Почему компаниям нужны советы со стороны, чтобы прорубать окна в стенах

6077

Каждый день по чуть-чуть улучшай свою работу - и тогда существенно увеличится эффективность компании. При этом исправлять «ненормальности и неудобства» должны абсолютно все в компании – от топ-менеджеров до рядовых сотрудников. Так объясняет суть японской философии и системы менеджмента кайдзен инженер-консультант, эксперт Японского агентства международного сотрудничества (JICA) Хаджиме Сузуки, на протяжении 10 лет обучающий казахстанские компании бережливому производству (так еще позиционируют кайдзен)

Фото: Роман Суханов
Хаджиме Сузуки.

«В 1970-х американская экономика пошла на спад, а японская, напротив, стала расти. Американские компании, особенно машиностроительные, привыкли считать себя номером один в мире. Но так случилось, что японское автомобилестроение стало лучше. Тогда американские компании начали учиться у японских и поняли, что в соответствии с японской кайдзен-культурой проблемы решают все рабочие, а не только специальные отделы. В западных компаниях рабочим платят за то, что они делают. Если они сделают то, что им не говорили, это считается нарушением правил. В такой культуре никто не говорит о проблемах, там нет коммуникаций между операторами и группой техобслуживания. Сейчас всё меняется: внутри хорошей компании нет барьеров между отделами», – говорит эксперт.

Кайдзен меняет не только коммуникации внутри компании, но и отношение к персоналу. «Западные компании ориентированы на прибыль. Традиционно там считали, что рабочие – это затраты, но в соответствии с новой системой они используют не только руки и ноги рабочих, но и их мозги, то есть персонал уже перестал быть затратами, а стал активами», – указывает еще на одно различие кайдзен-консультант.

Но смогут ли казахстанцы работать сообща, как того требует кайдзен-культура? Ведь мы скорее американцы с индивидуалистическим сознанием, чем японцы – с общинным. «В любой стране есть люди, которые легко объединяются в группы, а есть те, кто работает индивидуально», – отвергает стереотипы японец и предлагает не бояться командной работы.

По наблюдениям Хаджиме Сузуки, проблемы, с которыми сталкиваются руководители компаний в Казахстане, типичны для всего мира. Люди стремятся получить как можно больше знаний, но у них проблема с тем, каким образом применить их на практике. «Я был удивлён, что многие руководители казахстанских компаний хотят внедрить систему бережливого производства. Они читали об этом, но не знают, с чего начать», – отмечает собеседник.

На просьбу дать совет: с чего начинать? – японец ответил: «Так как кайдзен – это культура, то нелегко перенести ее на другую почву. Но я разработал системный метод. Когда компания решит, что пришло время применять кайдзен, я смогу дать совет. Общих советов не может быть: все очень индивидуально».

К примеру, Хаджиме Сузуки консультировал казахстанскую компанию и выяснил: есть проблема с транспортировкой. Нужно было возить пустые коробки со склада в фасовочный цех по длинному неудобному маршруту, хотя склад и цех разделяла лишь стена. В итоге в этой стене прорубили отверстие, через которое теперь кратчайшим путем коробки доставляются в фасовочный цех.

Консультант согласился с тем, что решение этой проблемы лежало на поверхности и её можно было устранить без приглашения иностранного консультанта. «Да, это странно, но такое происходит повсеместно, даже в Японии. Люди привыкают, не видят проблемы, у них даже мысли не возникает, что можно прорубить стену. Если вы живёте в доме, где грязь и противный запах, вы даже не подозреваете, в каких плохих условиях вы живёте», – объясняет эксперт.

Он обратил внимание на такую особенность казахстанцев: «10 лет назад у вас был «голод к работе». Когда я вновь приехал в Казахстан в 2009, то обнаружил, что люди стали богаче и этот голод пропал, все пытаются найти легкий путь получения денег». Но кризис всё расставит по своим местам. Кайдзен-консультант считает, что это самое подходящее время, чтобы внедрять бережливое производство, развивать навыки, создавать технологии, чтобы поднимать промышленность.

Семь видов потерь

Система кайдзен включает в себя устранение неоправданных потерь. Большинство процессов представляют собой последовательность действий, которые преобразуют исходный материал в готовый продукт. Часть этих действий добавляет ценность продукту, а часть - нет. Та часть, которая не добавляет ценности, является потерями и должна быть устранена. В системе кайдзен рассматривается семь видов потерь:

Движения – непродуктивные и лишние движения увеличивают время выполнения операций и их сложность.

Ожидание – излишнее ожидание исполнения операций приводит к увеличению цикла производства.

Технология – неправильно организованная технология процессов приводит к несогласованности действий.

Транспортировка – большие расстояния, перемещение с места на место в процессе производства увеличивают затраты.

Дефекты – на исправление дефектов уходят дополнительное время и материалы.

Запасы – излишние запасы материалов добавляют стоимость к продукции, но не дают ценности.

Перепроизводство – продукции произведено больше, чем запланировано.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить