Как технологии помогают пассажирам отслеживать передвижение маршрутных автобусов

6172

Как приложение по отслеживанию движения общественного транспорта расширяет аудиторию и географию

Фото: Андрей Лунин

Мобильное приложение InfoBus (№9 рейтинга мобильных приложений Forbes Kazakhstan – 2018) помогает пассажирам отслеживать передвижение маршрутных автобусов. Оно было разработано ТОО «KazInterSoft» и стало логичным продолжением других проектов компании.

KazInterSoft был создан в 2002, его основная деятельность – разработка и внедрение программных решений.

- В 2011 году мы оснастили автобусы одного из парков Астаны оборудованием для спутникового мониторинга. Это решение помогало выводить на экраны в автопарках местонахождение каждого автобуса в режиме реального времени, – рассказывает один из учредителей и директор компании Адилбек Нугманов. – Позже было принято решение тиражировать опыт мониторинга на весь пассажирский транспорт столицы.

 

Далее заказчики поставили перед KazInterSoft более сложную задачу – предоставить программное обеспечение, с помощью которого можно было бы контролировать весь процесс перевозок: чтобы автобусы вовремя выезжали на маршрут, не сходили с него, по расписанию приходили на остановки и т. д.

- Мы не нашли готового решения с точки зрения оптимального соотношения цены и качества, – вспоминает Нугманов. – Поэтому решили реализовать проект своими силами и в 2012 году разработали систему диспетчеризации городского пассажирского транспорта BusReport.

BusReport – это отраслевое программное обеспечение, предназначенное для руководства компаний-перевозчиков и местных властей, которые контролируют пассажирские перевозки. Пассажиры, понятно, не имели к нему доступа, поэтому не обладали информацией, придет автобус или нет, а если придет, то когда и где он в данный момент находится. Так сотрудники KazInterSoft выявили проблему, которую нужно было решить, и разработали программу InfoBus.

- Выстроилась некая пирамида – в основе лежит программа мониторинга пассажирского городского транспорта, затем программа диспетчеризации и «вершина» – ресурс, который собирает информацию о передвижении автобусов и предоставляет ее в удобном виде горожанам, – объясняет собеседник.

Сначала компания создала веб-версию InfoBus, которая была доступна только через браузеры. Можно было зайти на ресурс, кликнуть по нужному маршруту и увидеть его схему или кликнуть по иконке, чтобы узнать местонахождение конкретного автобуса. Это помогало астанчанам понимать, через какое время подойдет автобус, и планировать время подхода к остановке: в условиях столичных морозов очень актуальная опция.

Люди распробовали веб-версию и стали просить мобильное приложение. В 2013 KazInterSoft разработал версию для Android, позже – для iOS. Помимо прочего, в InfoBus появилась функция поиска маршрута из точки А в точку Б.

- Люди привыкли передвигаться из дома на работу и обратно. Но, как только возникает нестандартная задача, человек теряется, не знает, каким маршрутом пользоваться. InfoBus помогает выстраивать маршрут. Система подбирает варианты, как добраться городским транспортом из одного места в другое и где при этом нужно сделать пересадку, – рассказывает о преимуществах сервиса Нугманов.

В итоге пользователи «перетекли» с веба на мобильное приложение. К данному моменту, по информации разработчиков, «андроиды» скачали приложение порядка 900 тыс. раз, «яблочники» – 100 тыс.

Изначально мы сделали приложение бесплатным. Более того, сознательно не размещаем в нем рекламу: понимаем, что это раздражающий фактор для пользователя. Пока держимся, хотя это непросто: наша компания тратит деньги на «обеспечение жизнедеятельности» InfoBus, – признается Нугманов.

По его словам, перед началом реализации InfoBus он изучал аналогичные ресурсы в Европе и России: все они решали задачи лишь для одного города.

- А мы сразу стали делать единую платформу для всего Казахстана, чтобы к ней можно было оперативно подключить любой город, – поясняет собеседник.

Эта идея успешно воплотилась в жизнь: сейчас к InfoBus подключены 3 тыс. автобусов из восьми городов Казахстана – Кокшетау, Актау, Караганды, Петропавловска, Семея, Уральска, Щучинска и Астаны. Такой ресурс удобен для тех, кто переехал в другой населенный пункт или приехал в командировку: переключил в системе город – и пользуешься дальше. В компании говорят, что готовы «закрыть» весь Казахстан. Для этого необходимо внедрить решения по мониторингу и диспетчеризации пассажирского транспорта в конкретном городе (если, конечно, власти и перевозчики будут в этом заинтересованы), а приложение KazInterSoft будет подключаться в качестве бонуса.

- Наш трехступенчатый сервис также внедрен в некоторых городах России и Украины, мы делали «пилоты» для Молдовы и Румынии. Причем можем отделить приложение InfoBus и предоставить его заказчику в виде отдельного решения на другом доменном имени, то есть этот софт сможет работать под другим брендом, – объясняет Нугманов. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube