Динара Инкарбекова: Основа дальнейшего успеха Kcell – пятилетняя стратегия развития

14995

Сотовый оператор подводит итоги 2021 года и делится планами на будущее

Динара Инкарбекова
ФОТО: архив пресс-службы
Динара Инкарбекова

В феврале  2022 года АО «Кселл» объявило о положительных результатах своей деятельности в 2021 году. О том, как достигнуть стабильного роста доходности в нестабильные времена, какие сервисы будут определяющими на мобильном рынке Казахстана, рассказала член совета директоров, независимый директор Динара Инкарбекова.

Динара Жолшыбековна, 21 февраля на KASE Kcell объявили итоги 2021 года. Как вы можете прокомментировать достигнутые результаты?

– С уверенностью можно отметить тот факт, что 2021 год стал для Kcell весьма успешным. Большинство планов удалось воплотить в реальность, и компания завершила год с приростом общей выручки в 12,3%. Выручка в 2021 году составила 196,189 млрд тенге.

Операционная прибыль без учета единовременных расходов увеличилась на 25,1% и составила 51,338 млрд тенге. Чистая прибыль выросла на 84,9% и составила 32,506 млрд тенге. Основным драйвером роста выручки стало направление B2C Core с перевыполнением плана на 3% за счет инициатив по тарифной линейке.

Благодаря чему удалось достигнуть подобных результатов?

– Это целый комплекс инициатив и проектов Kcell, в основе которого лежит существенное повышение качества, спектра услуг и клиентского опыта для абонентов Kcell/Activ.

Была проведена большая работа по развитию качества сети, инвестициям в инфраструктуру и расширению спектра услуг. В основе работы Kcell – потребности клиентов. Постоянный контакт с клиентом и понимание потребностей клиентов Kcell помогает задаче развития сервиса мобильных услуг.

Расскажите подробнее, о каких направлениях идет речь?

– По факту, то, что делает Kcell, и то, что в 2021 году вылилось в высокие операционные показатели, – это поддержка core-бизнеса: услуги мобильной связи и передачи данных, а также создание цифровой экосистемы продуктов.

В прошлом году компания запустила собственное суперприложение, в конце года оно вышло в топ AppStore и GooglePlay по количеству скачиваний, превысив показатель в 4 млн установок, обогнав при этом некоторые мессенджеры и социальные сети. Этот продукт связал в единую экосистему телеком, финтех, e-commerce и entertainment-сервисы оператора. Теперь абоненты компании могут не только проверить баланс, остаток по тарифу и подключить дополнительные пакеты, но и покупать смартфоны и гаджеты, а также пользоваться мобильными финансовыми сервисами.

А что представляют собой мобильные финансовые сервисы?

– Это операции, которые абоненты могут совершать со своего баланса: оплата проезда в транспорте, оплата коммунальных услуг и многое другое. Выручка от мобильных финансовых сервисов (МФС) также выросла на 49% по сравнению с четвертым кварталом 2020 года. Помимо этого, был запущен первый в Казахстане полноценный «Необанк» OGO Finance и был достигнут рекордный показатель по объему платежей за всю историю развития МФС с 2016 года. Продукт запущен совместно с банком-партнером и международной платежной системой MasterСard. Продуктовая линейка состоит из цифровой кобрендовой платежной карты OGO Card, системы банковского вклада OGO Deposit и беззалогового займа OGO Credit.

По сути, теперь абоненты Kcell с помощью мобильного приложения получили возможность мгновенного открытия полноценной дебетовой мультивалютной карты в онлайн-режиме, возможность бесплатного пополнения карты с баланса мобильного телефона, а также участия в программе лояльности OGO Bonus с вознаграждением за безналичные платежи до 10% от суммы покупок. Кстати, привлекательность программы OGO Bonus была оценена 80 тысячами абонентов, активно участвовавших в программе.

Насколько мне известно, компания также занимается и розничным бизнесом, притом довольно успешно. Расскажите, пожалуйста, каких результатов удалось достичь в этом сегменте?

– Несмотря на глобальный дефицит смартфонов и ограничения, связанные со сложностями поставок, Kcell удалось достичь значительного роста выручки девайсов: на 7,5% в четвертом квартале и на 12,7% за весь 2021 год.  

В 2021 году услуга продажи контрактных телефонов с новым релизом iPhone 13 побила все рекорды и стала самой успешной за все время ее существования. Кроме того, введение услуги «Trade-in» позволило владельцам устройств Apple сдать старое устройство и купить новое на еще более выгодных условиях, ведь стоимость выкупа старого устройства засчитывалась в качестве предоплаты при покупке нового.

Расскажите подробнее о дальнейшей стратегии развития Kcell и о том, какие изменения ждут компанию.

– Стратегия развития нацелена на то, чтобы Kcell стал полностью цифровым оператором с диверсифицированным портфелем продуктов и сервисов, помимо корпоративного бизнеса (мобильной связи и ШПД). Это означает, что текущие разработки в части МФС и построения цифровой экосистемы являются дополнительным бустом выручки. Если коротко, то стратегия предполагает развитие Kcell на основе «трех китов»: счастливые клиенты, счастливые сотрудники, счастливые акционеры.  Например, через внедрение цифровых инструментов клиентского опыта и инвестиций в сеть будет повышаться индекс клиентской лояльности cNPS. Через привлечение лучших сотрудников, программы перепрофилирования инженерных профессий в IT и выгодные зарплатные предложения Kcell стремится повысить индексы лояльности сотрудников eNPS и создать сильнейшую команду на рынке. Результатом этих усилий должна стать дополнительная выручка, которая повлияет на величину выплаты дивидендов для акционеров.

В 2021 году уровень индекса клиентской лояльности cNPS увеличился до 35%. Kcell также взял курс на позитивные изменения и продолжает повышать качество жизни сотрудников. В 2021 году Kcell повысил уровень индекса лояльности сотрудников eNPS на 15 процентных пунктов.

По результатам заседания совета директоров 17 февраля было рекомендовано выплатить дивиденды на общую сумму 21,5 млрд тенге, это 66% от чистой прибыли компании. Почему 66%, а не 100%? И будет ли меняться дивидендная политика в 2022 году?

– Будет выплачено на 4,5 млрд больше, чем в прошлом году, доход на акцию составляет 107,5 тенге.  Это на 22% больше, чем в 2020-м. Остаток прибыли будет направлен на инвестиции в сеть, будет проведена масштабная работа по улучшению качества связи, развитие новых продуктов и цифровизацию. Дивидендная политика утверждается общим собранием акционеров, поэтому она, безусловно, будет меняться в соответствии с ситуацией и показателями компании.

Как сказались на компании январские события?

– К сожалению, в ходе беспорядков пострадало восемь офисов Kcell в Алматы и один в Талдыкоргане. Было украдено порядка двух тысяч смартфонов, из которых пока найдено и возвращено только порядка 50 единиц. Общий ущерб по группе компаний составил около 700 млн тенге. Тем не менее все офисы уже полностью восстановлены и вернулись к работе. Хочется отметить героизм сотрудников, которые были на дежурстве в дни беспорядков. Они держали осаду центрального офиса и не позволили мародерам захватить узел связи, поэтому в часы отключения интернет-соединения наши абоненты могли звонить друг другу и отправлять SMS. Так, суммарно за 7 января было отправлено 51 120 435 SMS-сообщений, за 8 января – 70 910 322, а за 9 января – 67 278 926. Для сравнения, в среднем абоненты Kcell и activ отправляли около 15 млн текстовых сообщений ежедневно в декабре 2021 года, когда в стране не было проблем с доступом в сеть. 8 января казахстанцы отправили на 55 млн SMS больше, чем в любой обычный день.

В итоге мобильный оператор не только смог обеспечить бесперебойную связь, но и смог оказать абонентам посильную поддержку в виде бесплатных минут и SMS. Бесплатной связью были обеспечены медработники, сотрудники аэропорта, абоненты в роуминге. Также поддержка была оказана и объектам МСБ (корпоративным клиентам компании).

В итоге компания смогла достойно выйти из сложившейся ситуации без значительных потерь.

На какие направления бизнеса будет делать акцент Kcell в 2022 году?

– В 2022 году компания продолжит развивать свои основные направления. Kcell является лидером в B2B-сегменте, и мы ожидаем, что этот год с окончанием сложных долгосрочных проектов значительно повлияет на показатели. Помимо этого, планируется оцифровать все клиентские запросы, связанные с предоставлением мобильной связи. Это позволит усилить продажную функцию в офлайн-точках и повысить показатели розницы. Также компания уже внедрила логистические решения, которые повысят показатели онлайн-продаж контрактных телефонов. Вместе с этим значительно расширен ассортимент девайсов, полки пополнены недорогими аксессуарами.

Важнейшими направлениями останутся модернизация сети и проект интеграции, которые позволят провести быстрый переход на 5G. Компания продолжит развивать цифровизацию регионов и малых сельских населенных пунктов. В 2021 году в рамках проекта «250+» было покрыто 213 поселков страны с населением свыше 250 человек, из них 110 сверх обязательств. Сельчане получили доступ к широкополосному мобильному интернету, благодаря которому жители смогли пользоваться онлайн-сервисами госорганов, банковскими сервисами, онлайн-обучением, медицинскими услугами и так далее. В общей сложности за 2020 и 2021 годы Kcell обеспечил мобильным широкополосным доступом в интернет 671 сельский населенный пункт Казахстана.

Январские события показали, что нужно усиливаться в области внедрения принципов устойчивого развития во все бизнес-процессы. Поэтому деятельность Kcell, безусловно, будет учитывать основные принципы ответственного ведения бизнеса и развитие инновационного потенциала, открывающего новые возможности для экономического роста, экологического и социального благополучия.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить