Как работает казахстанский «Uber по сбору отходов»

9418

Мобильное приложение воспитывает у горожан ответственное отношение к окружающей среде

Айбек Рахим - создатель экологического старт­апа Tazalyk
Фото: Андрей Лунин
Айбек Рахим - создатель экологического старт­апа Tazalyk

Экологичный образ жизни – это модно, говорит магистрант Международного университета информационных технологий (МУИТ), преподаватель разработки мобильных приложений для iOS и создатель экологического старт­апа Tazalyk Айбек Рахим. Каждый из нас может внести вклад в сохранение природы, сдав в пункт приёма хотя бы килограмм макулатуры или организовав сортировку мусора в масштабах собственной квартиры.

Айбек всерьёз заинтересовался темой раздельного сбора отходов, будучи учеником одной из школ Павлодара. Но там, как и в большинстве казахстанских городов, с этой технологией были знакомы лишь в теории. Поступив в МУИТ в 2014, молодой человек задумался над возможностью сочетать ответственный подход к экологии с IT. На тот момент в мегаполисе существовало около 20 пунктов приема вторсырья, но никто из ближайшего окружения студента не имел понятия, где находятся эти пункты и не прибегал к их услугам. Тогда и зародилась идея создания мобильного приложения, с помощью которого можно было бы узнать адреса, номера телефонов и специализацию всех пунктов по приему вторсырья.

Сами разработчики характеризуют Tazalyk как Uber по сбору отходов для переработки: горожане самостоятельно сдают отсортированные отходы в пункты приёма, а из организаций, где установлены системы для раздельного сбора, вывоз осуществляется силами инициаторов проекта. В результате мусороперерабатывающие компании получают дополнительные ресурсы сырья, клиенты – снижение затрат на вывоз отходов, Tazalyk – средства для развития, а главным бонусом становится сохранение природных ресурсов.

Скептики часто задаются вопросом, стоит ли устанавливать боксы для раздельного сбора, если в Казахстане на переработку отправляют в среднем 10% отходов.

- Мы ездили на мусорный полигон, расположенный недалеко от Алматы. Огромная территория завалена отходами, которые привозят сюда со всего города, они выделяют токсичный газ, вредные вещества попадают в почву, в грунтовые воды. Недавно был запущен мусороперерабатывающий завод, но проблема в том, что мы выбрасываем пищевые отходы в одну корзину с пластиком и бумагой. Такие отходы либо не подлежат переработке, либо перерабатываются в очень небольшом количестве, с низким качеством получаемой продукции. Единственный возможный путь решения проблемы – раздельный сбор, причём для начала достаточно просто отделить пищевые отходы от сухих, – поясняет Айбек.

Разработчики Tazalyk наладили контакт с Kazakhstan Waste Recycling (KWR), одним из крупнейших в стране предприятий по сбору вторсырья. Молодых предпринимателей привлекло наличие у партнёров собственных пунктов приёма, куда сегодня можно сдать макулатуру, пластик, белое стекло и алюминиевые банки. Первая версия приложения появилась в конце 2017, однако не обрела популярности, люди не видели смысла создавать себе дополнительные хлопоты. Тогда авторы проекта решили ввести систему морального и материального поощрения. В зависимости от количества сданного сырья и частоты посещения пунктов приёма пользователь может повысить свой статус от «неравнодушного гражданина» до «экосупергероя». За сданные отходы начисляются бонусы, которые можно обменять на товары и услуги, например бесплатный кофе, билет на «Медеу» или в театр. На сегодняшний день в активе Tazalyk 6000 зарегистрированных пользователей, ежедневно в пункты приёма приносят вторсырье 100–200 человек, а за год через приложение удалось собрать 27 тонн отходов – и это без учёта бумаги и пластика, собранных через систему экобоксов.

Идея установки последних возникла, когда разработчики решили не ограничивать целевую аудиторию стартапа сегментом физических лиц. Начали с раздельного сбора бумажных и пластиковых отходов в специально отведённые для этих целей картонные коробки, но практика показала, что к экологической дисциплине располагает установка брендированных боксов вкупе с отказом от индивидуальных мусорных корзин. За 2018 команда Tazalyk установила 206 экобоксов, за неполные четыре месяца 2019-го – 256, в планах до конца года довести эту цифру до 1000. В числе сотрудничающих со стартапом организаций – аудиторские компании, игроки фарм­рынка, учебные заведения.

- Успех проекта определяет создание инфраструктуры и результативное проведение разъяснительной работы. Вторая составляющая важна, поскольку люди действительно не понимают необходимости раздельного сбора. Мы отказались от установки экобоксов в ТРЦ, где физически невозможно объяснить каждому, почему нельзя выбрасывать пластиковую тарелку вместе с остатками еды. В компаниях с постоянным штатом сотрудников организовать разъяснительную работу проще, – объясняет Айбек.

В настоящее время именно установка экобоксов обеспечивает монетизацию стартапа. Изначально авторы вложили в проект собственные средства. Победа в конкурсе «Жас касiпкер» в 2017 принесла в копилку команды 500 тыс. тенге, а первенство в проекте «Мы – Алматы» от British Council – 5000 евро. Tazalyk также принимал участие во втором наборе международной программы Startup Kazakhstan, что позволило получить финансовую поддержку в размере $20 000; ещё около 500 тыс. тенге команда получила за победу в конкурсе, инициированном Coca-Cola. Основные статьи расходов – зарплата сотрудникам (в команде постоянно работают восемь человек) и вывоз отходов.

- Мы забираем из офисов содержимое экобоксов, передаём его в KWR, откуда отходы поступают переработчикам. Такая схема не приносит прибыли – мы работаем в минус, оплачивая транспортные расходы, работу водителей и грузчиков, – говорит Айбек.

Разработчикам сервиса нередко предъявляют претензии в связи с тем, что в некоторых пунктах отказывают в приёме отдельных видов вторсырья. Как утверждает собеседник, дело в нюансах производственного процесса. Отечественный рынок переработки пластика хорошо отработан по таким позициям, как ПЭТ-бутылки, крышки, полиэтиленовые пакеты, флаконы из-под моющих средств. Практически не перерабатывается одноразовая посуда, поэтому экоактивисты из Tazalyk рекомендуют всем желающим внести вклад в экологию – заменить одноразовые стаканы и тарелки многоразовыми.

Через два месяца команда стартапа планирует запустить обновлённую версию приложения. Поначалу сотрудничество с пунктами приема строилось на устной договоренности, и в результате возникали ситуации, когда указанная на карте точка по факту не работала. Теперь его оформят юридически, и в приложении будут отображаться только те пункты приема, с которыми заключён договор. Интерфейс приложения оживят анимированные элементы – изображения деревьев, которые будут «расти» всякий раз, когда пользователь сдаёт отходы, и «засыхать», если в течение долгого времени не сдано ни грамма вторсырья. Список бонусов пополнят товары с «зелёным» подтекстом – экопакеты, термокружки, многоразовые сумки.

- Менять менталитет нелегко. Будет здорово, если казахстанцы станут ответственно подходить к сбору и переработке осознанно, а не из желания получить бонус или из боязни штрафа, – надеется Айбек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить