На правах рекламы

Данные: драйвер инноваций

5730

Первые серьезные прорывы в производительности труда человек сделал, когда научился быстро и качественно обрабатывать большие массивы земли и большие объемы железа. В информационную эпоху таким «массивом», который обеспечит прорыв, являются «большие данные» (Big Data). О нарастающем влиянии информационных технологий, о значении оцифровки данных рассказала председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Асел Жиенбаева

Вспомним совсем недавнее прошлое. Летом дети гоняли на велосипедах, зимой забивали шайбы, играя в хоккей. Сегодня дети для своих коммуникаций используют  мобильные телефоны, СМС-сообщения, обучающие и игровые приложения, носят GPS-часы. Тем самым, уже с детства каждый ребенок оставляет свой «цифровой след», который с его взрослением обрастает все большими данными.

Взрыв в использовании данных произошел относительно недавно. В 90-е годы крупные компании, которые накопили данные о своих клиентах, поставщиках, продуктах и услугах, стали понимать, что это является ценным достоянием и может создать конкурентные преимущества. Потребность в интегрировании корпоративной информации и послужила толчком к созданию баз данных.

В мире ежедневно, каждую минуту рассылается 204 млн электронных писем, размещается 72 видео-часов на YouTube и 2,4 млн постов на Facebook, а также 216 тыс. новых фотографий публикуются в Instagram. Не отстают и промышленные фирмы, которые внедряют чипы в свои продукты для лучшего управления цепочками поставок и логистикой. Объем цифровых данных постоянно растет, ежегодно увеличиваясь на 50%.

В этих условиях, когда страна совершает цифровой переход, важно понимать роль управления данными в госорганах, значение выстраивания целевой ИT-стратегии и архитектуры.

Первым приоритетом в ежегодном послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев обозначил ускоренную технологическую модернизацию экономики. И цифровизация здесь означает более высокое качество и скорость взаимодействия между людьми, бизнесом и государством, рост конкурентоспособности экономики, улучшение качества жизни каждого нашего гражданина.

Особая задача по переходу на новый уровень была возложена на Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде – крупнейшую казахстанскую национальную компанию в сфере ИT. 

2016 год стал значимым для нас. В январе вступил в силу закон «Об информатизации» в новой редакции, и холдинг был определен сервисным интегратором «электронного правительства». В ноябре постановлением правительства РК холдингу был присвоен статус национального института развития в области информационно-коммуникационных технологий. Уже в статусе сервисного интегратора «электронного правительства» холдинг начал разработку ИT-архитектуры государственных органов, где мы разрабатываем архитектуру данных всех госорганов.

В прошлом году мы полностью создали ИT-архитектуру Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства энергетики, Министерства образования и науки и Министерства информации и коммуникаций. Это позволит госорганам оптимизировать свои ресурсы и повысить эффективность. Такую же работу холдинг выполнит по всем центральным государственным органам, а также местным исполнительным органам Казахстана.

Еще одна область применения информационных технологий в госсекторе – повышение эффективности и прозрачности деятельности самих госорганов. Закон «Об информатизации» сделал возможным переход госорганов на сервисную модель информатизации. То есть, если ранее госорганы самостоятельно заказывали для себя ИT-продукты и решения, сами занимались вопросами поддержки и развития, то теперь госорганы будут получать IT -продукты в виде сервисов от тех или иных поставщиков. В частности, от частных ИT–компаний, которые смогут предлагать госсектору готовые ИT-продукты. А это позволит сэкономить значительную часть средств и быстрее запускать сами сервисы. В 2016 году по запросу государственных органов реализовали пять ИT-услуг на базе сервисных программных продуктов.

Одна из задач нашего холдинга – распространить плюсы цифровых технологий на всех казахстанцев, получив в итоге широчайшее развитие цифровых сервисов, в том числе в здравоохранении и образовании.

Всего упомянутого и даже большего мы сможем достичь через цифровую трансформацию сферы государственного управления. Для развития электронного правительства автоматизировано более 740 государственных услуг и сервисов, к ним обеспечен многоканальный доступ (Центры обслуживания населения, портал электронного правительства, мобильное приложение egov, Единый контакт-центр), начаты работы по доступу к открытым данным.

Следующий шаг для нас – это переход к проактивной сервисной модели, «государства для граждан», ориентированного на предоставление качественных и доступных государственных услуг для решения потребностей населения.

Но все же область применения информационных технологий намного шире и охватывает все сферы деятельности человека. Так, необходимость развития онлайн-торговли, мобильного банкинга, цифровых сервисов стала предпосылкой к разработке новой государственной программы «Цифровой Казахстан». Это программа, целью которой становится прирост качества жизни казахстанцев и конкурентоспособность экономики, подразумевает прогрессивное развитие цифровой экосистемы.

Особо отмечу, что сформировать цифровое общество невозможно без подготовленных человеческих ресурсов. Повышение цифровой грамотности наших сограждан, наращивание способности креативно мыслить – это важнейшая цель, тот приоритет, который очеловечивает стратегию построения Цифрового общества.

Холдинг над этим также работает: в апреле подписано соглашение о сотрудничестве между компаниями Cisco и «Зерде», которым планируется до 2020 года подготовить более 10 тыс. специалистов. Нам предстоит переобучить медиков, учителей, производственников. А граждан подготовить к тому, чтобы они могли пользоваться цифровыми благами, для чего компьютерной грамотностью должны овладеть более 80% казахстанцев.

Уверена, что комплексная работа, проводимая государством, даст дивиденды уже в ближайшем будущем. Так, граждане получат качественные госуслуги и сервисы. Бизнес-сообщество – оптимизацию расходов, рост производительности труда, улучшение позиции республики в международных рейтингах. Государство –  развитие социально-экономической жизни страны. Все мы –  улучшение макроэкономических показателей и выход Казахстана на новый, более высокий уровень.

Асел Жиенбаева

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить