Если бы Beeline был банком, он бы вошёл в десятку крупнейших по платежам в Казахстане

21919

Об этом и многом другом рассказал коммерческий директор по развитию нового бизнеса Beeline Казахстан Олег Алдошин

Олег Алдошин
ФОТО: Владимир Третьяков
Олег Алдошин

Олег, три года назад, когда Beeline Казахстан только делал первые шаги по новым направлениям, ваш бывший CEO Александр Комаров рассказывал: ни о какой прибыли от новых услуг речь не идет. Что-то изменилось теперь?

- В первую очередь мы смотрим на интерес клиентов, который измеряется в MAU (monthly active users) и количестве транзакций. Со временем некоторые продукты вырастают и начинают приносить прибыль. Если мобильные финансы, Big Data, мобильное телевидение были поначалу экспериментальными шагами, то в 2019 году они уже зарабатывают. Сегодня новые бизнесы приносят около 5% от общей выручки компании, хотя еще в прошлом году этот вклад не превышал 2%. Это весьма существенно.

Растете за счет других направлений?

- В Beeline в принципе наблюдается рост общей выручки, а рост по новым направлениям вовсе идет в опережающем темпе. Например мобильные финансы год-к-году растут в 2-3 раза. Если в прошлом году было 1,2 млн транзакций в месяц, сейчас - больше 3 млн транзакций.

А инвестиций новые сервисы требуют больших?

- Основные наши инвестиции идут в сеть, в ее строительство и развитие. И это значительно больше всех инвестиций во все новые услуги вместе взятые.

Опять же три года назад Beeline активно ввязывался в массу новых проектов, в том числе инновационных, чтобы потом не забегать на подножку уходящего поезда. Ожидалось, что какие-то проекты в итоге окажутся бесперспективными, но какие-то точно выстрелят. Такая стратегия себя оправдала?

- Тогда мы приняли стратегию, в которой решили: хотим экспериментировать и развивать новые направления, смежные с традиционными телеком-сервисами. Все из-за того, что во всем мире доходы от услуг связи перестали расти, либо растут очень медленно. И чтобы бизнес продолжал получать выручку, да еще и с надеждой на ее повышение, надо внедрять нечто новое.

Примерно 3 года назад мы занялись мобильными финансами, Big Data и контентом. Это уже не телеком-услуги в чистом виде. Сегодня они являются серьезными направлениями бизнеса. Есть проекты, которые не взлетели, были закрыты. Кроме того, мы продолжаем эксперименты. Новые проекты ждет испытания рынком, надо понять, есть ли в них потребность и будет ли спрос.

Какие направления уже встали на ноги?

- У нас много успешных продуктов в мобильных финансах: платежи, переводы, банковская карта. Могу привести в пример оплату за проезд в общественном транспорте. Мы ее запустили сервис в середине 2018, и сейчас он работает в шести городах Казахстана. Мы видим очень серьёзный рост: больше 120 тыс. человек являются пользователями услуги, которые совершают более 1,2 млн транзакций в месяц. При этом мы продвигаем оплату как через SMS, так и через приложение посредством QR. Так вот сейчас уже многие оплачивают при помощи QR-кодов, а это полностью цифровой способ оплаты.

А из того, что не выстрелило?

- Например, в прошлом году мы пытались запустить оплату по QR с баланса телефона в магазинах. Не пошло: оказалось, что это слишком сложная схема и непростой процесс как для рядовых потребителей, так и для торговых точек.  

Не слишком ли рано разочаровались? В Китае, например, этот вид оплаты очень популярен. Там даже уличные музыканты, которые раньше шляпы бросали для сбора денег, теперь QR-коды завели, и им прохожие с телефона переводят деньги. Разве за этим не будущее и у нас?

- Проиграть в сражении – это не проиграть в войне. Тут применим подход Кремниевой долины Fail Fast (немедленное прекращение работы в случае ошибки. – F): мы начали, быстро провели эксперимент, поняли, что не работает, закрыли. При этом сама идея осталась, просто мы ее полностью пересмотрели и хотим запускать такие платежи уже совместно с банками. Потому что именно они обладают большой экспертизой по эквайринговому бизнесу, то есть знают, как продавать и заинтересовать бизнес-клиента именно в этой сфере. Я вообще считаю, что ключом к успеху в новых проектах является именно партнерство между различными компаниями. Новый бизнес требует инвестиций не в железо, а в человеческие таланты и маркетинг. Людям надо объяснять и показывать преимущества сервиса.

Какие новые проекты занимают ваши ум и сердце сейчас?

- Мобильное здоровье, телемедицина, мобильный гейминг – в этих и других направлениях мы будем экспериментировать и инвестировать в них.

Мобильное здоровье – это приложение, с помощью которого можно получить консультацию врача, а также получить назначение на сдачу каких-то анализов, получить скидку на покупку лекарств или процедуры. Понятно, что для лечения серьезных заболеваний, которые требуют личного присутствия, приложение не подойдет. Но оно решает одну очень важную проблему: дает доступ к консультации профессиональных докторов пациентам из отдаленных регионов.

Реализация этого проекта находится в стадии выбора партнера в медицинской сферы, создания базы врачей и договоров с медицинскими центрами и аптеками.

Олег Алдошин
ФОТО: Владимир Третьяков
Олег Алдошин

В конце ноября вы объявили о том, что Beeline Казахстан подписал партнёрство с Visa о прямом членстве. Теперь вы будете иметь право выпускать собственные банковские продукты без посредничества банков. Зачем вам это?

- Действительно, у нас уже есть своя платёжная организация, все необходимые лицензии и прямое членство в Visa. И это очень важный прецедент – впервые Visa подписала подобное партнерство с телеком-компанией из СНГ и Восточной Европы. И теперь мы планируем стать ассоциированным членом Visa. Это значит, что мы сможем самостоятельно выпускать карты. Сейчас мы выбираем банк-партнер для процессинга, причем рассматриваем варианты не только в Казахстане, но и за рубежом.

И да, мы будем выпускать свои карты – виртуальные и, возможно, физические. Пилот мы запустим во втором квартале 2020. Наша цель: к 2022 году получить 3 млн пользователей этого продукта, войти в топ-10 карточных эмитентов Казахстана и топ-3 компаний по переводам в стране.

Этой осенью глава российского Сбербанка Герман Греф, объясняя, почему вверенный ему банк ушел с головой в технологии, объяснил: в десятилетней перспективе мировые технологические гиганты начнут вытеснять банки, и заявил, цитирую: «Они придут на нашу поляну и съедят нас. Поэтому мы устроим им пир на их территории». Получается, что вы, операторы, тоже теперь претендуете на «поляну» банков?

- Мы смотрим на то, что будет интересно и полезно нашим клиентам и будет дополнять наш основной бизнес, используя наш бренд и большую абонентскую базу. У нас 10 миллионов клиентов, ряд масштабных услуг на уровне страны вообще под силу внедрить только операторам сотовой связи. Начиная новые направления в бизнесе, наверняка приходится залезать на чью-то территорию, тот же Сбербанк запустил в России мобильного оператора Сбермобайл. Ну что поделать, такова сервисная индустрия XXI века. Опять же, появляются новые возможности для сотрудничества и для банков.

У нас уже своя целая экосистема: и свои банковские карты, и платежи, и денежные переводы. Недавно мы с удивлением обнаружили: по показателю количества транзакций и количества пользователей Beeline уже в десятке банков Казахстана, примерно на 7 месте. Так, мобильными финансами за год воспользовалось 1,2 млн человек, сегодня этими услугами ежемесячно пользуются около 500 тыс. абонентов. Эти цифры сопоставимы с банковскими. Мы не ставили себе такую задачу, просто старались сделать удобные и полезные услуги для наших клиентов.

Beeline Казахстан – лидер рынка по новым направлениями?

- Да, мы начали раньше всех на рынке и на сегодня у нас самый большой набор продуктов. Но я вижу большой потенциал в развитии нового бизнеса для всех операторов.

На ваш взгляд, почему другие не столь активны там, где вы? Хотят пойти по проторенной дорожке?

- Kcell очень активно занялся мобильными финансами, и я думаю, что у нас даже может случиться сотрудничество в этом направлении. У Tele2, на мой взгляд, другая бизнес-модель- они позиционируют себя в первую очередь как оператор для связи. Может, что-то изменится с учетом перестановок на рынке. Рано или поздно всем придется искать новые точки роста. Более того, мы всячески приветствуем усилия других операторов на рынке новых продуктов. Гораздо логичнее вместе показывать абонентам, что мы не только оператор связи.

А в группе Veon вы тоже уверенно себя чувствуете в плане инноваций?

- У нас есть ряд продуктов, которых нет еще ни у кого в группе. По набору сервисов MFS и по объему их проникновения в абонентскую базу мы лидеры. Есть интересные решения по Big Data, которые также являются исключительно нашими достижениями. У нас много интересных идей в работе, часть из них запустим в 2020. Уверен, что сможем обрадовать наших клиентов, а значит и Veon.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить