Как «умная торговля» находит дорогу в облака

21113

IT-проект с казахстанской пропиской покоряет границы и расстояния

Фото: Андрей Лунин

Бизнес-платформа для магазинов, заказчиков, дистрибьюторов и производителей товаров Smart Satu появилась около трёх лет назад и практически сразу получила признание как один из самых успешных отечественных IT-проектов в сегменте В2В. За время, прошедшее с момента основания, только в Казахстане возможности автоматизации товарооборота оценили свыше 5000 торговых точек и более 200 поставщиков, дистрибьюторов и производителей. Изначально сформировавшись как своего рода В2В-маркетплейс, на котором поставщик может опубликовать перечень имеющихся у него товаров и цен на них, в режиме реального времени принять заказ от любой подключённой к системе торговой точки и организовать доставку, сегодня Smart Satu развивается с уклоном в облака и аналитику.

Основатель Smart Satu Болатбек Оспанов рассказал Forbes Kazakhstan, какие плюсы получит бизнес в результате расширения функционала платформы, а также поделился мнением о том, почему в развитии IT-индустрии Казахстан должен делать ставку на образование.

– Болатбек, на протяжении последнего года вы встречались с руководством компаний, занимающихся производством и поставками продуктов питания и товаров FMCG, торговых сетей, мобильных операторов, банков. Насколько продуктивными оказались переговоры?

– Сотрудничество с крупными компаниями выстраивалось не за один день, но после того, как о нас узнали, работать стало проще: люди сделали первые заказы, оформили платежи и на собственном опыте убедились, что Smart Satu – это удобно. Сегодня в нашей системе представлено 100 тыс. товаров от крупных производителей, дистрибьюторов, казахстанских и иностранных компаний, в числе которых «Алель», «Эмиль», «Аксай Нан», RG Brands, Procter & Gamble, Henkel и другие. Заказы от магазинов поступают буквально каждую минуту.

Мы развиваем платформу в Алматы, в 13 казахстанских городах работают наши партнёры, в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Беларуси активно действуют франчайзи. Офисы продаж Smart Satu есть в Казахстане и РФ, на российском рынке мы ищем сильного стратегического партнера. На очереди выход на рынок Армении, где осенью мы представим свой проект на конкурс. Его жюри определит лучший цифровой проект ЕАЭС, и, если повезет, наша команда получит поддержку для внедрения своего решения в пяти странах.

Созданный в рамках ЕАЭС общий рынок изначально не обеспечен важным элементом – цифровой платформой, которая позволяла бы производителям и дистрибьюторам разных государств в режиме онлайн отслеживать объёмы выпуска и потребления продукции, цены на нее, формировать поставки. Если наши страны не создадут такую платформу, то будут обречены на зависимость от зарубежных площадок. С этой точки зрения Smart Satu идеально ложится в концепцию цифровизации, потому что наша главная задача – строительство цифровых магистралей между поставщиками, дистрибьюторами, торговыми точками.

Одним из самых ценных результатов, которых нам удалось добиться за время существования проекта, стало создание облачной модели SaaS (Software as a Service). Благодаря этому удалось свести к минимуму риск того, что на работу системы повлияет человеческий фактор. Любая торговая точка, ресторан или гостиница может скачать приложение Smart Satu, ввести реквизиты, найти поставщика, увидеть цены на предлагаемую продукцию. Благодаря договорённости с Samsung смартфоны с предустановленным приложением могут приобрести в рассрочку даже самые маленькие магазины с небольшими оборотами. С дистрибьюторами и поставщиками мы осуществили интеграцию через API, и все заказы от торговых точек напрямую приходят в системы поставщиков. Таким образом, технология может жить в любой стране, а глобальная логистика выстраивается независимо от того, где находятся производитель, дистрибьютор или магазин.

Фото: архив пресс-службы

Партнёры Smart Satu работают и в Саудовской Аравии. Но там запуск платформы осложняют технические нюансы, связанные с особенностями арабской письменности. Чтобы адаптироваться под нее, надо «перевернуть» систему, сделать так, чтобы текст читался справа налево; это требует больших затрат на IT-разработку, которые мы пока не можем себе позволить. При имеющихся финансовых и человеческих ресурсах мы можем одновременно выполнять не более двух задач, поэтому для нашей команды важно увеличить штат разработчиков, чтобы одновременно развивать несколько продуктов и выдавать их не через год-два, за которые технологии уйдут далеко вперед, а через пару месяцев. Но на реализацию этих планов нужны серьёзные средства.

– Если говорить о деньгах, то за последний год оценка вашей компании выросла с $10 млн до $20 млн; маркетплейс привлек $5,3 млн инвестиций из Казахстана и России; в Smart Satu зашел Крэйг Дикман, основатель американской Breakthrough Fuel, которая разработала и внедрила IT-решения по оптимизации расходов на логистику для крупных компаний FMCG. Вероятно, неплохой результат?

– Действительно, в этом году мы провели три сделки. При оценке $20 млн $1 млн в проект вложил Тимур Турлов (генеральный директор ИК «Фридом Финанс»), ещё столько же – институциональный инвестор, которого я предпочел бы не называть. Ранее $3,3 млн инвестировал фонд Asadel Capital. Для казахстанского рынка и для нашей компании привлечение $5,3 млн – хороший показатель, но все зависит от масштаба: когда амбиции заточены под глобальный проект, это не такие уж большие средства. К тому же я хорошо понимаю, насколько большую роль в достижении результата играет команда, и стараюсь вкладываться в опытных специалистов, заинтересовать их, потому что только такие люди могут привести компанию к успеху за относительно короткий период. Время – самый дорогой для нас ресурс, и, чтобы сэкономить его, нужны деньги.

В начале года мы встретились с Крэйгом Дикманом, уважаемым в США инвестором и меценатом. Недавно он зашел в акционеры Smart Satu как частное лицо, здесь следует говорить скорее о смарт-сделке, в результате которой мы получили ценную возможность рассказать о себе и своем продукте глобальной аудитории. У каждого производителя, в какой бы стране он ни работал, есть свой дистрибьютор, у которого в свою очередь выстроена собственная логистика. Если все крупные компании перейдут на нашу технологию, начнут использовать её во всех городах и странах как универсальный продукт и за счёт этого оптимизируют хотя бы 1% расходной части, они смогут сэкономить миллионы долларов. Мы сосредоточили усилия на том, чтобы сделать по-настоящему полезный продукт, использовать который бизнесу выгоднее, чем обходиться без него. Нам выгодно, чтобы люди поняли ценность системы и начали продвигать её.

– Решив заложить в продукт дополнительную ценность, вы взялись за развитие аналитического направления. Что представляет собой аналитика от Smart Satu и почему для вас оказалась столь важной оценочная составляющая?

 

– Мы встроили в продукт аналитическую систему Power BI, благодаря чему получили возможность аккумулировать уникальные данные. До сих пор поставщики и дистрибьюторы располагали данными только по своим компаниям; подключившись к системе Smart Satu, они могут видеть в один клик полную информацию. Поставщик может посмотреть обороты по основным категориям товаров и по брендам, по типам и категориям торговых точек, по городам и районам. В системе можно отследить оборот в денежном и натуральном выражении, количество заказов, средний чек, увидеть проблемные заказы. Последний пункт имеет особую ценность, потому что проблемный заказ – это недополученная прибыль.

Аналитика Smart Satu позволяет предпринимателям делать прогнозы на основании полученных данных. Если поставщик увидит падение продаж в том или ином городе, то задумается о том, чтобы немного снизить цену. Чтобы провести анализ последствий такого шага самостоятельно, придётся потратить сотни тысяч долларов только на покупку лицензии на IT-продукт, нанять аналитиков. Ещё несколько лет назад на рынке IT ценились хайповые продукты, сегодня в приоритете решения, которые аккумулируют данные, потому что за big data – будущее. Чем больше данных, в том числе в глобальном масштабе, соберёт Smart Satu, тем выше в конечном итоге окажется ценность продукта.

Мы разрабатываем для своих клиентов систему складского товароучёта, которая отслеживает поставки, оценивает, сколько товаров продано или осталось, и на основании анализа истории поставок понимает, когда наступает срок сделать заказ. В результате выигрывают все: производитель знает, какое количество товаров оптимально выпустить, дистрибьютор видит, какой объём товаров нужно заказать, чтобы не заморозить в обороте лишних денег. Мобильные операторы получат дополнительный доход в результате того, что торговая точка начнёт платить за трафик. В конечном итоге даже отраслевые ведомства на основании данных, полученных благодаря нашей платформе, смогут оценить, какие категории товаров лучше продаются в разных регионах.

Фото: Андрей Лунин

Таким образом, аналитическая составляющая Smart Satu принесёт пользу всем, нужно только убедить в этом потенциальных клиентов. Бывает нелегко, но это не повод отчаиваться. Решения SAP и Oracle в свое время тоже были непонятны рынку, а теперь компании готовы инвестировать миллионы, чтобы внедрить их у себя, потому что понимают: главная ценность, которую они получат в результате, – оптимизация времени и бизнес-процессов. Правда, применительно к казахстанскому рынку есть одно важное условие: для того чтобы выгоды системы оценили все перечисленные игроки, бизнес должен работать прозрачно.

– Вы давно обсуждаете эту тему с Комитетом госдоходов Минфина. Какие действия, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы бизнес окончательно перешёл на безналичные платежи?

– Чтобы цифровые платформы развивались и бизнес переходил в онлайн, предприниматели не должны бояться показывать свои денежные потоки. Если говорить о рынке FMCG, то в Казахстане торговая точка показывает заниженные данные объёма реализации товара и с этой суммы платит 3% налога. Если она покажет полный оборот, придётся платить налог 10% с дохода, и многим магазинам легче будет закрыться, чем ежемесячно выплачивать такие суммы. Из-за того, что торговые точки боятся показывать объём реализации, они скрывают закупочный оборот и приобретают товары на рынках, без документов.

Наше предложение: пусть предприниматели, работающие через цифровые платформы, платят 1%, но со всего объёма продаж. КГД может инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство. Если идея воплотится в реальность, мы построим бизнес-модель, на которую смогут ориентироваться другие страны.

– В этом году Smart Satu получил статус резидента Парка высоких технологий в Минске. Какие возможности помимо налоговых преференций это дает? Внедрение каких наработок из практики ПВТ могло бы пойти на пользу казахстанским IT-проектам?

– Налоговые преференции всё же, пожалуй, главное преимущество: освобождение от ряда налогов и льготное налогообложение, предусмотренное для резидентов ПВТ, дает возможность экономить. Беларусь за последние годы снискала репутацию восточноевропейской Кремниевой долины, там проводятся специализированные выставки, мероприятия, в которых принимают участие чиновники, представители фондов, готовых поддержать интересные и перспективные команды, занимающиеся искусственным интеллектом, big data.

Ещё один привлекательный аспект связан с образовательной составляющей, и именно в этом, мне кажется, Казахстан мог бы перенять опыт коллег. При парке существует академия ПВТ, на базе которой действуют курсы по подготовке Android- и iOS-разработчиков, специалистов в области big data. При этом обучение проводят не только преподаватели, но и сотрудники компаний, базирующихся в технопарке. По окончании курсов выпускники получают возможность трудоустроиться в World of Tank, Juno, Viber и пр. После того как Smart Satu получил статус резидента, в Беларусь переехала группа казахстанских программистов. Там большой и насыщенный рынок программирования, и нашим специалистам будет чему научиться у коллег, чтобы потом внедрить полученные знания дома.

Для того чтобы в Казахстане развивалась собственная IT-индустрия, чтобы сюда приходили компании с мировым именем, необходимо заложить фундамент – специализированное образование. На территории той же СЭЗ ПИТ «Алатау», которая, несмотря на все усилия, так и не стала центром инноваций, можно создать всю учебную инфраструктуру – школы, университеты, кампусы, пригласить на мастер-классы тех же белорусских IT-специалистов, привлечь наших ребят, прошедших обучение по «Болашаку». Тогда государственные деньги будут инвестироваться в образование, которое наши молодые люди получат внутри страны, инвесторы смогут оценить проекты, создаваемые в Казахстане, и вложить в них средства, а главное, будет создана особая атмосфера, в которой школьники и студенты будут гореть идеями. Госсредства должны стимулировать создание IT-среды, начиная с детских образовательных программ, но в целом технологический сектор и проекты в области e-commerce на них существовать не могут. Это так называемые easy money, которые расхолаживают, а не стимулируют работать.

– Каковы ближайшие планы Smart Satu?

– Мы планируем внедрить логистическое решение, сделать так, чтобы развозкой товаров занимались владельцы автомобилей, а не представители компаний. Они получат доступ к системе и будут видеть заказы онлайн, по принципу работы Uber. Такой подход разгрузит дороги от машин и избавит дистрибьюторов от необходимости содержать на своем балансе автопарк.

Что касается глобальных планов, то если крупные мировые производители признают потенциал Smart Satu, подпишут с нами меморандумы, то оценка компании вырастет в десятки и сотни раз и мы сможем привлечь гораздо большие ресурсы. Мы знаем, как должен развиваться проект, и, если будем продолжать работу в этом направлении, имеем шансы стать глобальной success story, зародившейся в Казахстане. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить