Арман Абдрасилов: Экспорт казахстанской модели электронного правительства может и должен происходить

10014

Казахстан занял 29 позицию в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, опередив все страны СНГ

Арман Абдрасилов
ФОТО: архив пресс-службы
Арман Абдрасилов

Сегодня на портале eGov доступно более 700 услуг, а в ближайшие 1,5 года планируется его масштабная трансформация. Реализацией проекта и его развитием занимается Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».

С 2020 года председателем правления холдинга «Зерде» является Арман Абдрасилов – один из ведущих экспертов в IT-отрасли, до своего назначения 7 лет проработавший директором Центра анализа и расследований кибератак и принимавший участие в создании проекта «Киберщит Казахстана».

Глава холдинга «Зерде» рассказал о том, по какой стратегии развивается холдинг сегодня, какие цели были достигнуты, а какие задачи только предстоит решить.

Арман, расскажите о ключевых показателях эффективности «Зерде». Что было сделано под вашим управлением за двухлетний период?

– Недавно были представлен консолидированный аудит финотчетности холдинга и его дочерних организаций за 2020 и 2021 годы. В целом за 2019-2021 годы консолидированная чистая прибыль «Зерде» составила 17 млрд тенге. Для сравнения, в 2008-2018 годы аналогичный показатель составлял 10,6 млрд тенге. В итоге только за последние 3 года чистая прибыль совокупно была больше в 1,6 раза, чем за все предыдущие 10 лет!

Если говорить об операторе электронного правительства АО «НИТ», то в сравнении с 2019 годом в 2020 году рост капитализации наблюдался в размере 249%, а в 2021-м данный показатель составил 252%. На протяжении 2020 и 2021 происходило стабильное увеличение капитализации в пределах 2,2 млрд тенге ежегодно.

Аналогичная ситуация у другой нашей «дочки» в лице АО «НАРИ «QazInnovations»: здесь имело место увеличение капитализации в 2021 году в 66 раз в сравнении с 2020 годом.

В результате за последние 2 года холдингом будет выплачено дивидендов государству в 6 раз больше, чем за все предыдущие 10 лет.

Благодаря чему вы достигли таких показателей?

- За счет стратегии комплексной оптимизации, трансформации бизнес-процессов. Первым делом в 2020 году мы приняли решение в 2 раза сократить число руководителей высшего звена и советников по всей группе компаний. Только у председателя правления, на позицию которого я пришел, было 5 заместителей. Раздутая штатная структура имела место во всех компаниях группы. Мы провели масштабную оптимизацию. В результате не только смогли повлиять на финансовый рост, но и поддержать сотрудников.

Так, в регионах заработная плата инженеров составляла порядка 60 тыс. тенге. Многие из высших руководителей при этом получали миллионы, фактически просто числясь в холдинге. Мы убрали таких людей и перераспределили деньги, повысив зарплаты людям на местах. На сегодняшний день минимальная зарплата по группе компаний выше 200 тыс. тенге. Борьба с неэффективными решениями и коррупционными схемами, на протяжении многих лет имевшими место в холдинге, была для новой команды ключевым приоритетом.

Какие еще меры по сокращению расходов были приняты?

– Как следствие реорганизации штата удалось сократить затраты на аренду. Были расторгнуты или пересмотрены условия заведомо убыточных договоров. Изменена структура группы компаний – от 9-уровневой модели к 4-уровневой.

Для контроля за преобразованиями и организации надлежащего корпоративного управления мы внедрили институт комплаенс-офицеров, ведем работу по оценке и аттестации. Совет директоров усилен независимыми специалистами, включая представителей НПП «Атамекен».

Также при холдинге создан общественный совет, перед которым периодически отчитывается правление и цель которого – доводить результаты нашей работы до населения.

Над какими именно проектами вы работали после прихода в холдинг?

– Я пришел летом 2020-го, в разгар пандемии и острой необходимости ускорения процессов цифровизации. Были трудности с передвижением, множество людей осталось без работы, государство ввело соцвыплату в размере 42,5 тыс. тенге. Все это спровоцировало шквал запросов на портале, к которому система была не готова. Росли случаи интернет-мошенничества, были DDoS-атаки. Эти вопросы предстояло решить, форсировав процесс цифровой трансформации госорганов и перестроив инфраструктуру всей экосистемы электронного правительства.

Председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Арман Абдрасилов
Председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Арман Абдрасилов

Что именно удалось поменять?

– Мы работали с технологиями, чтобы стабилизировать систему в условиях непредвиденных обстоятельств: налаживали инфраструктуру, переписывали процессы, искали способы повысить скорость оказания услуг, перестраивали систему обратной связи, внедряли новые услуги – сейчас общее число электронных услуг приближается к 90-95% от всех госуслуг в целом.

Мы внедрили возможность пользования услугами eGov в рамках сторонних экосистем, например банковских приложений. Сделали ряд нормотворческих предложений регулятору в лице МЦРИАП РК.

Впервые за историю eGov мы обеспечили резервирование информационных систем госорганов через резервный хостинг. Это означает, что теперь данные будут в сохранности в случае чрезвычайных обстоятельств.

В настоящее время осуществляем модернизацию сети ЕТС ГО с увеличением скорости с 90 Мб/с до 200 Гб/с. Это вся система телекоммуникаций, входящая в ИКТ-инфраструктуру электронного правительства и предназначенная для взаимодействия локальных региональных информационных систем с центром.

В каждом областном центре имеются свои ЦОДы. Ввиду медленной связи обработка региональных запросов в системе ранее происходила медленно, а местным исполнительным органам приходилось вкладывать собственные бюджетные средства для увеличения скорости. Со временем обработка запроса, скажем, жителя Шымкента будет осуществляться на локальном ЦОД, что увеличит скорость – не нужно будет ждать ответа от центрального дата-центра.

Акиматам уже нет необходимости тратить дополнительные средства для более оперативной связи с центром. В результате совокупная экономия бюджетных средств составит порядка 10-15 млрд тенге.

Во время январских событий единственная сеть, которая работала в стране, – наша сеть, все другие каналы связи «упали». Мы обеспечивали связью главу государства, правительство, Нацгвардию.

Как сегодня обстоит ситуация с простоями?

– Мы решаем проблему, доступность eGov повышена с 60% до 75% времени, простои составляют четверть и, как правило, происходят по ночам в выходные дни. Конечно, это неудобно тем, кто пользуется услугами в непривычное время или находится за рубежом. Это происходит из-за технических неполадок: когда проблема лишь у одного сервиса и ее нужно исправить, мы вынуждены останавливать всю систему. Разумеется, так быть не должно. Мы будем работать над этим и далее, постараемся исправить все в ближайшие 1,5 года, переписав процессы на портале практически полностью. В масштабную модернизацию eGov будет инвестировано порядка 2,5 млрд тенге.

Мы создаем микросервисную архитектуру в рамках новой модели электронного правительства: согласно такому формату работы, каждый модуль будет обновляться самостоятельно. В результате eGov будет способен работать в 10 раз быстрее и стабильнее.

После всех обновлений появится больше условий для экспорта казахстанской модели электронного правительства в другие страны. Экспорт может и должен происходить, но поэтапно, по отдельным услугам. Мы обсуждали такие возможности с рядом стран, включая Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, страны Африки.

Электронное правительство – главный инвестиционный проект холдинга, но не единственный: у нас в активе порядка 30 крупных проектов. За последние 2 года мы значительно оздоровили свой портфель. Ранее холдинг работал над рядом проектов, которые порой нам спускали по устному поручению госорганов. Начинали работу над отдельными инвестпроектами, потом процесс замораживался по законодательным причинам, неготовности инфраструктуры или нехватки финансирования. Все подобные спорные инициативы мы остановили. Часть проектов планируем передать в открытый рынок, отказавшись от своего статуса оператора.

Казахстан занял 29 позицию в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства
Казахстан занял 29 позицию в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить