Суть или обертка?

8176

Все говорят о цифровизации образования, но мало – о необходимости менять его основополагающие принципы. Одним из тех, кто ярче всего это делал, был Кен Робинсон – известный новатор образования, в числе первых сформулировавший в своих работах ключевые проблемы и видение возможного будущего. Накануне начала этого учебного года он, к сожалению, ушел из жизни. Давайте взглянем на переломный момент в развитии образования через приз­му его идей.

Во время пандемии школы и вузы столкнулись с серьезными вызовами, поэтому эксперты и обыватели активно заговорили о цифровизации и «дистанционке». Согласно отчету ЮНЕСКО, 119 стран закрыли школы, многие запустили трансляцию образовательной программы по радио и телевидению, практически повсеместно было организовано дистанционное обучение. В Казахстане на него перевели почти 7000 школ, планируется подготовить более 7000 уроков. Но мы упускаем самое важное: смену парадигмы образовательного процесса и его результата. Изменилась «упаковка» образовательных продуктов и услуг, но не «начинка». Несмотря на цифровизацию и техническое переоснащение школ, их главные проблемы не решены.

Система образования пока не учитывает, что у людей разные потребности. Она основана на принципе линейности – настроена на определенные предметы, профессии и карьерные траектории, за рамками которых обучение и развитие становится чрезвычайно сложным. Доминирует устаревшая индустриальная модель образования, которая подразумевает, что обучаемые – полуфабрикат, из которого в рамках повторяющегося процесса должны получаться продукты по заданному шаблону. Все, кто не подходит под этот шаблон, считаются браком. Предпочтение отдается узкому спектру предметов (математика и естественно-научные дисциплины) и сумме знаний в ущерб творческим талантам и разнообразию средств их развития. Хорошее знание школьных предметов, в особенности математики, считается ключевой частью формулы успеха, хотя подобной формулы не существует.

В странах англосаксонской системы вследствие такого подхода масса подростков бросает школу. В Казахстане и других постсоветских странах универсальное школьное образование – норма, поэтому последствиями являются не высокие цифры отчисленных, а скорее их отстраненность от учебного процесса, отсутствие интереса к дальнейшему развитию и осознания направления этого развития.

В нашей стране не принято брать год на размышление о возможном будущем (gap year), не является нормой осознанность выбора будущего места учебы или работы, не развита персонализация образовательных программ в рамках одного класса, переход из класса в класс затруднен (не говоря о переходе между школами). Типичный школьный учитель не вдохновляет детей и не становится их ментором, а выполняет роль передатчика знаний. Мы оцениваем его работу по результатам ЕНТ, а не по эмоцио­нальному состоянию выпускников. В школе отсутствуют отдельные институты и позиции для мотивации детей и повышения их самостоятельности. Она не ставит целью подготовить учащихся к жизни, оценивая знания, а не умения и адаптированность к жизни в современном мире.

Изменить ситуацию в наших силах. Нужно перестать относиться ко всем детям как к картошке фри и принять, что некоторые просто совсем из другого «меню». Даже в одной семье нет одинаковых детей. Нужно инвестировать не только в закупку интерактивных досок для «классов будущего», но и в дизайн гибких образовательных траекторий и развитие осознания обучающимися своих сильных и слабых сторон. Задача школы – подготовить школьников к любым вызовам, научить самостоятельно решать жизненные задачи и находить свое призвание в жизни. Нужно изменить саму парадигму образования, а не пытаться упаковать устаревший образовательный процесс и продукт в новую цифровую обертку.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить