Архитектура IT-спроса

8750

Уровень проникновения интернета в Казахстане пока относительно низок, однако смартфоны уже набирают популярность, и пропорционально растет спрос на высокоскоростной доступ. О том, какое будущее ждет казахстанский рынок телекома, рассказывает генеральный директор «Ericsson Казахстан» Дэвид Линдблом

Ericsson

– Дэвид, каковы основные тенденции, на ваш взгляд, на российском и казахстанском рынках телекома?

– Хочу сразу отметить, что и российский и казахстанский рынки развиваются в соответствии с общемировыми тенденциями. Разумеется, у каждого рынка своя специфика и свои факторы, способствующие развитию отрасли. Для Казахстана наиболее интересными мне представляются три из них. Во-первых, это сильные региональные инвестиции, во-вторых, технологии, в-третьих, готовность пользователей к новым продуктам и услугам.

К 2020 году в мире будет 50 млрд подключенных устройств 

Ежемесячный интернет-трафик на абонента в Казахстане всего 20 мегабайт, в России – 600 мегабайт, а в Европе – 2 гигабайта. Интернет-аудитория Казахстана составляет примерно 10 млн человек, в том числе 7,5 млн человек приходится на мобильный ШПД. При этом активная аудитория – 2,8 млн человек. С одной стороны, мы видим, что Казахстан пока отстает, с другой – это отличный потенциал для роста. То, что «драйвит» сейчас мировой рынок, – это смартфоны. В этом плане у Казахстана мощный потенциал: уровень проникновения смартфонов в районе 10%, в соседней России – это 20%, в Европе  почти половина всех трубок – умные телефоны.

В целом казахстанский рынок развивается активными темпами: сети 3G были запущены в Казахстане только в 2011 году, но темпы роста абонентской базы и трафика превосходят аналогичные показатели в Европе. Это еще только начало пути, и по мере развития рынка операторам предстоит решать все новые вопросы. В частности, фокусировать внимание на вопросах тарифной политики. 

– На прошлом Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне производители оборудования, программного обеспечения (союз Ericsson и WesternUnion, Opera и многие другие) представляли свои платежные системы. Каковы перспективы их проникновения в Казахстан?

– По данным Всемирного банка, в 2011 году в Казахстан в частном порядке (не корпоративный сектор) поступило около $175 млн, а сумма транзакций из Казахстана была еще выше – $3 млрд. Все это отправляется традиционными способами: денежные переводы через банки, специальные системы и так далее. Здесь мы видим большой потенциал внедрения новых удобных систем перевода денежных средств. Почему? У мобильных денег в Казахстане есть три основных фактора роста. Первый – это серьезный объем пересылаемых денежных средств. Второй – только у 40% населения есть счет в банке, это означает, что большинство жителей вынуждены использовать классические системы денежного перевода, а это, как ни крути, дорого. Третий – в Казахстане в основном действует предоплатная система расчетов.

– Год назад вице-президент компании Ericsson по Северной Европе и Центральной Азии Роберт Пушкарич высказал Forbes Kazakhstan мнение, что развитие сетей LTE для России и Центральной Азии преждевременно, так как существующих ресурсов 3G хватит с лихвой. Ваше мнение по этому поводу: изменилась ли ситуация спустя год?

– Здесь дело не в технологиях, а в том, что нужно рынку. Взять, например, технологию 3G и посмотреть, насколько возрос в Казахстане мобильный трафик, – потребитель готов к «третьему поколению», готов пользоваться услугами таких сетей. Если люди готовы платить больше за огромные скорости, то почему нет?

– Не так давно «Алтел» («дочка» государственной корпорации «Казахтелеком») запустил в Казахстане сеть четвертого поколения (LTE). Каковы перспективы у этого проекта, на ваш взгляд? Как вы считаете, это требование времени или политический шаг?

– На мой взгляд, это действительно требование времени, сигнал операторам: потребитель готов. С маркетинговой точки зрения шаг «Алтел» правильный, ведь если на рынке несколько крупных операторов, то небольшим приходится вводить новые услуги, чтобы сохранять конкурентное преимущество.

Разумеется, факт развертывания первой сети LTE можно оценить позитивно. Ведь если мы увеличиваем проникновение широкополосного доступа (ШПД) в интернет на 10%, то, согласно исследованиям, ВВП растет на 1%: нужны новые знания, специалисты, ресурсы, а это новые рабочие места – на 1000 новых подключений создается 80 рабочих мест. Проникновение ШПД стимулирует и создание новых бизнесов, это особенно важно для растущих экономик.

– Каковы перспективы развития и оптимизации сетей третьего поколения в Казахстане?

– Повторюсь: сети третьего поколения появились в Казахстане сравнительно недавно, и темпы роста уже впечатляют. Следует ожидать, что с увеличением проникновения смартфонов, развитием межмашинных коммуникаций и широким внедренинием ШПД в различных отраслях, как то: транспорт, ЖКХ, здравоохранение, будет происходить стремительный рост объемов трафика данных. Но операторам уже сейчас нужно задуматься о том, какие решения необходимо внедрить, чтобы сети в будущем справлялись с такой нагрузкой. 

Этот этап развития в Казахстане пройдет, скорее всего, быстрее, чем в странах Западной Европы, потому что страна долго ждала сети 3G.

То, что многими отраслями в Казахстане будет востребован высокоскоростной интернет, даже не обсуждается, вопрос лишь во времени. К 2020 году, как думаем мы в Ericsson, в мире будет насчитываться порядка 50 млрд различных подключенных устройств. Это означает, что в сфере доставки мобильного интернета и передачи данных будут заняты компании из самых разных индустрий. Хорошее доказательство этому – число участников Всемирного мобильного конгресса – 2013.

Многие из представленных компаний никогда прежде не были связаны с рынком ИКТ, а сейчас мы видим, как активно происходит внедрение современных технологий практически во всех областях. Например, на своем стенде мы представили разные возможности реализации технологий, соединяющих общество: подключенную к облаку машину (наш совместный проект с Volvo), умные уличные фонари и даже подключенные окна, которые могут не только стать точкой Wi-Fi-доступа, но и контролировать освещение в зависимости от погоды. Иными словами, все, что может выиграть от подключения, будет подключено. Например, мы реализовали проект по подключению контейнеров одной крупной западной логистической компании, что обеспечит ей полный контроль над условиями перевозок и максимальную эффективность. Или другой пример – развертывание умных энергетических сетей в Австралии и Эстонии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить