Как IBM учит искусственный интеллект быть врачом и парфюмером

С новейшими хай-тек-разработками и открытиями журналистов со всего мира познакомили в цюрихской лаборатории IBM Research

Фото: Татьяна Панченко

Ежегодно проводимый в ноябре «День для прессы» IBM Research всегда отличается насыщенностью. Если описать всё, что можно было узнать из 8-часовой программы, наверное, получилась бы целая книга, а то и двухтомник. Мы попытались выбрать самое поразительное из открытий именитой лаборатории.

Одна из главных тем исследований для специалистов IBM Research — искусственный интеллект: новые сферы его применения, этические аспекты, проблема доверия к ИИ.

Доктор в смартфоне

На встрече для прессы был презентован европейский проект использования ИИ в здравоохранении. О цели программы рассказал доктор медицины Энди Фишер, СЕО и управляющий партнёр компании Medgate.

Энди Фишер
Фото: Татьяна Панченко
Энди Фишер

- Искусственный интеллект позволяет в корне изменить сценарий предоставления медицинской помощи. Традиционный подход, когда врач во время консультации задаёт пациентам одни и те же вопросы десятки раз, очевидно неэффективен. Лечение с помощью ИИ сокращает время для врача и пациента, экономит ресурсы и увеличивает эффективность на 40%, - сказал д-р Фишер.

Даниэль Карпати
Фото:
Даниэль Карпати

Энди Фишер и его партнёр Даниэль Карпати, менеджер по цифровым продуктам компании, продемонстрировали приложение для смартфона, с помощью которого можно было «пожаловаться» на недомогание, выбрать из выпадающего списка симптомы, ответить на уточняющие вопросы «искусственного доктора», загрузить результаты анализов и исследований — и в итоге записаться на онлайн-приём к врачу, говорящему на вашем языке, в удобное время. После консультации все назначения придут на электронную почту и в само приложение, которое не позволит пропустить приём лекарств или процедуру.

Уже сейчас партнёры Medgate предоставляют до 5 тыс. консультаций в день, в половине случаев излечивая пациента полностью. Использование всех преимуществ приложения уменьшает стоимость лечения на 50% без потери эффективности и снижает количество обратившихся к «физическому» врачу на 90%.

Разработчики осознают трудности, стоящие перед ними. Во-первых, люди привыкли получать консультацию своего врача очно, «глаза в глаза», так что доверие пациента к «машинному доктору» ещё долго придётся завоёвывать. Второй блок проблем — это учёт в алгоритмах работы не только возраста, пола, состояния здоровья пациента, но и социальных факторов (места жительства, образа жизни, уровня благосостояния и т. д.).

Машинный парфюмер

Если медицина — это почти на 100% наука, то использование ИИ в таком творческом процессе, как создание ароматов, не может не удивлять. Но в сотрудничестве с парфюмерной компанией Symrise исследователи IBM Research уже добились успехов и в этой сфере. Их совместная программа называется Philyra. Филира — океанида из греческой мифологии, покровительница благовоний.

- Теперь наши парфюмеры могут работать с ИИ, который анализирует тысячи формул и исторических данных для определения моделей и прогнозирования новых комбинаций, помогая сделать их более продуктивными и ускорить процесс создания, направляя их к формулам, которые никогда прежде не использовались, - сказал Ахим Дауб, президент Symrise Scent & Care.

В создании запахов принимали участие Ричард Гудвин, главный исследователь IBM Research в области компьютерного творчества, и Дэвид Апель — парфюмер, вице-президента компании Symrise.

- Нашей целью было соединить мастерство парфюмеров, которые веками умели сочетать натуральные компоненты, с возможностями высоких технологий, - отметил Ричард Гудвин на презентации.

Для каждого аромата учёные задают целевую аудиторию, степень креативности и сразу же прогнозируют экономическую эффективность продаж. Компоненты и их пропорции подбирает искусственный интеллект - используя тысячи природных и искусственных запахов.

Будут ли «машинные» запахи популярны, станет ясно в следующем году после запуска продаж духов, специально разработанных для молодых бразильцев. Пока группа никому не раскрывает запах — чтобы «обычные» парфюмеры не украли идею.

Первый аромат специалисты подбирали в течение полугода, но теперь этот процесс занимает часы. Во время презентации был продемонстрирован ход изготовления духов. По технологии делаются сразу два «противоположных» варианта аромата. Работники прессы ознакомились с образцами «свежего» и «тёплого» запахов.

Разрабатываемые искусственным интеллектом ароматы планируется использовать не только в духах, но и в шампунях, моющих средствах, стиральных порошках и другой бытовой химии.

Великое открытие в... ботинке

Ещё одна разработка IBM Research (сделанная совместно с сотрудниками других центров и компаний) — это на взгляд дилетанта почти вечный двигатель. А сделано оно было с помощью силикагеля. Помните такие пакетики с шариками, которые кладут в обувь, чтобы не отсырела?

Как рассказал по видеосвязи учёный-материаловед Патрик Рух, если эти шарики насыпать в один из сообщающихся сосудов, то вместе с влагой они «вытянут» из другого сосуда тепло: сами нагреются, а содержимое другого сосуда охладят. Происходит переток энергии без электричества (здесь очень бы пригодился изумлённый смайлик).

Перспективы у такого открытия потрясающие. Ведь огромное количество тепла, например вырабатываемого центрами обработки данных (ЦОД), теперь можно будет использовать для их же охлаждения. Учёные смогут «уловить» тепло, утекающее из дымоходов, выхлопных труб автомобилей, при готовке на кухонной плите или работе посудомоечной машины. «Отработанное» тепло — это 70% всей произведённой энергии, и если придумать, как его использовать, то большая часть ископаемых ресурсов скорее всего останется в недрах.

Конечно, одними шариками из обуви здесь не обойтись. Швейцарские учёные сейчас работают над проектом THRIVE (тепловые насосы для замещения электричества и ископаемого топлива), где применяется технология адсорбционного теплового насоса (AdHP), которая и основана на использовании адсорбирующих материалов, таких как силикагель. Вместо него уже разработан другой материал, в 3,8 раза более эффективный - монолитный адсорбент с активированным углём, из которого можно «лепить» любые формы для установки в теплообменники.

Конечно, до промышленного производства таких тепловых насосов ещё далеко, но уже сейчас создана четырёхкамерная система AdHP, которая обеспечивает мощность охлаждения до 10 кВт — этого хватит для кондиционирования дома на одну семью, проживающую в тёплом климате.

СПРАВКА Forbes.kz: IBM Research является одной из крупнейших в мире и наиболее влиятельных корпоративных исследовательских лабораторий. Имеет 12 отделений, расположенных в разных странах на шести континентах. Основные темы исследований - искусственный интеллект, квантовые вычисления, блокчейн. В лабораториях IBM Research работают 3 тыс. сотрудников. За время работы лаборатории вырастили шесть нобелевских лауреатов.

Лаборатория работает на долгую перспективу, инвестируя ресурсы в прорывы завтрашнего дня. Так, первая в мире когнитивная система Watson стала плодом более чем 50-летнего труда учёных в области искусственного интеллекта. Эта система теперь является одним из ключевых направлений бизнеса IBM.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2311 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
17 июля родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить