Индустриальная революция началась

8374

Новые возможности дают малым производителям способность конкурировать с глобальными корпорациями

REUTERS/VOSTOCK PHOTO

В  феврале этого года американская компания MakerBot начала поставки 3D-принтера, печатающего фигуры из пластика, по цене $1099. Это небольшой аппарат, который может напечатать пластиковую фигуру любой формы в пределах 10 сантиметров в высоту, длину и ширину, погрешность при этом будет 0,1 мм. В качестве картриджа выступает моток пластиковой проволоки разных цветов.

3D-принтеры существуют уже пару десятков лет, поэтому эту технологию трудно назвать новой. Но всего пять лет назад такой аппарат стоил $125 тыс. и был доступен только крупным структурам и институтам. Сейчас же в процесс производства продукции из пластика может включиться практически любой желающий. Представьте себе картину: ваш ребенок создает себе свою собственную игрушку – сначала проектирует ее в компьютере, а затем, загрузив в принтер файл, печатает.

Еще до недавнего времени такое было практически невозможно и уж точно недоступно для широкого круга людей. Чтобы создать прототип изделия, необходимо было сделать заказ на какой-нибудь фабрике в Китае, потом заказать минимальную партию. И только потом думать о дальнейших заказах. Наличие недорогих 3D-принтеров значительно упрощает процесс и снижает порог входа на рынок, где о конкуренции с традиционными производителями можно было только мечтать. Надо заметить, что уже сейчас разрабатываются подобные принтеры по цене ниже $500. При такой динамике снижения цен не исключено, что через несколько лет в каждом детском саду будет стоять такой принтер, а покупать или продавать вы будете не физический товар, а лишь дизайн.

Кстати, MakerBot активно создают экосистему вокруг своих аппаратов, размещая на сайте своего сообщества тысячи дизайнов – от роботов до простых игрушек и крючков для полотенец. Компания MakerBot, созданная Бре Петтисом, Адамом Майером и Заком Смитом, была названа одним из лучших стартапов Нью-Йорка. Прорывная модель привлекла внимание на ранней стадии финансирования проекта даже таких видных предпринимателей, как Джеф Безос, создатель Amazon.com.

Следует отметить, что такое возможно не только с пластиком, есть 3D-принтеры по работе с металлами и деревом, которые создают все – от ювелирных украшений до предметов интерьера. Фактически с производством происходит то же самое, что и с программным обеспечением – появляются десятки тысяч разработчиков, делающих свои приложения на базе различных платформ. Так же и с производством. Этот подход уже начала апробировать новозеландская компания Ponoco, создающая производственную платформу, на которой любой может заказать изготовление продукции по собственному дизайну или дизайну кого-либо другого.

Так, Дэвид тен Хейв закупил большой лазерный принтер по дереву – такой, что раньше стоял только в авиакосмических институтах, и создал платформу, на которой дизайнеры со всего мира размещают свои идеи. Если вам понравился чей-либо дизайн, то вы можете заказать его производство у Ponoco, и оно доставит вам готовый продукт в любую страну мира. В цену товара будет входить и стоимость дизайна, которая отходит разработчику. Чтобы начать продавать свои товары для интерьера, вам не надо создавать конкурента Ikea или строить свою мебельную фабрику, можно создать продукт в виде графического файла и выставить его на платформе Ponoco.

Фактически это предвестники новой индустриальной революции, которая меняет прежний расклад, где крупные корпорации выпускают массовый продукт, используя производственные площадки в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Новые подходы создают условия для производства намного большего количества видов продукции при значительном снижении объема заказываемых партий. В Китае небольшие фабрики уже подстраиваются под эту модель, делая упор на тысячи заказов минимальными партиями.

Именно эта индустриальная революция поможет выдержать конкуренцию с китайскими производителями, убивающими своей дешевизной. Свидетельством этому является то, что на фоне общего снижения производства в США малые американские производители наращивают свои объемы. Именно такие компании со своей инновационной продукцией смогут потягаться с глобальными корпорациями. Думается, этот опыт должен быть принят во внимание на втором этапе программы индустриально-инновационного развития, реализуемой в Казахстане.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить