Aviata планирует выйти на новый зарубежный рынок. Теперь по франшизе

7084

Об этом обозревателю Forbes.kz рассказал сооснователь сервиса Алексей Ли

Алексей Ли.
Фото: К17
Алексей Ли.

В марте 2017 Forbes.kz сообщал, что казахстанский сервис по продаже авиабилетов Aviata.kz вышел на рынок Индонезии и запустил Aviata.id. Обозреватель Forbes.kz побеседовала с сооснователем сервиса Алексеем Ли и узнала, как у компании обстоят дела на индонезийском рынке.

F: Алексей, понимаю, что прошло совсем мало времени, чтобы подводить какие-то итоги по вашему выходу на рынок Индонезии, но хотелось бы узнать, как казахстанская компания чувствует себя в Юго-Восточной Азии?

- В марте мы совершили технический запуск сервиса Aviata.id и продали несколько билетов, но потом были вынуждены приостановить работу. На рынке в Индонезии мы по-прежнему упираемся в операционные вопросы. Я пока не могу поехать в Индонезию на длительный срок и начать решать все вопросы на месте, поэтому с Aviata.id все продвигается существенно медленно. На данный момент в нашем индонезийском офисе нет человека, который готов автономно решать рутинные и операционные вопросы. Там надо иметь смелость принимать решения автономно и идти дальше.

Помимо Индонезии мы планируем запуститься свой сервис еще в одной стране, но там уже по франшизе. Если в Индонезии мы самостоятельно строили весь бизнес с нуля, то во второй стране есть локальные партнеры, которым мы передаем свои технические решения, бренд и опыт. Но управлять компанией на новом рынке будут партнеры.

F: О какой стране идет речь?

- Пока не могу раскрыть эту информацию.

F: Расскажите об условия франшизы.

- Это должен быть локальный бизнес, которому надо понимать цифровую среду. Условия франшизы мы пока обсуждаем.

F: Вы готовы сейчас активно продавать франшизу?

- Это для нас следующий уровень развития.

F: Если все процессы будут отработаны и вы получите положительный опыт, то вы будите готовы идти по пути франчайзинга?

- В принципе мы готовы. Сейчас для нас важно разобраться с ситуацией на индонезийском рынке и на втором рынке, полностью запустить там работу наших сервисов, и после этого мы выберем путь развития на других рынках.

F: Вы сфокусировались на внешних рынках. Не стали ли вы из-за этого терять позиции на внутреннем?

- Мы сохраняем лидирующие позиции, чувствуем себя достаточно комфортно в Казахстане. Самое главное, что потребители нас «правильно» воспринимают. Продажа авиабилетов - это чувствительный сектор, где важен уровень сервиса. Мы - компания, которая предоставляет хороший сервис, и именно так нас воспринимают на рынке. Наше внимание сосредоточено на внешних рынках, так как мы сейчас учимся масштабировать наш бизнес. В Казахстане нет опыта выхода интернет-компаний на другие рынки. Если в Кремневой долине, запуская свой стартап, можно выйти на основателей Uber и спросить совета, то на нашем рынке вы не найдете компании с таким опытом. В среде интернет-компаний мы в этом отношении первопроходцы. Совета спросить не у кого, и нам приходится учиться на своих ошибках.

F: Вы пробовали обратиться за советом к зарубежным компаниям?

- Так обычно поступают очень богатые компании. Они могут заказать консультацию у любого специалиста.

F: Вы планируете запускать еще какой-то проект?

- Мы не позиционируем Aviata как компанию, которая занимается продажей авиабилетов. Мы позиционируем ее как компанию, которая способна делать интернет-продукты. И авиабилеты - это один из продуктов. Таким образом Aviata может выпустить что-то помимо авиабилетов.

F: Холдинг Chocofamily, в который входит ваш основной конкурент Chocotravel, активно привлекает инвесторов. Вы, насколько я понимаю, к этому не готовы?

- Нам комфортно и так.

F: А, может, инвесторы как раз смогут привнести не только инвестиции, но и опыт выхода на другие рынки?

- Если к нам обратятся инвесторы, у которых будет такой опыт, то мы их предложение рассмотрим. Мы не находимся в активном поиске инвесторов, но открыты для предложений.

F: Инвесторы к вам часто обращаются?

- Нет, в Казахстане рынка венчурных инвестиций в интернет-проекты пока не существует. Если мы зарекомендуем себя как глобальную компанию, которая может работать не только в одной стране, то можно будет обсуждать вопрос привлечения международных инвестиций.

F: В местных инвесторах вы не заинтересованы?

- У них нет экспертизы, и явного аппетита к интернет-проектам мы не видим.

F: Компания«Freedom Finance» инвестировала в интернет-холдинг Chocofamily…

- Обычно инвесторы не вкладывают в конкурирующие проекты.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить