Что будет с казахстанским мессенджером, которым пользуются 1 миллион человек?

Ответ на этот вопрос мы искали вместе с руководителем платформы Aitu Александром Денисенко

Александр Денисенко.
ФОТО: архив пресс-службы
Александр Денисенко.

Александр, Aitu в этом году преодолел планку в 1 миллион зарегистрированных пользователей. Невероятное достижение для казахстанского мессенджера. Как удалось выдержать конкуренцию с мировыми гигантами?

- Два года назад, когда Aitu только планировался, у нас была простая и наивная идея: мы создадим мессенджер, который будет ждать успех. Многие компании через это прошли. Безусловно, создать популярный мессенджер – это архисложная задача. Особенно когда рынок переполнен. Поэтому нельзя стать популярными, просто разработав продукт. Он должен обладать серьезными конкурентными преимуществами и быть удобным для пользователя.

Создать Aitu само по себе было мало. Чтобы сделать по-настоящему хороший продукт, мы стали интервьюировать пользователей, чтобы узнать, какие сервисы им нужны. И со временем мы четче стали понимать, как они ежедневно решают свои задачи на смартфоне и как покрывают свои потребности. Поэтому мы стали достраивать продукт уже с пониманием, для кого именно мы это делаем и как мы можем помочь людям лучше решать их задачи.

В Казахстане и до вас создавали мессенджеры, которые в итоге не стали популярными и массовыми. Наверняка вы понимали, на какой путь вы вставали. И все равно пошли туда. Почему?

- У нашей компании BTS Digital есть своя миссия – создавать продукты, которые сделают жизнь казахстанцев лучше. Поэтому компания запускала одновременно не один, а несколько продуктов в разных сферах. И планировалось, что Aitu станет корневым продуктом, на базе которого объединятся все остальные. Так и происходит.

Aitu – это не просто мессенджер, как может показаться сначала, это цифровая платформа с большими технологическими возможностями. Идея подобных платформ родилась десять лет назад и с тех пор на рынке появилось множество продуктов в этой нише. Например, Gojek,VK, YandexGo. Сегодня же экосистемы – это обычное явление. И если изначально они создавались потому, что у большинства пользователей были слабые смартфоны с небольшим объёмом памяти (поэтому они не могли устанавливать много приложений), то сегодня IT-компании руководствуются заботой о пользователях. Ведь это удобно – иметь одно приложение, внутри которого есть множество различных сервисов. Рынок знает много примеров подобных платформ, которые выросли из электронных кошельков, банковских приложений, агрегаторов и социальных сетей. Но на наш взгляд наиболее удобное решение – когда экосистема создаётся вокруг мессенджера.

Что касается нашей платформы, то с ее помощью мы хотим дать казахстанцам более удобный сервис доставки контента, познакомить их с локальной музыкой и кино, помочь местному бизнесу лучше взаимодействовать с клиентом, а творческим людям – выйти на свою аудиторию. У многих популярных продуктов есть сетевой эффект. Это когда ими пользуются, потому что они популярны. Так вот, одна из наших целей – дать пользователю гораздо больше возможностей. Поэтому, чтобы стать лучше, мы стали обрастать новыми сервисами. Мы не хотим превращаться в сложную и неповоротливую соцсеть, но желаем дать людям и бизнесу больше возможностей.

Чем в ваших разработках вы особенно гордитесь?

- Техническая составляющая платформы – наша гордость. Потому что она по сути связывает между собой множество разных сервисов: мессенджер, видеозвонки, кошелек, городские и государственные сервисы, бизнес-решения, интегрированные в платформу. По сути все эти сервисы могли бы существовать в смартфонах пользователей как отдельные приложения. Нашей задачей было объединить всё это и при этом соблюсти баланс. Я считаю, мы хорошо справляемся и продолжаем работать в этом направлении.

Помимо этого, одно из направлений, которое у нас получается хорошо развивать - это развитие музыкальной базы в Aitu. Пока музыка доступна только в Android-версии приложения. В базе очень сильно доминирует доля локальных музыкантов, и наша команда, которая развивает это направление, делает очень хорошие подборки. За что и получает огромное количество приятных отзывов от пользователей. Да, на этом рынке высокая конкуренция, и в нашей стране работают международные игроки-атланты, но то, что мы сфокусированы на Казахстане, дает нам преимущество. Потому что мы прекрасно понимаем вкусы наших пользователей, мы к ним ближе, чем другие.

А каков портрет вашего пользователя?

- У нас 1,4 миллиона зарегистрированных пользователей, а ежемесячное количество уникальных – 400 тысяч. За день в Aitu заходят 100-150 тысяч пользователей. 99,9% – это казахстанцы. Средний возраст – 14-35 лет. 60% пользователей – женщины. Как видите, аудитория достаточно широкая.

Зарабатывать Aitu уже получается?

- Это в планах. В будущем мы пойдем по двум моделям монетизации. Первая – это размещение платной таргетированной рекламы в контенте. Вторая – будем подключать партнеров к платформе мини-приложений. Партнерам мы дадим возможности более глубокой интеграции с нашей экосистемой. Для этого мы реализовали сервис Aitu.Apps, благодаря которому бизнес сможет создавать мини-приложения внутри нашей платформы. Возможности у этого решения большие: наши партнёры смогут привлечь новых пользователей, повысить узнаваемость и лояльность, удержать имеющихся пользователей, улучшить клиентский опыт и повысить прибыль.

Кроме того, поскольку у наших пользователей есть возможность завести виртуальный кошелек, в будущем мы предоставить партнерам возможность принимать оплату в один клик. Тут монетизация для нас будет осуществляться на уровне комиссий за платные транзакции. Партнерам тоже удобно – им не надо будет подключать эквайринг.

Данные Big Data вы намерены продавать?

- Нет, не планируем. Но мы намерены их использовать для показа более релевантной рекламы пользователям – это путь, по которому идут все классические платформы. Мы чётко представляем, каким будет приложение. Вопрос в другом – каким путем мы пойдем для достижения этой цели. С одной стороны, у нашей платформы много пользователей. С другой, много компаний, которые хотят к нам подключиться. Наша цель – дать компаниям больше удобных сервисов для взаимодействия с пользователями.

Например, в Казахстане много ресторанов, которые принимают заказы на доставку еды через Instagram. Это неудобно, но им приходится переписываться с клиентами в личных сообщениях, потому что они не понимают, как сделать по-другому. Мы же, в свою очередь, можем дать им трафик и интерфейс для прямой переписки с пользователем. С уведомлениями и прочими «плюшками». Также мы можем делать какие-то маркетинговые коллаборации. Например, пиццерия дарит пользователю дополнительную пиццу при заказе через Aitu, а мы даем трафик и возможность охватить больше клиентов. Наша аудитория – это далеко не только Нур-Султан и Алматы, мы даем партнерам возможность дотянуться до пользователей в разных регионах.

Какие задачи стоят перед разработчиками Aitu сегодня?

- Первая – чтобы продукт был простым и легким, работал «без швов» и давал классный пользовательский опыт. Вы говорили, что в Казахстане запускали и другие мессенджеры. Так вот, ими было очень неудобно пользоваться. Хотя они, учитывая высокую конкуренцию, должны были работать безупречно. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный продукт. Но пользователю он должен касаться простым. Вторая задача – представить богатый набор функций взаимодействия с бизнес-партнерами. Мы должны дать удобный и гибкий интерфейс.

Александр, а как вы привлекаете партнеров к системе мини-приложений?

- Мы начали с того, что пошли напрямую к предпринимателям. Бизнесу было интересно наше предложение. И крупным организациям, и средним, и даже индивидуальным предпринимателям. Сейчас в копилке есть множество интересных кейсов, которые мы реализовали с самыми разными компаниями, в число которых входят крупнейшие казахстанские бренды. Со временем мы заметили, что быстрее всего принимает решение о сотрудничестве именно средний бизнес. Эти компании могут идти в новые направления, пробовать что-то нестандартное. В целом это бизнес, который встал на ноги, хочет расти, понимает ценность новых инструментов и готов пробовать что-то новое.

Вы рассказали, чем особенно гордитесь как разработчики. А что насчет пользователей? Что им нравится?

- Ну тут я снова упомяну музыку (смеется). Есть еще одна опция, которую очень оценили наши пользователи, – это групповые коммуникации. В Aitu действуют множество групповых чатов по интересам, в котором несколько десятков тысяч участников. Например, в нашем топовом чате на тему ипотеки 15 тысяч пользователей. В нем можно получить совет или отзывы, обратиться с вопросом, узнать об ипотечных программах от тех, кто с этим сталкивался. Такого вы не найдете на других площадках.

Еще я бы отметил, что у нас много контента на казахском языке, собранного в одном месте. Такое тоже не найдете в интернете, и это тоже ценит аудитория.

Упор на казахоязычную аудиторию — это один из секретов вашего успеха?

- Пожалуй, да.

Значит ли это, что вы не смотрите на другие рынки?

- Мы рассматриваем рынки Центральной Азии. Но очень внимательно наблюдаем и думаем, с чем мы можем выйти там. Потому что в разных странах уже есть свои устоявшиеся традиции у пользователей. В том же Узбекистане, например, очень популярен Telegram, в котором активно работает электронная коммерция, и это необычная специфика этого рынка.

Какие планы по развитию проекта на ближайшие несколько лет? Каким вы видите Aitu, например, в следующем году?

- Скорее всего, мы не будем запускать новых направлений. Будем улучшать то, что имеем. Сегодня мы стоим на трех столпах.

Первое – коммуникации. Мы будем работать над тем, чтобы пользователям было через нас комфортней переписываться и делать голосовые и видеозвонки.

Второе – развлечения. Будем стараться, чтобы на нашей площадке было больше интересного контента. Планируем работать с авторами, чтобы им было интересней размещаться у нас, а не на других площадках.

Третье – полезные сервисы. Мы активно подключаем новых партнеров и усиленно фокусируемся на развитии нашего электронного кошелька. Уже сейчас с его помощью можно оплатить более 2 500 услуг и пополнить счет наличными через 15 тысяч терминалов по всему Казахстану.

В целом в наступающем году мы будем активно работать над качеством продукта. И это, я уверен, позволит нам сильно вырасти и качественно, и по количеству пользователей.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19846 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить