Тандем для автопрома

Каковы перспективы совместного проекта СМС и «СарыаркаАвтоПром»

Фото: Андрей Лунин

В конце прошлого года было подписано инвестсоглашение о вхождении транснациональной китайской госкомпании по импорту и экспорту автомобилей СМС (China National Machinery IMP. & EXP. CORP) в капитал (51 % акций) ТОО «СарыаркаАвтоПром». Работа над проектом велась на протяжении двух с половиной лет. Председатель совета директоров АО «Группа компаний «Аллюр», куда входит казахстанский автопроизводитель, Андрей Лаврентьев (№45 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) уверен, что в выигрыше окажется не только производственный сектор, но и автоиндустрия в целом, включая ретейл.

СМС, входящая в China General Technology Group (Genertec), является крупным международным проектировщиком, подрядчиком по оказанию услуг в управлении проектами и поставщиком услуг в автомобильной отрасли. В настоящее время компания сотрудничает с предпринимателями из более чем 160 стран мира. Подписание соглашения о вхождении СМС в капитал и намерении приобрести 51 % простых акций ТОО «СарыаркаАвтоПром» состоялось в апреле 2017 года. В июне 2018-го АО «ГК Аллюр», СМС и нацхолдинг «Байтерек» заключили соглашение по реализации проекта «Развитие автомобильной промышленности в Казахстане».

На постсоветском пространстве, отметил Лаврентьев в беседе с Forbes Kazakhstan, не так уж много крупных компаний, которые вложили бы значительные средства в развитие производства автомобилей: «Наши стратегические партнеры, СМС и JAC Motors, готовы углубить локализацию, расширить портфель брендов, внедрить новейшие технологии. Привлечение инвестора – результат слаженной работы правительств, посольств и, конечно, бизнеса. Тот факт, что один из лидеров мирового автомобилестроения выбрал казахстанскую компанию – большая победа».

В 2019 году ситуация на рынке располагает к оптимизму: автопром – одна из немногих отраслей, демонстрирующая быстрый рост в несырьевом секторе. По данным на конец прошлого года, на его долю приходилось в денежном выражении 19,4 % от общего объема производства в секторе машиностроения (годом ранее – 16,7 %). В русле тенденции следует и «СарыаркаАвтоПром». По итогам 11 месяцев 2018 года завод увеличил производство на 132 %, а в сегменте легковых авто – на 164 %. К концу года с костанайского конвейера сошло около 12 000 машин, в планах на 2019 год – увеличение объемов производства до 20 000. В целом же в рамках СП партнеры планируют довести объем производства до 100 тыс. авто.

Еще летом 2017-го на «СарыаркаАвтоПроме» приступили к модернизации производственного комплекса. «Наши партнеры профинансировали установку дополнительной части для линии в цехе, где происходит сборка узлов автомобиля. Сегодня на предприятии функционирует универсальная высокотехнологичная линия в цехах сварки и окраски кузовов, работают 12 роботов. И это не предел, поскольку с увеличением объема производства, расширением портфеля выпускаемых брендов нам потребуются дополнительные мощности», – говорит Лаврентьев.

Общая сумма инвестиций в СП составит порядка $1,1 млрд. По словам собеседника, средства направят на развитие производства, модернизацию и реконструкцию производственных линий, оснащение высокотехнологичным оборудованием, увеличение экспорта, развитие сбытовой и сервисной сети. В планах реконструкция дополнительных цехов и развитие производства комплектующих на территории Индустриальной зоны Костаная, в том числе усилиями компаний из КНР. Изготовленные в Казахстане комплектующие впоследствии будут использованы для производства автомобилей на мощностях «СарыаркаАвтоПрома», что в конечном итоге будет способствовать росту уровня локализации.

От того, насколько успешно будет выполнена эта задача, считает Лаврентьев, зависит конкурентоспособность казахстанских авто на внешних рынках. Пока средний уровень локализации составляет 30 %. «Чемпионом» является бренд JAC, в частности модель S3, выпускаемая на мощностях «СарыаркаАвтоПрома», – 36 %. С этого года предприятие совместно с партнером намерено приступить к производству среднеразмерного кроссовера JAC S7, пикапа Т6, седана J4, микроавтобуса Sunray. Что касается сегмента коммерческой техники, то максимальный уровень локализации не только на «СарыаркаАвтоПроме», но и по рынку в целом достигнут по модели школьного автобуса на базе Iveco Daily – 51 %. Партнеры уже определяют модели для локализации, где найдется место и легковым авто, и коммерческой технике, и автобусам. К тому же у автопроизводителей есть четкие обязательства, в соответствии с которыми до 2020 года уровень локализации необходимо довести до 50 %.

В последние годы китайские компании входят в число мировых лидеров по производству электромобилей, и это еще одно перспективное направление сотрудничества. Партнеры готовы поделиться технологиями с казахстанской стороной. Последняя получит не только новый опыт, но и линейку электрических моделей, которая может оказаться востребованной, принимая во внимание экологическую ситуацию в крупных городах страны. К тому же участники рынка не первый год говорят о необходимости развивать этот сегмент. Так, летом в Актау для обслуживания регулярного маршрута, связывающего аэропорт и город, передано пять электроавтобусов Ankai, выпущенных на «СарыаркаАвтоПроме». Власти города намерены запустить еще 18. В Астане 100 устаревших автобусов заменят на 100 электрических, с подготовкой соответствующей инфраструктуры, установлено 48 ЭЗС.

Стороны оптимистичны и в оценках экспортного потенциала проекта. Модели JAC S3 и S5, а также коммерческая техника уже поставляется в страны ЕАЭС и Таджикистан. В глобальном смысле, полагает Лаврентьев, совместный проект окажет влияние на рынок ТС в целом. Потребители смогут покупать новые автомобили по доступным ценам, казахстанские автопроизводители и их коллеги из стран ЕАЭС получат ресурс для дополнительной кооперации. «Это позволит создать единую базу поставщиков, использовать их продукцию в производстве автомобилей, – уверен бизнесмен. – Уровень экономического развития страны оценивается наличием производств, и с этой точки зрения проект имеет значимость, поскольку обеспечит создание рабочих мест, открытие производств, рост налоговых отчислений».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
191 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
16 июня родились
Именинников сегодня нет
Апрель в цифрах

Экономика Казахстана в цифрах и фактах. Апрель 2019 года.

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить