Беспилотник за $60 000: «Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль

7098

«Яндекс» представил четвертое поколение своих беспилотных автомобилей на базе Hyundai Sonata

ФОТО: архив пресс-службы

Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения, сообщает Forbes. Автомобиль создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля.

Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до локдауна, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только сейчас.

Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин, появилось в 2019 году.

Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала.

«Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».

Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль.

До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останется в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте, и т. д.).

«Яндекс» не раскрывает стоимость автомобиля, но отмечает, что «беспилотная экипировка» в четвертом поколении в два раза дешевле, чем во втором. «Мы делаем больше машин, какие-то комплектующие дешевеют. Лидары — это самые дорогие сенсоры беспилотного автомобиля, и за последнее время они заметно подешевели, так как на них появился спрос, а также больше компаний стали их производить», — отметили в пресс-службе «Яндекса».

Ранее представитель «Яндекса» рассказывал, что стоимость лидара составляет от $8 000 до $25 000. Компания на своих беспилотных автомобилях в основном устанавливает лидары зарубежных производителей — шанхайской Hesai и Velodyne Lidar из Кремниевой долины. В конце 2019 года «Яндекс» объявил, что будет тестировать лидары собственного производства, что позволит экономить до 75% стоимости оборудования, которое сейчас закупается за рубежом.

Инвестиции «Яндекса» в беспилотное направление за все время составили 2,2 млрд рублей ($32 млн), из них 1,5 млрд рублей ($21,8 млн) компания потратила в 2019 году, заявлял ранее управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.

Аналитики VTB Capital ожидают, что расходы на инвестиции и эксплуатацию, связанные с беспилотными автомобилями, возрастут в 2020 году и в последующий период. Стоимость покупки и оснащения одного беспилотника составит $60 тыс., прогнозируют в инвестбанке. Однако при использовании «Яндексом» собственных лидаров эта сумма, скорее всего, значительно снизится. «Тем не менее мы считаем, что эти инвестиции с лихвой окупятся в долгосрочной перспективе», — говорится в отчете.

Значительная часть стоимости беспилотника — это R&D (Research and Development) исследования, рассказал Forbes аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Чем больше машин выпускается, тем меньше они стоят, так как расходы «разбиваются» на большее количество частей, отметил он. Основные дополнительные расходы, кроме самой машины, — это радары и лидары, которые могут стоимость машины увеличить в два раза, говорит Либин. Например, в Москве новый автомобиль Hyundai Sonata 2020 года можно купить за 1,5 млн рублей (около $21 тыс.). Как только «Яндекс» сможет использовать свои лидары, это снизит стоимость беспилотника. Основные конкуренты «Яндекса» за рубежом — это Google, Tesla, Baidu и автомобильные концерны, которые также работают над беспилотными автомобилями, говорит Либин.

Goldman Sachs в своем отчете в сентябре 2019 года (есть у Forbes) прогнозировал, что к 2026 году потенциальный объем EBITDA «Яндекса» может увеличиться на 6–60 млрд рублей (от $87,3 млн до $873 млн) в зависимости от того, какую долю будет занимать в бизнесе компании направление беспилотников.

К 2030 году направление беспилотных автомобилей «Яндекса» будет оцениваться в $2,6–6,4 млрд, сообщал РБК в августе 2019 года со ссылкой на отчет банка UBS. Банк прогнозировал, что «Яндекс» станет монополистом на рынке беспилотного транспорта России. В Москве коммерческая эксплуатация беспилотников «Яндекса» начнется в 2022 году, а в других регионах — в 2023-м, считают в UBS. Выручка компании от сегмента беспилотников в 2022 году может составить от 170 млн до 1,4 млрд рублей (от $2,5 млн до $20,4 млн). «В случае успеха проект может сделать «Яндекс» значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — цитировал РБК отчет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить