Игры с данными. Что необходимо знать компаниям, экспериментирующим с Big Data

6721

Большие данные многое изменили. На сложнейшие вопросы теперь можно вычислить ответ. Менеджерам больше не нужно полагаться на интуицию при принятии решений – достаточно воспользоваться компьютером, чтобы проанализировать необходимую информацию

ФОТО: © Depositphotos.com/Gorodenkoff

Объемы данных, доступных для анализа, поражают. Огромное количество всевозможных датчиков и гаджетов дают искусственному интеллекту пищу для постоянной работы.

Если раньше компаниям приходилось придумывать сложные методы взаимодействия с потребителями, то сегодня предпочтения клиентов компьютеры анализируют в автоматическом режиме. Возьмем производителей полуфабрикатов. Чтобы понять, какая еда нравится покупателям, 20 лет назад им приходилось устраивать фокус-группы, убеждать клиентов ответить на список вопросов, вручную обзванивать сотни людей. Теперь же им достаточно научиться обрабатывать информацию из социальных сетей, данные банковских транзакций, запросы в поисковиках, статистику посещения магазинов – и вуаля! – выясняется, что всё больше американцев предпочитают корейское барбекю.

Да, работу за людей сегодня делают алгоритмы. Однако побороть страх перед искусственным интеллектом и вычленить главное в бесчисленном множестве комбинаций данных по-прежнему сложно. Эксперты Глобального института McKinsey (MGI) попросили ответить на эти и подобные вопросы основателей стартапов в области анализа больших данных. Главы компаний CrowdAI, SafeGraph, Measurable AI и Orbital Insight поделились с MGI своим видением работы искусственного интеллекта.

Видно все

Большие данные меняют правила игры во многих сферах. Они не только помогают найти ответы на прежде неразрешимые вопросы, но и делают мир прозрачнее. Топ-менеджерам это только на руку. Предположим, транснациональная корпорация хочет обеспечить бесперебойность всей производственной цепочки. Один из основных ингредиентов продуктов этой компании – пальмовое масло, производство которого отследить невероятно трудно: сотни тысяч мелких фермеров вырабатывают это масло в десятках стран. Пока топ-менеджеры ломали голову над решением проблемы, в стартапе Orbital Insight научились считывать геолокационные данные и спутниковые снимки, чтобы с точностью до метра определить маршрут поставок.

Такая прозрачность – огромное преимущество для компаний. Она значительно ускоряет бизнес-процессы и отменяет для менеджмента необходимость без конца подгонять поставщиков и перепроверять достоверность их слов.

Легко заблудиться

Необработанные большие данные собьют с толку любого. Выбрать наиболее полезную информацию, которая поможет вашему бизнесу, – та еще задачка. Опрошенные MGI специалисты настоятельно рекомендуют нанять профессионалов, которые умеют работать с big data, а не поручать анализ данных штатному IT-специалисту.

На развитых рынках появляются нишевые консультанты по анализу данных. Одна из таких компаний – SafeGraph. Специалисты этого стартапа знают все о геопространственной информации. Они собирают и сортируют данные о пешеходном трафике в магазинах, маршрутах путешествий, городских точках притяжения. Главная задача подобных SafeGraph-консультантов – представить обработанные данные в удобоваримом виде, чтобы топ-менеджеры и маркетологи могли принимать взвешенные и обоснованные решения.

Эксперты в области больших данных, поделившиеся своим опытом с MGI, отмечают: большинство крупных корпораций (за исключением технологических компаний) застряли на начальном этапе внедрения анализа больших данных. Поэтому не стоит беспокоиться, что вы отстали от жизни, и судорожно пытаться перевести бизнес-процессы на цифровые рельсы.

На рынке big data появляется все больше индивидуальных решений, одно из которых вполне может подойти именно вашей компании. Еще пять лет назад таких предложений не было – анализ данных был уделом избранных. Сегодня вы можете подобрать ту платформу, которая соответствует вашим деловым планам. Отдавать за это целое состояние тоже не придется. Данных и способов их обработки стало очень много. Подходящих консультантов, которые не попросят за свою работу миллионы, выбрать гораздо легче, чем раньше.

Хозяин – барин

Аналитики больших данных могут многое, но они не волшебники, предостерегают в MGI. Они с радостью составят для вас какую угодно математическую модель. Что касается конкретных бизнес-задач, то эту работу все-таки лучше доверить собственным сотрудникам, у которых есть опыт реальной работы. Автоматизация – не панацея. За работой искусственного интеллекта должны следить опытные сотрудники.

Особенно важно учитывать реальную жизнь, если вы ведете бизнес в одной стране, а анализ данных поручили иностранным консультантам. Эксперты из стартапа Measurable AI приводят следующий пример: «Необходимо знать, что китайцы не очень любят пользоваться электронной почтой, а кредитные карты в Индонезии еще не так распространены». Даже если консультанты по анализу данных в курсе подобных нюансов, важно перепроверять их выводы и определять бизнес-стратегию самостоятельно.

Остаться инкогнито

Главная опасность анализа больших данных – это вторжение в частную жизнь людей. Безопасность собираемой информации должна быть на первом месте для любой компании, напоминают в MGI. Необходимо дать людям возможность отказаться от предоставления данных об их местонахождении, покупках и т.п. Желание распоряжаться своими данными вполне объяснимо и легитимно.

Ведущие консультанты в области big data уделяют защите данных особое внимание. Представители стартапа Measurable AI уверены: необходимо дать людям стимул делиться своими данными. В Measurable AI тех, кто готов поделиться информацией о себе, вознаграждают криптовалютой.

Возможно, вопрос безопасности данных поможет решить технологический прогресс. Последние разработки в области шифрования информации дают на это надежду. Тогда анализировать данные можно будет без риска утечки личной информации. Пока же компаниям нужно самостоятельно принимать меры по защите приватности своих клиентов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить