантинных мер система позволила определить наиболее популярные места скопления людей в Алматы, отслеживать, как меняется ситуация в городе в зависимости от тех или иных управленческих решений, помогла оптимально распределять человеческие ресурсы, а по количеству звонков в медицинские учреждения определить потенциальные очаги заражения. Это дало возможность превентивной подготовки и реагированию бизнеса на эпидемиологическую ситуацию, - объяснил он.

По такому же принципу работает система анализа экономической активности бизнеса и административных районов. На основе аналитики транзакций около 70 тыс. организаций «Казахтелеком» может составить достоверный экономический портрет города и помочь акимату его существенно улучшить.

Опыт в кардинальном изменении ситуации к лучшему у главного телеком-оператора страны есть, и немалый. Достаточно назвать масштабные программы строительства волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в селах и обеспечения сельчан широкополосным мобильным интернетом «250+».

- В рамках двух проектов построены 14,5 тыс. километров «оптики» в 828 населенных пунктах республики, обеспечены высокоскоростным интернетом 1900 школ и 2,5 тыс. госорганов, еще 1000 сел имеют доступ к мобильному интернету, а это более 600 тысяч жителей, - назвал Есекеев говорящие цифры.

Безусловно, повсеместный качественный доступ к интернету даст толчок развитию как бизнеса, так и госуслуг в регионах, в том числе в сфере мобильных финансовых услуг, электронной коммерции, сельского хозяйства.

Более подробно о планах и возможностях «Казахтелекома» рассказал главный директор по инновациям Нурлан Мейрманов на панельной сессии «Новая инфраструктура – Enabler цифровой экономики».

- Мы научились коррелировать, обрабатывать большие данные, привязывать данные к геосистемам, государственным базам данных, активности бизнеса по регионам. Эта аналитика позволяет обеспечивать надлежащий уровень контроля за соблюдением мер социального дистанцирования. Более того, если анализ больших данных показывает аномальное изменение в регионе, то система позволяет выявить причину аномального изменения и соответственно место нарушения, - детализировал он подход. – Также в местах скопления людей: магазинах, кафе, ресторанах, автобусах применяем технологии видеомониторинга с элементами искусственного интеллекта для контроля ношения СИЗ и нарушения социального дистанцирования. Сейчас подобную практику распространяем для игровых зон, компьютерных клубов и др. - там, где собираются дети.

Нурлан отметил, что Казахтелеком становится платформой с набором технологий и сервисов, которая позволяет оптимизировать сервисы из разных отраслей экономики.

- К примеру, мы являемся крупнейшим оператором видеонаблюдения в РК, и благодаря нашим ресурсам видеонаблюдения компании получили возможности переформатировать свои системы безопасности, изменить процессы, избавиться от лишних затрат, связанных с охраной и безопасностью в офисах, магазинах и т. д. Фактически мы предоставляем новый механизм организации процессов безопасности, - отметил Нурлан Мейрманов.

Еще одна сфера - интернет вещей (IоT). Построив крупнейшую сеть IоT на базе энергоэффективных технологий, Казахтелеком «фактически дал возможность тем отраслям экономики, для которых технология IOT была недоступна, оцифровать многие процессы, например, управление жилищно-коммунальным хозяйством».

- Это сбор данных о потреблении с датчиков горячей/холодной воды, газа или узловых устройств, которые контролируют общее потребление данных ресурсов в населенных пунктах. Это контроль над загрязнением, работа выносных устройств типа ПОД (пункт общественного доступа), вызов скорой помощи, полиции и т. д., - перечислил спикер.

Также Казахтелеком помогает бизнесу переносить коммуникацию с клиентами в онлайн-формат. Так компания предложила сервис WhatsApp Business, перенеся взаимодействие предпринимателя с клиентом из сложных электронных систем в простые и привычные чаты.

Отдельно Нурлан Мейрманов затронул тему Open RAN – открытой спецификации по виртуализации и дезагрегации базовых станций 4G/5G. Данная инициатива на государственном уровне направлена на локализацию производства телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения в Казахстане. В частности, применение открытой спецификации Open RAN напрямую и косвенно позволит оптимизировать капитальные и операционные затраты на строительство сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры в Казахстане, что в свою очередь положительно скажется на себестоимости услуг операторов. Как известно себестоимость услуг оператора складывается из затрат на строительство сетей, оплату труда сотрудников, оборудование, и немалую долю занимают расходы на программное обеспечение и техподдержку.

- Компании в IT-сфере стремятся делать все сами и не зависеть ни от кого. Open RAN позволяет: первое - разрабатывать, доводить до коммерческого состояния продукты, второе - использовать уже готовые массовые продукты, такие как X86-платформа, доступные и открытые чипсеты. Это открытый код, над которым могут работать все, а это значит, что стоимость услуг будет падать экспоненциально и выгоды получат все: оператор, государство и потребитель, - объяснил Мейрманов.

В своей презентации на сессии главный директор по инновациям также затронул планы по строительству сетей FWA и внедрению технологии 5G. Технологически «Казахтелеком» уже давно готов к развертыванию этих сетей, ждет только одобрения регулятора.

- Для новой экономики появятся совершенно новые требования к инфраструктуре, которым мы должны соответствовать, поэтому уже сейчас нужно задуматься, каким образом трансформировать не только экономику, переходя на цифровые рельсы, но и телеком-отрасль. Каким образом телеком-отрасль превратить в платформу, на которой можно программировать, настраивать, быстро разворачивать сети, при этом максимально удешевляя стоимость трафика за счёт перехода на открытые технологии? - подвел итог вопросом Нурлан Мейрманов.

Напомним, что международный форум Digital Almaty является одной из ключевых площадок для формирования и обсуждения глобальной и региональной цифровой повестки, вызовов, решений и политики в области цифровизации во всем мире. Участие в форуме принимают спикеры на уровне министров и глав правительств, крупнейшие эксперты отрасли и первые руководители компаний-лидеров. Генеральным партнером форума выступает «Казахтелеком».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить