Как Acer помогает казахстанскому образованию с ноутбуками

7762

Вице-президент ACER REET (Россия, Восточная Европа, Турция) Григорий Низовский рассказал Forbes Kazakhstan о том, чем ему запомнился 2020 год, и почему в компании выбрали приоритетом сферу образования

В прошлом году на рынке больших технологий произошел самый настоящий взрыв. Из-за пандемии и удаленного формата работы люди со всего мира начали активно покупать ноутбуки и ПК. Согласно данным исследовательской компании Canalys, поставки ПК достигли 297 млн единиц в 2020 году — на 11% больше, чем в 2019. IDC оценивает годовой объем поставок в 302 млн компьютеровна 13,1% больше. По данным Gartner, в 2020 году произошел самый большой рост продаж ПК с 2010 года — 275 млн единиц в 2020 году, на 4,8% больше данных 2019 года.

Вице-президент Acer REET (Россия, Восточная Европа, Турция) Григорий Низовский поделился с Forbes Kazakhstan мыслями о прошлом годе, о приоритете образования, а также о том, какие тренды наблюдаются на рынке больших технологий. 

Григорий, расскажите, как вы работали в сумасшедшем 2020-м.

- На самом деле наша компания оказалась в самом выгодном положении. Потому что в прошлом году спрос на персональные компьютеры и мобильные решения вырос многократно. Но здесь хочу подчеркнуть три основных фактора. Во-первых, это все-таки переход на работу из дома. Во-вторых, это дистанционное образование. Ну и конечно, то, что мы называем entertainment at home, ведь из-за отмены многих мероприятий досуг и развлечения люди искали не дальше собственного дома.

Если говорить о продажах, то основными драйверами был рост ноутбуков и мобильных ПК для образования. В каких-то странах, например, очень вырос сегмент хромбуков (линейка ноутбуков, работающих под управлением операционной системы Chrome OS) как решения для образования, но в России и Казахстане в меньшей степени. Также сильно выросли игровые ПК. Получается, что именно те фокусные сегменты, в которых мы развивались все последнее время, оказались быстрорастущими.

И это актуально для всех подобных компаний?

- В целом, если брать среднюю по нашим конкурентам цифру, то рост был в районе 13%. При этом наша компания выросла на 23%. Быстрее нас из первой пятерки выросла только Apple.

Если говорить про Казахстан, то хочу отметить, что только за 2020 год доля отгруженных нами ноутбуков на рынок составила 29,3%. По данным GFK, например, доля HP составила 16,3%. В стоимостном выражении наша доля на рынке в прошлом году – порядка 28,1%. Фактически мы как были, так и остаемся лидером на рынке Казахстана.

А кто из конкурентов при такой конъюнктуре рынка мог в принципе просесть?

- Например, те компании, в портфеле которых больше места занимали настольные компьютеры для бизнеса. Этот сегмент существенно упал.

Вообще, эта история с бурным ростом началась фактически со второго квартала 2020 года. Немедленной реакции на рост потребительского спроса от нас не было – нам не пришлось делать что-то сверхъестественное, чтобы продавать.

Например, в прошлом году рынок мобильных телефонов несколько просел, возможно, это было вызвано тем, что ими все пользовались дома, а раньше многие имели потребность показывать новый телефон другим.  

То есть фактически главный драйвер роста – ноутбуки?

- Большую долю в доступных доходах потребителя, которую он мог потратить на цифровую технику, конечно, отыграли ноутбуки. Они начали отбивать те потери, которые несли в 2012 году. Ведь тогда был переломный год, когда место модного гаджета ноутбуки уступили мобильным телефонам. С тех пор рынок мобильных телефонов рос и развивался, а ноутбуков был плоским – не рос, а рынок ПК и вовсе сокращался по 2-3% в год. Что было важным в прошлом году – удовлетворить тот спрос, который был. Здесь так или иначе компании из первой пятерки, были в одной ситуации.

Изменился ли формат работы с поставщиками?

- Когда мы говорим о том, что у нас хорошая цепочка поставок, то следует знать, что мы все-таки тайваньская компания – исторически у нас хорошие связи как с инженерными организациями на Тайване, так и с самими фабриками-производителями. С другой стороны, если следовать логике этого рынка, то компании, которые имеют большую долю и покупают компоненты, могли бы иметь больший к ним доступ. И, соответственно, они могли бы давить на производителей и говорить, мол, у меня доля 25% - я беру у тебя больше всех, а условный Acer поставь в конец списка.

Парадокс в том, что когда начинается ажиотажный спрос, производителям компонентов выгоднее продавать более мелким игрокам. Потому что производителю, например, лучше продать 100 своих процессоров не одному гиганту HP, а нескольким компаниям – например, Acer или Asus, чтобы не расставаться с частью своей потенциальной прибыли.  

В атмосфере ажиотажного спроса – какие приоритетные направления вы выбрали для себя?

- Мы взяли фокус в сторону образования, и самый стабильный государственный заказчик как раз из сектора образования. Это то, о чем мы говорили и над чем мы работали долгие годы еще до пандемии. Только образование могло получить идеологический приоритет.

В Казахстане у нас был большой проект, ведь в 4 квартале 2020 года был усиленный закуп ноутбуков для школ. Мы тоже сделали поставку – порядка 70 тыс. ноутбуков. Были, конечно, определенные сложности с тем, чтобы сделать все вовремя, но мы справились. Министерство образования Казахстана эти ноутбуки распределило дальше по школам. В 2021 планируется поставить еще 100 тыс. новых устройств – хромбуков.

Далее приоритет отдавался более небольшим странам, где рынки поменьше. В частности, в Казахстане благодаря этому мы сохранили долю рынка. Казахстан уникален для нас, это небольшой рынок, где у нас крупная доля. Выгоднее быть здесь лидером с 22% рынка и еще отдать какую-то продукцию на Украину.

Как вам удавалось сдерживать рост цен в прошлом году? Ведь факторов было масса…

- Я думаю, что нам удавалось постоянно замедлять рост цен, но сдержать – нет. Если взять те цены, которые есть сейчас, и те, которые были год назад – они выросли существенно. Но рынок в принципе сейчас чувствует себя достаточно хорошо. Раньше мы думали, что люди будут путешествовать по кривой спроса-предложения и аналитика была в целом понятна.

Но когда речь зашла о резком изменении спроса, мы поняли, что имеем дело с фундаментальным изменением спроса на компьютер – он стал значить больше, чем раньше. Теперь потребитель не готов покупать, к примеру, новую кровать, но готов купить ноутбук.

Но все равно за компьютеры в итоге кто-то должен платить в долларах. В Казахстане и России, мы, например, использовали хеджирование, покупая вперед форвардные контракты. Тем самым мы скорость роста цен снижаем. Если курс был 350 тенге, например, в феврале прошлого года и мы захеджировались по 360-370, то уже в августе, когда он был больше 400, на полках стояли компьютеры, которые были посчитаны по курсу 350.

Понятно ли сейчас, куда двигается этот рынок?

- Думаю, что в будущем будет быстрыми темпами расти спрос на устройства для создания контента. Подчеркну, именно на создание, а не просто поглощение. Речь идет о производительных ноутбуках, ПК, серверах и рабочих станциях. Мощных вычислений с каждым годом нужно все больше и больше – иначе, как, например, заниматься научными исследованиями?

Большинство жителей планеты последние пять лет совершенно точно находятся в цифровом мире, и тренд будет усиливаться. В интернет-среде самые кошмарные прогнозы по поводу дальнейшего развития говорят о том, что мы скоро будем жить как в матрице, в иллюзии. Я пока не вижу больших прорывов в ближайшие несколько лет. Цифровое образование, цифровые услуги – да, но погружения в какую-то другую реальность не предвидится. Пока что, я, например, не вижу каких-то открытий в области устройств визуализации – VR, поэтому говорить о виртуальном мире пока еще рано.

Кстати, а рост рынка криптовалют как-то влияет на производство и реализацию компьютеров?

- Да, конечно, отражается. Видеокарты мощные сейчас не купить и не достать, их явно не хватает - ведь сейчас все начали майнить. Понятно, что на сегодняшний день производителю компонентов выгоднее продавать в розницу, чем нам, например, по большим контрактам.

Мы лидеры в Казахстане по поставке игровых компьютеров, например. Здесь мы в два раза в сравнении с прошлым годом выросли. Я бы сказал, что ситуация с поставками видеокарт натянулась только в ближайшие 3-4 месяца, что скажется на доступности. Маниакальный рост биткоина даст дырку на полках где-то к июлю-августу. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить