Фрэнк Коэн: Будущее Казахстана – в цифровом мире

13788

На вопросы Forbes.kz отвечает Фрэнк Коэн, президент компании SAP SE в регионе EMEA

Фото: SAP
Фрэнк Коэн.

FНаиболее обсуждаемой темой в Казахстане сейчас является бизнес-трансформация в крупных компаниях. SAP — глобальный бизнес. Наблюдаете ли вы такой же тренд в других странах?

- Да, и речь в данном случае идет не столько о бизнес-трансформации, сколько о цифровой трансформации. Экономика становится более цифровой, то же происходит и с бизнес-процессами. Крупным компаниям и государственному сектору предстоит работать в этой цифровой экономике, принимать ее вызовы и использовать ее возможности. Например, для государства это – концепция электронного правительства, умных городов и умных сервисов, которые можно использовать для предоставления электронных услуг населению. Любые виды взаимодействия правительства с гражданами переходят в цифровую плоскость, будь то управление налогами или публичные услуги вроде выдачи паспорта или оформления водительских прав. Сейчас мы можем наблюдать глобальную трансформацию в этой области. То же относится и к крупным компаниям. Ретейлеры, туристические агентства начинают больше работать онлайн. Музыкальный бизнес, СМИ также переходят в Интернет. Фактически все индустрии во всех странах движутся в сторону цифрового мира. Какие-то компании развиваются быстрее и, конечно, используют преимущества своего положения. Какие-то индустрии и бизнесы пока отстают, но гонка уже началась для каждого.

FЧто вы думаете об экономике Казахстана? Какие тренды вы бы хотели отметить и какие возможности SAP видит на рынке для развития своего бизнеса?

- В первую очередь, хочется отметить, что для SAP регион СНГ является очень важным, а Казахстан — один из ключевых рынков. Именно поэтому мы присутствуем здесь уже почти 20 лет – первый офис SAP в Казахстане открылся в 1997. И совсем недавно мы открыли новый офис – в Астане. На мой взгляд, Казахстан обладает большим потенциалом для использования трендов цифрового мира. 

FПочему вы считаете Казахстан важным для себя рынком? Из-за нефти - или есть другая причина?

- Давайте посмотрим на рынок Казахстана: здесь у нас 165 клиентов, работающих в различных индустриях, не только в государственном секторе. Мы сотрудничаем с банками (например, с «Халык Банком»), металлургической отраслью, телеком-компаниями («Казахтелеком»), представителями среднего бизнеса. Мы присутствуем на рынке Казахстана почти 20 лет и продолжаем инвестировать в отрасль. На наш взгляд, Казахстан представляет одну из крупнейших экономик в регионе, и мы хотим быть её частью.

FКакие государственные инициативы вы считаете наиболее важными для развития страны? Какие лучшие практики могут быть применены в Казахстане?

- Я думаю, важной является инициатива, направленная на построение платформы электронного правительства. Страна хочет попасть в Топ-5 государств по индексу электронного участия, в Топ-25 по индексу развития электронного правительства. В планах правительства — перевести 40% госуслуг в режим онлайн. На мой взгляд, это замечательная, амбициозная цель. Мы считаем эти инициативы важными, поскольку они ведутся в том же направлении, что я отметил раньше, — в направлении перехода к цифровому миру и цифровой экономике. Подобные инициативы позволят Казахстану перейти от ресурсной экономики, основанной на нефти и газе, к более многогранной экономике, в основе которой - различные индустрии, процессы и сервисы.

FКак правительственные реформы влияют на инновационное развитие? Могут ли информационные технологии помочь в реформировании государства, и есть ли уже такие примеры в мире?

- На мой взгляд, государственные реформы абсолютно точно являются ключом к инновациям. Подключение к Интернету, построение оптово-волоконных сетей... Цифровая экономика — это ничто, если вы не можете выйти на связь с остальным миром. Государственные начинания, направленные на создание каналов передачи данных и построения информационной инфраструктуры, — это первоочередная инициатива в цифровой экономике. Тот факт, что государство планирует всё больше переходить к ведению деятельности онлайн, задает направление для развития всей экономики страны. В этой части мира пока не так много стран, которые хотят создавать электронное правительство. Это признак зрелого рынка, и Казахстан является лидером в сфере электронного правительства в Центральной Азии. Это весьма выгодно для страны, а также для конкурентоспособности ее компаний. Я считаю, что далее необходимо развивать ИТ-сервисы, как, например, создание собственного центра компетенции и начало экспорта услуг, а не их импорта.

FНе могли бы вы подробно рассказать, как бизнес-трансформация помогает экономике? Или же это проекты, которые ведут к повышению эффективности только предприятий?

- В мире есть много примеров того, как цифровая экономика меняет расклад игры для многих стран, государственных и частных компаний. Если говорить о государстве, то одним из наиболее интересных проектов стала замена практически всех процессов, выполняемых вручную, электронными, включая управление налогами, работу с документами, обмен данными с госструктурами. Одним из удачных примеров является мобильный банкинг. В Южной Африке он создан для людей, которые находятся вне банковской системы: они живут в небольших посёлках, где офисов банка нет, но могут пользоваться банковскими услугами с помощью мобильного телефона, причем самостоятельно. Еще один пример — мобильные платежи. На их долю мобильных платежей в Кении, например, приходится 26% ВВП. Люди могут не иметь банковский счет, но мобильный телефон у них точно есть. Именно он и используется в качестве инструмента для платежей.

В Австралии создана превосходная система социальной безопасности для обнаружения угроз. Государственные процессы, обнаружение угроз, снижение административных расходов - можно найти много примеров, демонстрирующих, как переход к цифровой экономике кардинально изменил ситуацию во многих компаниях и странах.

FПочему компании начинают бизнес-трансформацию? Является ли это верным решением в текущей ситуации высокой рыночной волатильности?

- Мы находимся в кризисном режиме уже многие годы. Экономика до сих пор не восстановилась с 2008, когда только начался кризис, и сейчас находится в стагнации. Уже тогда компании начали сокращать расходы для того, чтобы удержаться плаву. Это вполне объяснимо, ведь обычно это первая реакция на кризис. Однако каждая компания, которая сокращала расходы в 2008, 2009, 2010, вскоре поняла, что это не ведёт к росту бизнеса, а является лишь мерой выживания в кризисное время. Те, кто хотят расти, должны модернизировать бизнес. Отрадно видеть, что сейчас инновации находятся в числе главных приоритетов у 2/3 руководителей в Западной Европе. Главы компаний верят, что именно с помощью инноваций они смогут сделать бизнес более прибыльным. Когда речь идёт об инновациях, первое, на чем нужно сосредоточить своё внимание, это на предпочтениях клиентов. Чем больше вы знаете о своих клиентах, тем более персонализированные предложения вы можете создавать, разрабатывать продукты или услуги, которые на 100% будут отвечать потребностям клиентов. При этом нужно знать не только о предыдущих заказах клиентов, но и о том, что им нравится, а что не нравится, где и что они покупают, какие их дальнейшие желания. Только тогда вы сможете подстроить свои услуги и продукты под их требования. Именно поэтому понимание данных становится главной валютой. Чем больше информации вы сможете собрать, тем лучше вы будете осведомлены о своих клиентах и о том, какими должны быть ваши продукты или услуги. Поэтому мы и предлагаем решения по анализу больших данных. Аналитика больших данных позволяет понять поведение клиента и как можно лучше адаптировать свои продукты или услуги под его потребности. Раньше рынок был на подъёме, покупательская способность была высокой, поэтому компании не задумывались об инновациях. Сейчас же инновации стали жизненно необходимы.

FЕсть ли у вас общая формула, по которой можно посчитать, сколько средств необходимо вложить в инновационное развитие?

- Я не думаю, что есть какая-то стандартная формула для этого. Каждая компания должна решить для себя, сколько она готова инвестировать. Я думаю, размер инвестиций будет отличаться в зависимости от индустрии: одно дело - горная промышленность и совсем другое - индустрия услуг. Например, в ретейле сейчас необходимо быть ближе к клиенту. 

Между тем, я считаю, что каждому в компании сейчас стоит думать об инновациях и о том, как поддерживать стабильный бизнес в ближайшем будущем. Скорее всего, инновации будут в большей степени включать в себя цифровизацию бизнеса. Например, они нацелены на то, чтобы сделать покупательский опыт более легким и интересным везде, где потребители будут совершать покупки: в магазине, Интернете или же на складе. Качество покупательского опыта сейчас стало основополагающим. Как мы можем взаимодействовать с клиентом? Лучшим способом сейчас является мобильный телефон, а также Интернет. Именно эти два направления — электронная и мобильная коммерция — будут чрезвычайно важны в будущем.

FНе могли бы вы привести примеры крупных проектов по бизнес-трансформации? Каких результатов добились эти компании, какие риски преодолели?

- У нас есть много примеров практически в каждой индустрии. Например, ретейлер Casino решил персонализировать свои коммерческие предложения для покупателей магазина. С помощью ИТ-решений, позволивших узнать клиентские предпочтения, компания смогла создавать индивидуальные коммерческие предложения и предоставлять посетителям магазина скидки на их любимые продукты. Таким образом, вместо того чтобы устраивать промо-акции для всех посетителей, ритейлер стал выпускать персонализированные предложения для каждого клиента. Благодаря этому компании удалось разработать и измерить так называемый показатель принятия промо-акций. Когда компания запускает скидочные акции, она смотрят, сколько людей покупают промо-продукты. Основываясь на персонализированных предложениях и информации, которую Casino получила от посетителей и из социальных медиа, компания подсчитала, что показатель принятия промо-акций увеличился в восемь раз. Можно представить, сколь значительный эффект это оказало на компанию. У нас есть примеры и из банковской индустрии. Возьмем, например, кредиты. С современными технологиями клиент может обратиться в банк за ссудой и моментально получить кредитное предложение. Подобные инновации меняют всю отрасль. Ведь если другой банк начнет предлагать кредиты, предложения по которым будут готовы лишь через неделю, то он просто потеряет клиентов – они уйдут в компании, которые уже внедрили технологии, позволяющие моментально составлять индивидуальные кредитные предложения. Онлайн-банкинг сейчас является мощным инструментом для многих компаний. В любой сфере мы можем найти подобные инновационные решения. Это же касается и государственного сектора, где также представлены решения SAP.

Например, Кейптаун использует нашу систему для управления недвижимостью. Я думаю, сейчас уже невозможно сосчитать количество инновационных проектов, поскольку каждый проект в той или иной степени нацелен на модернизацию и цифровую трансформацию. Две трети европейских компаний реализуют проекты в сфере цифровой трансформации в данную минуту. Остальные уже планируют запустить подобные проекты. Можно сказать, что сейчас каждая компания в мире в том или ином виде вовлечена в процесс цифровой трансформации.

FНе могли бы вы поделиться рекомендациями, как наиболее эффективно проводить бизнес-трансформацию.

- Я думаю, первое, что нужно сделать компании, которая начинает переходить в цифровой мир, - это упростить бизнес-процессы. На сегодняшний день бизнес-процессы и ИТ-системы у многих компаний чрезвычайно сложны, что затрудняет переход к цифровой экономике. Необходимо упрощать принципы ведения бизнеса, ключевые бизнес-процессы, существующие ИТ-системы. Вместо того, чтобы концентрироваться на продаже продуктов, стоит создавать продукты, которые будут продавать сами себя. Сейчас мы движемся по направлению к индустрии услуг. Люди больше не хотят покупать машины, они хотят приобрести сервис, который доставит их из точки А в точку Б. Они не хотят покупать дома – проще арендовать их и делить с другими людьми. Мы имеем дело с сообществом пользователей, которые хотят делиться имеющимися активами и приобретают услуги вместо продуктов. Компаниям также нужно обратить особое внимание на данные, начать собирать их и использовать в прогнозировании. Наконец, компаниям необходимо быть ближе к своим клиентам, понимать потребности последних. Соблюдение всех этих условий необходимо для перехода в эру цифровой экономики.

FТрудно ли обучать персонал, работающий в странах СНГ, новым технологиям?

- У молодого поколения здесь те же особенности, что и во всем мире. Это поколение рождено в эпоху мобильных телефонов и Интернета. Им легко пользоваться Фейсбуком или Твиттером. Вступить в цифровой мир для них не проблема, ведь они уже живут в нем: их партнерами по онлайн-играм могут быть люди с другого конца света, они почти не используют электронную почту, делясь вместо этого фотографиями и личными впечатлениями в социальных сетях. В США как-то провели исследование, которое выявило, что поколение в возрасте 25-34 лет почти треть своих покупок совершает онлайн. Новое же поколение, приходящее на смену предыдущему, будет совершать около двух третей своих покупок онлайн. Уже на этом примере можно увидеть существующий тренд. На мой взгляд, очевидно, что новое поколение более приспособлено к цифровой экономике.

FЧто вы считаете более важным в процессе трансформации: выбрать правильные технологии, найти подходящего партнера или сохранить корпоративную культуру?

- Для достижения успеха важны все эти факторы. Например, в цифровом мире очень важно работать с подходящим партнером. Восточная экономика представляет собой экосистему компаний, совместно создающих и внедряющих новые решения. Очень важно быть её частью, поэтому компаниям необходимо найти такую экосистему, в которой они могли бы дальше развиваться. При этом неважно, будете ли вы с партнерами полагаться на отраслевую платформу или на какое-то отдельное ИТ-решение. Главное — выбрать партнера.

FSAP анонсировала очень положительные результаты третьего квартала. Какие основные драйверы роста компании вы можете назвать в 2015?

- На мой взгляд, самым главным драйвером является цифровая трансформация. После многих лет сокращения расходов клиенты поняли, что необходимо дальше вкладываться в инновации. И во многом ими являются современные информационные технологии. Без них не обходится почти ни один процесс модернизации. На сегодняшний день много компаний инвестируют в электронную коммерцию и прочие инновационные решения. Этот тренд и стал главной причиной роста наших доходов. Сегодня компании стараются быть ближе к своим клиентам, поставщикам, создают новые эффективные цепочки поставок. И именно в этом мы им помогаем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить