Битва идей

12704

Какие стартапы способны добиться успеха и благосклонности инвесторов

Фото: © Depositphotos.com/odis

Школа робототехники для детей, платежная система на основе блокчейн, IT-решение для повышения прибыльности работы ретейлеров, ресурс для поиска лекарств в аптеках и записи на прием к врачу в режиме онлайн – это лишь некоторые из проектов, авторы которых получили возможность выступить на «Битве стартапов», прошедшей в Алматы.

Инвестиционная платформа Startup.Network, организующая в разных странах это международное мероприятие для игроков венчурного финансирования, является детищем украинского предпринимателя Александра Сороки. Идея создания площадки, которая могла бы объединить молодые быстрорастущие компании, родилась у выпускника бизнес-школ Гарварда и Оксфорда в период кризиса 2007 года. На тот момент было очевидно, что ни акции, ни земля, ни недвижимость не представляют собой достаточно надежных инструментов, привлекательных для вложения денег. Так возникла идея создания площадки, где инвестор, желающий инвестировать средства, мог бы найти молодую, подающую надежды компанию, автор стартапа – привлечь внимание частных инвесторов, венчурных и seed-фондов, а профессиональные консультанты – встретить предпринимателей для дальнейшего сотрудничества.

Принять участие в «Битве стартапов» могут проекты, находящиеся на стадии готового прототипа, а еще лучше – готового продукта или бизнеса из любой отрасли. Алматинский «баттл» показал, что интересные идеи зарождаются в самых разных сферах деятельности.

Медицина онлайн

Большинство из нас до сих пор не так часто прибегает к онлайн-инструментам, когда возникает потребность в медицинской помощи. Авторы столичного проекта I-Teka считают, что их ресурс имеет все шансы стать удобным инструментом, который благодаря мобильному приложению с геолокацией позволит найти нужное лекарство по самой низкой цене или в ближайшей аптеке, а также выбрать врача необходимой специальности, получить данные о его стаже работы и квалификации.

«С развитием частной медицины и отменой системы закрепления пациентов за поликлиниками по месту жительства у людей появилась возможность выбора. Естественно, найдя «своего» специалиста через интернет, люди не захотят тратить время на «живую очередь». По старинке обходить аптеки в поисках нужных лекарств тоже долго и утомительно. Наше решение дает возможность потребителю сравнить цены, выбрать аптеку, записаться на прием или вызвать врача на дом. Система соединена с аптеками и регистратурами клиник. Аптеки в режиме онлайн обновляют ассортимент, цены на лекарства, а клиники вносят корректировки в список врачей или доступных услуг», – рассказывает один из авторов проекта Жулдызай Сейдалина.

По оценкам команды, в крупных городах Казахстана работает около 4000 медклиник, примерно столько же аптек и около 100 тысяч врачей. Даже с учетом того, что не все специалисты готовы работать с интернетом или не нуждаются в новых клиентах, потенциальный рынок сервиса оценивается в 3000 заведений. На сегодняшний день аудитория I-Teka составляет более 100 тысяч пользователей в месяц. Созданы сайт, кол-центр, к системе подключено 207 аптек, 20 медцентров и 823 врача. Бизнес ежемесячно растет примерно на 3%, а выручка превысила $3000 в месяц.

Сначала, рассказывает Жулдызай, медицинским учреждениям предлагают бесплатное подключение, через определенный срок взимается абонентская плата – в среднем $15 в месяц. В свою очередь сервис оказывает дополнительные услуги в виде продвижения в списке аптек и медцентров, размещения рекламных баннеров. Потенциально, с учетом объема рынка, I-Teka только за счет абонентской платы рассчитывает ежемесячно выручать $45 тыс. Расходы, в том числе на содержание штата и рекламу, по предварительным оценкам, составят около $15 тыс. в месяц.

Обогреть экономно

До сих пор существует стереотип, что одной из главных характеристик старт­апа должна быть причастность к IT, тогда как проекты, связанные с производственным сектором, принято относить к малому и среднему бизнесу. Между тем, считают некоторые эксперты, главным критерием стартапа является возможность быстрого роста бизнеса и его масштабирования.

На экспорт своей разработки сначала на российский рынок, а потом, возможно, и на рынки других стран нацелены авторы проекта по созданию экологически чистых гидродинамических нагревателей жидких сред (ГДН) для отопления и горячего водоснабжения. Одно из главных условий выхода на внешние рынки – строительство завода при поддержке потенциального инвестора, на поиске которого сосредоточены инженеры из Астаны.

Инновационные котлы отопления – разработка казахстанских специалистов, которая в 2013 году получила диплом Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO. Принцип действия устройства, по словам официального представителя проекта Жомарта Сатыбалдина, основан на преобразовании энергии завихренного потока движущейся под давлением жидкости в тепловую энергию. Котлы представляют собой альтернативу традиционным устройствам нагрева жидких сред: в разработке не используются ни нагревательные элементы накального типа, так называемые ТЭНы, ни огонь. «Жидкость может нагреваться до 120 градусов, коэффициент преобразования электрической энергии в тепловую на наших установках составляет 1,62. То есть из 1 кВт электроэнергии получается 1,62 кВт энергии тепловой, это в 2 раза выше, чем у обычных котлов», – рассказывает Сатыбалдин.

Как утверждают члены команды, инновационные котлы быстро нагревают помещение в отличие, например, от электрических. Поскольку установки являются автономными агрегатами, потребители самостоятельно могут задать оптимальный режим работы. При этом ГДН не загрязняют атмосферу продуктами сгорания, исключен риск взрыва и возникновения пожара. Важным плюсом устройств разработчики также называют экономичность и быструю окупаемость: «При цене примерно $3500 наш котел окупается в течение примерно двух лет, в зависимости от площади помещения, в котором установлен, а также от климатических условий. Газовый котел обходится дешевле, но и окупается дольше. К тому же ГДН можно использовать в районах, где нет центрального газоснабжения. Наши котлы идеально подходят для северных областей Казахстана, а также для центральных и северных районов России. Именно на российский рынок мы хотим масштабировать свой проект, после того как запустим его на полную мощность здесь. Рынок продаж отопительных котлов в России оценивается в $30 млрд в год, так что это направление перспективно. Ну а потом изучим возможность освоения рынков стран Европы и США».

Фото: Юрий Выблов

Блокчейн в помощь

Не обошли вниманием участники «Битвы стартапов» и горячую сейчас тему криптовалют. Украинский проект мобильной платежной системы на технологии блокчейн Crypto Payment System разделил третье место с российским решением Geomatrix – SaaS, позволяющим ретейлерам открывать прибыльные точки, повышать и сохранять клиентский трафик.

«К 2025 году объем покупок по банковским картам, согласно прогнозам, может вырасти до $55 трлн. Но при быстром росте рынка существует одна серьезная проблема, а именно дорогой и длительный эквайринг для продавцов товаров и услуг. Сегодня около трети выручки игроков e-commerce уходит банкам в качестве комиссии за перевод денег со счета на счет. Казалось бы, решение найдено – это дешевые платежные криптовалюты через блокчейн. Но число тех, кто владеет криптовалютой, а тем более готов платить ею, ничтожно мало, это сотая доля процента. Мобильная платежная система Crypto Payment System, с одной стороны, обеспечивает комиссию за эквайринг в размере 1% вместо 2–6%. С другой стороны, объединяет платежные механизмы. Покупатель и продавцы взаимодействуют между собой в традиционной валюте, но при этом в качестве средства взаиморасчета внутри используется криптовалюта», – рассказывает один из основателей проекта Владимир Голобородько.

В качестве целевой аудитории своего стартапа разработчики рассматривают практически всех участников торгового процесса. Это и владельцы МСБ, желающие быстрее и удобнее принимать безналичную оплату в точках продаж и в удаленных каналах, и операторы мобильной связи, стремящиеся стать поставщиками финансовых услуг для своих абонентов, и сами абоненты, которые смогут совершать платежи с помощью мобильного телефона, с лицевого счета оператора.

Как утверждают авторы проекта, Crypto Payment System объединяет преимущества действующих систем оплат и новых технологий. «Мы видим возможность возникновения новых технологий и успешных бизнесов, в том числе на стыках традиционных индустрий. В нашем проекте предстоит объединить в глобальном масштабе десятки и сотни операторов связи, миллионы продавцов и десятки миллионов покупателей для достижения сетевого эффекта на базе разработанной нами блокчейн-платформы», – заявляют они.

Дать шанс

Эксперты Startup.Network отмечают, что жюри проводимых в Казахстане конкурсов стартапов, как правило, более высоко оценивает реальный локальный бизнес, чем проекты, нацеленные на мировой рынок. Алматинская «Битва стартапов» не стала исключением. Признанный лучшим проект Neupusti.net уже не раз становился обладателем наград на региональных конкурсах стартапов. Платформа, созданная два года назад, предоставляет молодым людям информацию о грантах, конкурсах, стажировках и прочих возможностях для профессионального роста.

Инициатор проекта Фарангиза Шукашева рассказывает, что идея возникла из стремления предоставить возможность получить грант на получение высшего образования как можно большему количеству талантливой молодежи. Для большинства школьников единственным шансом здесь является высокий результат ЕНТ и участие в международных олимпиадах. Получается, что у подростков, которые не являются отличниками учебы, но могут похвастать другими талантами, лежащими вне академической сферы, остается не так много перспектив реализовать свой потенциал. Из 120 тысяч выпускников школ рассчитывать на получение грантов может лишь четверть.

«Наш проект оперирует как агрегатор, своего рода онлайн-доска объявлений, на которой размещается информация о грантах, стипендиях, конкурсах, стажировках. Мы также действуем как менторская программа в режиме онлайн, помогая пользователям составить конкурсную заявку или мотивационное письмо. Наша бизнес-модель основана на рекламе и платной премиум-подписке, но 70% контента доступно бесплатно. В идеале мы хотим, чтобы 90 тысяч выпускников, которым не достаются гранты, и 4% безработных молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет реализовали свои планы на обучение через наш портал», – рассказывает Шукашева.

В настоящее время портал ежемесячно посещают 170 тысяч пользователей, аудитория подписчиков насчитывает 60 тысяч человек. В 2016 году через портал анонсировано 5000 возможностей для прохождения обучения и повышения квалификации в разных странах мира, более 300 человек выиграли стипендии и гранты на сумму свыше $1,5 млн.

Одно из главных преимуществ подобных IT-проектов заключается в возможности быстрого масштабирования. Neupusti.net уже работает в Кыр­гызстане, Узбекистане, России, доля зарубежных посетителей сайта в целом составляет порядка 40%. «Мы не тратили финансовых и человеческих ресурсов для привлечения иностранной аудитории, так что можно только предполагать, насколько будет востребован проект в странах ближнего зарубежья, если мы вложим средства в развитие этого направления. Но все же на ближайший год приоритетом для нас является максимальный охват казахстанской молодежи в регионах, особенно казахскоязычной аудитории», – отмечает собеседница.

До конца будущего года проект планирует выйти на самоокупаемость за счет привлечения 6000 платных подписчиков – это примерно 10% существующей аудитории, а также новых рекламодателей из числа учебных заведений Казахстана и зарубежных стран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить