Быстрый разгон

13512

Как приложение для оплаты штрафов стало одним из самых быстрорастущих стартапов в Казахстане

Алибек Наримбай и Али Шайхислам — основатели проекта «OK Auto»
Фото: Андрей Лунин
Алибек Наримбай и Али Шайхислам — основатели проекта «OK Auto»

Приложение для проверки наличия и оплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения OK Auto, запущенное в тестовом режиме в марте 2017 года, спустя менее чем месяц набрало более 50 тыс. скачиваний. Уже к началу осени, через три месяца после запуска полной версии и версии для iOS, оно набрало аудиторию в более чем 200 тыс. пользователей, вошло в топ-50 чартов AppStore и Google Play, а также в рейтинг «Топ-30 мобильных приложений» Forbes Kazakhstan. Основатели проекта – алматинец Алибек Наримбай и уроженец Кызылорды Али Шайхислам – рассказали нам, как удалось привлечь внимание миллионов автомобилистов и превратить рядовой заказ в успешный стартап.

Они познакомились на занятиях в школе бизнеса Bizmaker, куда Алибек пришел, поработав по окончании мехмата КазНУ в Halyk Group, а Али – из студенческой аудитории. В 2009-м, параллельно с обучением по программе MBA, Алибек открыл свой первый компьютерный клуб, а спустя три года сеть под названием Mouse выросла до 11 точек, действовавших в Астане и Алматы. «Мы с коллегами сами писали программное обеспечение для клубов, параллельно делали проекты для риелторских компаний, терминальных систем. Уже в те годы меня заинтересовало технопредпринимательство, примерно в 2015-м я продал сеть, решив сосредоточиться на IT-проектах», – рассказывает собеседник.

Али вспоминает, что поступил в Bizmaker в период учебы в Международном университете информационных технологий. Стремление обучиться бизнесу не в теории, а на практике, у людей, которые уже открыли дело и могли рассказать обо всех нюансах, было настолько сильным, что юношу приняли на учебу, несмотря на отсутствие собственного бизнеса и опыта работы в корпоративном секторе. «Я увлекался программированием, и уже на первых курсах университета мы с товарищами начали подрабатывать. Поначалу делали несложные сайты, потом запустили образовательный курс по программированию и продолжали выполнять небольшие заказы», – говорит Али.

Клиенты, с которыми доводилось общаться по работе, часто рассказывали о выматывающих нервы процедурах, связанных с оплатой штрафов за нарушение ПДД. «Один из знакомых примерно в 2016 году предложил разработать проект приложения, с помощью которого можно было бы проверить наличие штрафов. Поначалу это был всего лишь заказ, собственного интереса к которому мы не проявляли. Но до подписания контракта дело так и не дошло, хотя мы уже проделали определенную работу по проекту. Тогда решили разработать приложение собственными силами», – рассказывают ребята.

Найти свою нишу

Проект получил название OK Auto, или «около автомобиля». Во многих странах действует модель, в соответствии с которой пользователи могут совершать все платежи, связанные с владением автомобилем, через специальное мобильное приложение. У казахстанских автолюбителей до недавнего времени выбор платежных механизмов ограничивался порталом eGov, ЦОНами, отделениями банков или интернет-банкингом.

«Наше приложение нередко сравнивают с интернет-банкингом, хотя по большому счету мы не конкуренты. Во-первых, для того чтобы пользоваться банковским приложением, человек должен быть клиентом банка, это ограничивает круг лиц, которым доступна услуга. У большинства жителей отдаленных аулов карты нет, и ближайшее отделение банка или «Казпочты» может находиться в сотне километров. А смартфоны с доступом к мобильному интернету есть практически у каждого. Во-вторых, банки предоставляют множество других услуг и в принципе не могут, да и не должны концентрироваться исключительно на водителях, а значит, у пользователей могут возникнуть сложности с поиском раздела, в котором можно оплатить штраф. Сегодня мы ведем переговоры с одним из мобильных операторов, чтобы предусмотреть возможность оплаты с баланса телефона», – поясняет Алибек.

Казахстанцы оценили достоинства приложения, что отражает количество скачиваний – на сегодняшний день их более 300 тыс., ежедневно число новых пользователей увеличивается на 1,5–2 тыс. в разных регионах страны, хотя, естественно, большая часть приходится на Алматы и Астану. Только за последний месяц 2017 года автолюбители оплатили через OK Auto штрафы на сумму свыше 6 млн тенге.

При этом, отмечают авторы, в бюджет не закладывались затраты на массовую рекламу: пользователи рекомендовали продукт друг другу по принципу сарафанного радио. Хорошую службу сослужила и установленная в приложении кнопка «поделиться с другом»: один пользователь, проверив через приложение свои штрафы, рекомендовал его четырем-пяти знакомым. Впрочем, теперь, когда стартап вышел на широкую аудиторию, компаньоны планируют больше внимания уделить рекламной стратегии, сосредоточившись на продвижении в социальных сетях, чтобы достучаться до самой восприимчивой к инновациям аудитории – молодежи, которая и сама пользуется приложением, и родителям его устанавливает.

Фото: Андрей Лунин

Спустя несколько месяцев после запуска OK Auto привлекло внимание инвестора, который вложил в проект $250 тыс. Несмотря на то что к настоящему времени не освоена и половина этих средств, авторы отмечают, что самых больших затрат потребовала собственно разработка продукта. «По большому счету OK Auto – не обычное мобильное приложение, а серьезный продукт, по сложности сравнимый с интернет-банкингом. У нас точно такие же платежи, та же интеграция с банковской системой, отчетность для банков и госструктур, потребовались точно такие же сложные решения, чтобы обеспечить безопасность платежей и данных. Такую систему сможет написать не каждый программист, нужны специалисты, которые работали с интернет-банкингом, а они стоят дорого. Но мы смогли привлечь таких людей в команду», – говорит Алибек. Кроме того, отмечает он, пришлось на серьезном профессиональном уровне просчитать другие технические моменты, например, сделать так, чтобы серверы могли выдержать нагрузку, которая ляжет на них при одновременной обработке десятков тысяч онлайн-запросов.

Все дело в штрафе

Когда авторы решили, что их подписчикам должна быть доступна не только информация о штрафах, но и возможность их оплаты, серьезных усилий потребовала интеграция с базой данных МВД, которая была необходима для моментального погашения штрафа. Возможность практически моментально удалить оплаченный штраф Алибек и Али считают «фишкой» и одним из главных достоинств своего проекта. Не все банки, принимающие платежи, могут удалить штраф из базы в течение считаных минут после оплаты, и нередко автовладельцы, например, не могут снять машину с учета при продаже, потому что фактически оплаченный штраф формально остается неоплаченным. Благодаря партнерам по проекту разработчикам OK Auto удалось напрямую интегрироваться с базой данных МВД. Водителю важно, чтобы штраф не «висел», чтобы его действительно удалили из базы. И приложение берет эту задачу на себя.

«Мы принимаем платежи через банк-партнер в лице Альфа-Банка и моментально погашаем через своих партнеров – а это наряду с банками одна из платежных систем. У нас есть свой депозит, и в государственный бюджет мы платим свои деньги, чтобы клиент не ждал транзакцию. Можно сказать, мы авансом платим в казначейство, получаем чек eGov, который приравнен к физическому чеку, и предоставляем его клиенту. Конечно, без осечек не обходится, но проблемы возникают только при наличии ограничений на стороне МВД. В таких форс-мажорных ситуациях мы оплачиваем штрафы за свой счет. В любом случае все делается по закону и в соответствии с Налоговым кодексом», – заверяет Али.
В результате пользователи экономят время, нервные клетки и, что немаловажно, деньги в виде оплаты комиссии. Предприниматели признают, что полностью уйти от комиссий с платежей не удалось, но в приложении они ниже, чем в кассе, – сумма в 220–270 тенге взимается за один платеж, которым можно погасить несколько штрафов.

Стартап широкого профиля

В ближайшей перспективе основатели планируют предложить водителям целый комплекс услуг, связанных с обслуживанием автомобиля (за исключением, пожалуй, купли-продажи и оформления в кредит): пользователь сможет получить информацию о скидках на запчасти, проверить историю автомобиля перед его покупкой, система push-уведомлений заблаговременно предупредит об окончании срока действия техосмотра и страховки. Создатели OK Auto хотели бы предоставить клиентам возможность оплачивать в рассрочку налог на автомобиль, и сейчас они ведут с банками переговоры на эту тему. На некоторые модели налог исчисляется сотнями тысяч тенге, и оплатить такую сумму единовременно очень накладно.

Еще одна услуга, которую намерены подключить для подписчиков авторы, – оформление страховки в один клик и по более выгодным ценам, чем в страховых компаниях, за счет ликвидации посредников в виде страховых агентов. «Сегодня страховые компании платят агентам 15–20% комиссионных, а это увеличивает стоимость страховки. Если мы уберем посредников, это пойдет на пользу и СК, которым не придется выплачивать комиссионные, и авто­владельцам. К тому же, работая через агентскую сеть, страховые компании обладают данными всех водителей, но не имеют с ними прямого контакта в отличие от нас. Совместно с одной из СК мы собираемся внедрять один из продуктов. Поначалу некоторые банки и страховые компании относились к нам скептически, к тому же корпоративная этика зачастую предполагает определенные бюрократические процедуры. Но руководители некоторых оперативно шли на контакт и были готовы к сотрудничеству, а по мере роста проекта все чаще появляется неподдельный интерес со стороны потенциальных партнеров», – радуются компаньоны.

На сегодня проект не монетизируется и поэтому не приносит прибыли. Основатели OK Auto утверждают, что монетизация пока не является первостепенной задачей. Главную цель они видят в наборе критической массы в количестве 1 млн пользователей. Этого показателя, считают предприниматели, аудитория OK Auto достигнет к концу лета. В то же время они намерены зарабатывать не на комиссиях клиента, а на комиссиях, которые им будут платить, например, те же страховые компании.
«Основная цель OK Auto – сделать проще жизнь автомобилистов. Надеемся, в какой-то мере это нам уже удалось», – говорят компаньоны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить