Big Data: бояться или использовать? Отвечают эксперты

Мы живем в эпоху стремительно развивающихся цифровых сервисов. Объем данных у бизнеса кратно растет из года в год. Увеличивается цифровое потребление онлайн-сервисов и контента, вслед за которым растет и цифровизация «офлайна» - физического потребления товаров и услуг

Согласно данным аналитиков из MarketsandMarket, объем мирового рынка решений и услуг для работы с большими массивами данных (Big Data) будет расти в среднем на 11% в год и в 2026 году достигнет $273,4 млрд против $162,6 млрд в 2021-м. По их мнению, большие данные используются компаниями и госорганами все чаще: сегодня это не только драйвер для развития технологичного бизнеса, но и управление рисками и даже борьба с мошенничеством. Николай Орлов, директор по развитию Big Data в Beeline Казахстан, рассказывает о том, как на рынке появляются готовые продукты на основе больших данных и почему все больше компаний заинтересованы в их создании и использовании.

Николай, что значит термин «большие данные»? Обывателю может показаться, что это просто работа с массивами информации, и даже работа в Excel может считаться Big Data.

- Это очень обширный термин, существующий давно. Мы в компании определяем его как сбор, обработку и анализ данных, для работы с которыми необходимо специализированное программное обеспечение, техническое оснащение и соответствующая экспертиза команды.

Например, данные телеком-компании – это статистика использования абонентами сервисов для коммуникаций, а также потребления контента в цифровых каналах.

Данные собираются в различные системы, а затем попадают в хранилище, где происходит их анализ и обработка. Допустим, мы получили данные о звонках, а в результате анализа поняли, как оптимизировать нагрузку на сеть. Получили данные о потреблении мобильного трафика – поняли, какой тариф мы можем предложить определенной категории клиентов, чтобы им было удобнее и выгоднее. В других отраслях это работает примерно так же: большие данные совершенствуют клиентский опыт и повышают качество продуктов и сервисов.

Большие данные совершенствуют клиентский опыт и повышают качество продуктов и сервисов

Второе направление применения больших данных – создание совершенно новых продуктов, приносящих пользу клиентам и формирующих новый рынок, этим мы и занимаемся в Beeline.

Третье направление – создание совместных продуктов, то есть data-кооперация. Это сочетание первого и второго направления, по сути, главное и самое интересное, что сейчас происходит в мире Big Data.

Когда это все начало динамично развиваться в Казахстане?

- Сам термин наверняка появился уже после того, как «это всё» началось. В сфере телекома невозможно предложить клиенту подходящий тариф, не обрабатывая данные, следовательно, оптимизация на основании статистики была всегда, а термин Big Data «прицепился» чуть позже. Все в любом случае начиналось с Excel, и до сих пор специалисты его используют. В нашей сфере большие данные важны с точки зрения оптимизации внутренних ресурсов компании и улучшения предложений клиентам.

То есть используете это вы давно…

- Да, сегодня внутри компании мы используем собственные разработки вместо вендорских решений. Так, один из реализованных продуктов - «Биометрия», разработанный совместно с компанией Verigram, - позволяет нашим абонентам пройти процедуру биометрической идентификации в приложении «Мой Beeline» удаленно. Во-первых, это надежный способ защиты от мошенничества. Во-вторых, «Биометрия» дает возможность обслуживаться в наших офисах без удостоверения или паспорта.

Кроме того, у нас есть чат-боты, которые помогают вести коммуникацию с клиентами, основываясь на анализе больших объемов данных. Это улучшает пользовательский опыт и экономит время нашего клиента до получения результата в коммуникации с оператором.

Что касается новых продуктов и Big-Data-бизнеса – в первую очередь это продукты для финансового сектора: банков, страховых и микрокредитных организаций (МКО). Сегодня у нас есть целая матрица продуктов для роста эффективности на этапах привлечения клиентов, риск-, и портфолио-менеджмента, а также для противодействия мошенничеству. Скоринговые продукты Beeline позволяют улучшить точность моделей банка до 10 процентных пунктов. Антифрод-модели с вероятностью около 75% определяют наличие в операционных процессах социального инжиниринга (или фишинга), а также с высокой вероятностью выявляют мошеннические схемы с участием третьих лиц.

Еще одно направление - рекламные сервисы. Мы используем большие данные для узкого таргетирования рекламных сообщений целевым клиентам в собственных и цифровых каналах.

Сегодня мы идем и в новые для телекома направления – речь о потребительских исследованиях, или shopper insights. В этом проекте данные цифрового профиля клиента помогают производителям лучше понять паттерны его потребления и их изменение.

То есть Big Data – это серьезный способ создавать новую добавленную стоимость?

- Разработка решений на базе больших данных – это уже необходимость, без которой ни одна компания, нацеленная на долгосрочное развитие, не сможет улучшить клиентский опыт и сформировать новые востребованные продукты.

Кроме того, это история про создание нового рынка продуктов со своим самостоятельным бизнес-потенциалом. В числе наших партнеров и клиентов есть большое количество розничных банков и крупных МКО. В рекламном бизнесе наши партнеры – все крупные сетевые агентства и прямые рекламодатели.

Стратегическое направление наших инвестиций – активное развитие в Казахстане направления data-кооперации. Осенью прошлого года мы объявили о партнерстве с платформой Aggregion и сегодня создаем уникальные интеграционные проекты в области маркетинга. На очереди решения для финансового рынка и аналитики.

В основе платформы лежат технологии блокчейн и конфиденциальных вычислений – за счет этого достигается высокий уровень защищенности данных, а также высокая скорость вычислений. Ключевыми партнерами и гарантами решения выступают такие технологические гиганты, как Microsoft и Intel. Важность data-кооперации состоит в сотрудничестве: если объединить два и более источника информации в одном продукте, компании могут рассчитывать на максимальную пользу.

Важность data-кооперации состоит в сотрудничестве: если объединить два и более источника информации в одном продукте, компании могут рассчитывать на максимальную пользу

Работа с данными может кого-то беспокоить с точки зрения безопасности. Ведь это персональные данные...

- Это такой секрет Полишинеля. Современному бизнесу не нужны персональные данные. Бизнес всегда оперирует атрибуцией, профилированием, сегментированием, агрегацией и моделированием. Никому не интересно, куда пошел Николай Орлов, что он купил и сколько зарабатывает. Это прерогатива органов безопасности, в худшем случае – мошенников. Миссия Big Data – помочь бизнесу понять клиента и улучшить свои продукты.

Современному бизнесу не нужны персональные данные. Бизнес всегда оперирует атрибуцией, профилированием, сегментированием, агрегацией и моделированием. Миссия Big Data – помочь бизнесу понять клиента и улучшить свои продукты

Все наши программные решения находятся «на вооружении» большинства мировых лидеров в сфере больших данных, технологии data-кооперации гарантированы Microsoft и Intel. Все они призваны в первую очередь деперсонализировать данные наших клиентов и защитить их от утечки. То есть мы помогаем получить максимальную ценность из данных, не раскрывая персональной информации.

Например, наши продукты позволяют показать релевантную рекламу сегментам аудитории, наиболее вероятно интересующимся покупкой авто в кредит. Также мы совместно с банками учимся защищать клиентов от операций «под давлением», когда профиль абонента наиболее похож на мошенника.

Повторю: никаких персональных данных: имен, телефонов, только атрибуция, профилирование и вероятность.

Где казахстанскому бизнесу искать экспертизу?

- В работе бизнес-направления мы используем как внутренний, так и привлеченный международный опыт. Самое главное – следить за ценным процессом передачи экспертизы, когда более опытные сотрудники и консультанты делятся уникальными знаниями с командой, которая в свою очередь получает свой неповторимый опыт и применяет его в работе. Мы открыты к экспертизе и планируем и дальше выращивать топовых специалистов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11910 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Почему Байтасов хочет стать акимом Алматы Смотреть на Youtube