Суперсотрудники
Как двое молодых предпринимателей роботизируют бизнес-процессы в крупнейших компаниях страны

Согласно последним прогнозам Gartner, Inc., выручка от внедрения технологий роботизации бизнеспроцессов (RPA) в мире составит $1,89 млрд в 2021 году, что на 19,5% больше, чем в 2020м. Несмотря на экономическое давление, вызванное пандемией COVID19, аналитики считают, что рынок RPA будет расти двузначными темпами до 2024 года.
В Казахстане сравнительно недавно начались подвижки в сторону развития роботизации в сфере бизнеса. В авангарде только формирующейся отрасли идут участник рейтинга «30 моложе 30» 29летний Берик Турсынбек и 33летний Мухамеджан Дузенов из ITкомпании Seiko Labs. Накопив значительную экспертизу в разработке и внедрении программных роботов, партнеры начали внедрять в Казахстане технологии, позволяющие бизнесу выполнять трудоемкие и однотипные задачи с наибольшей эффективностью.
От «Болашака» до «большой четверки»
Мухамеджан все детство увлекался математикой и физикой, участвовал в олимпиадах и видел свое будущее в соответствующей области. Отучился в Алматинском университете энергетики и связи, а затем решил продолжить образование по программе «Болашак» в бакалавриате Мультимедийного университета Малайзии по профилю ITmanagement. В 2011 году, пройдя практику в Германии, он вернулся в Казахстан. «Там уровень конкуренции совершенно другой. На начальных этапах пробиться гораздо сложнее, чем здесь», – признается собеседник.
Однако Мухамеджан столкнулся с тем, что отечественный ITрынок был достаточно узким и лишь небольшое количество специалистов получали достойную зарплату. «IT тогда занимались совсем маленькие конторы, по тричетыре человека, а хотелось чегото большего. Я сначала пошел в «Казахтелеком», где мне предложили стать сетевиком за 90 тыс. тенге в месяц. Сказали: ну ты же айтишник, переучишься на сетевика», – вспоминает предприниматель. Но этот вариант его не прельстил, и он решил попробовать строить карьеру в компании «большой четверки» – EY.
В 2013 году студент четвертого курса Алматинского ITуниверситета Берик Турсынбек тоже пришел в EY набираться опыта работы в международной компании. Интервью с ним проводил старший консультант Мухамеджан Дузенов. Так они и познакомились – Мухамеджан помогал молодому сотруднику освоиться в компании. Тем не менее спустя два года Берик решил уйти в сферу аудита в группу Народного банка. Потом продолжил учебу по «Болашаку» в университете Carnegie Melon в США, чтобы получить степень магистра в области ebusiness.
В 2016 году Берик вернулся в Казахстан. Они с Мухамеджаном работали в разных компаниях, но поддерживали приятельские отношения. Както в 2018м встретились пообщаться. «Беседа вылилась в многочасовую. И мы пришли к мысли, что хотим заниматься чемто своим», – вспоминает Берик.
По западному примеру
«Было понимание, что нужно двигаться в направлении IT, цифровизации, но поначалу ничего конкретного в голову не приходило», – рассказывает Мухамеджан. Спустя два месяца ребята взяли заказ на разработку мобильного приложения для контролеров, которые снимают показания счетчиков электричества для энергетических компаний ВосточноКазахстанской области. Работу им подкинул бывший коллега по EY. «Чуть заработали деньжат. А главное – поняли, что можем доверять друг другу в профессиональном плане, совместно участвовать в проектах по разработке», – говорит Мухамеджан.

В начале 2019го они официально зарегистрировали компанию Seiko Labs. «Была такая общая идея, что можно попробовать направление, которое еще не развито на рынке Казахстана, но у которого хороший потенциал развития. Таким направлением стала роботизация бизнеспроцессов – RPA. Мы изучили, как оно развивается в западных странах, читали отчеты McKinsey», – вспоминают партнеры.
Начав анализировать внешние рынки RPA, они, конечно, бросили взгляд на Россию. Обычно, замечает Мухамеджан, до нас тамошние тренды доходят спустя годдва. «Рассмотрев, как одна российская компания внедрила роботизацию в свои бизнеспроцессы, – рассказывает он, – мы поняли, как можно это сделать в Казахстане». При этом он в основном отвечал за продажи и взаимодействие с потенциальными клиентами, а Берик – за техническую часть.
На старте без особых вливаний средств партнеры начали разрабатывать роботов для бизнеспроцессов на базе американской платформы UiPath, которая является топовым продуктом в области роботизации бизнеспроцессов и, соответственно, очень дорогим решением, которое могут позволить себе только крупные и богатые компании. Внедрение подобных программных роботов позволяет увеличить производительность процессов на 60% и более, один робот может заменить от трех до пяти сотрудников.
«Наши роботы, по сути, виртуальные сотрудники. Они визуально выполняют работу один в один, как человек, только в 5–7 раз быстрее и без перерывов на сон или обед. Робот берет курсор, открывает приложение, нажимает на иконки, пишет электронные письма, санкционирует транзакции, сопоставляет, условно говоря, данные в онлайнзаявке c данными в цифровом договоре между контрагентами», – объясняет Мухамеджан.
Спустя тричетыре месяца с момента запуска к Seiko Labs обратились первые клиенты – международная фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер». Она относительно небольшая, однако у менеджмента было желание «прощупать» новую технологию. Они определили кейс, где это можно использовать, а Seiko Labs нашли решение. Робот был внедрен в область формирования управленческой отчетности по продажам и остаткам. «То есть у них, условно говоря, какоето количество дистрибьюторов – свыше 10. И от каждого присылается в своем формате отчет по тому, сколько продано продукции компании и каковы остатки на складе по конкретным видам номенклатур медикаментов», – рассказывает Берик.
В итоге робот Seiko Labs собрал эти данные, свел в единый формат, а затем сформировал управленческую отчетность. Если раньше этим занималась аутсоринговая компания, то сейчас все делает один робот. При этом, утверждает Берик, их решение позволило увеличить точность расчетов на 5%.
Крупная рыба
Всю остальную часть 2019 года партнеры ходили по крупным компаниям и пытались продать свою технологию роботизации на базе американской UiPath. В том числе они пришли в Народный банк, где среди людей, занимающихся менеджментом, работала… разумеется, их бывшая коллега из EY. Она инициировала собрание, для того чтобы ребята смогли продемонстрировать свою технологию. «Им понравилось, и они сказали: давайте делайте пилот. Мы его создавали до гонца года. В результате за пилот нам даже заплатили, потому что получилось достигнуть позитивного эффекта», – улыбается Мухамеджан. Говоря простым языком, они построили для банка робота, который в автоматическом режиме санкционирует 25% исходящих валютных платежей, а при наличии возможной ошибки указывает, где именно она может быть.
В ноябре прошлого года партнеры показали свою технологию сотрудникам BI Innovations – подразделения строительного холдинга BI Group. Те заинтересовались и спустя месяц предложили заключить контракт. Seiko Labs удалось автоматизировать один из самых трудоемких процессов – обработку входящих платежных поручений. «На этом наше сотрудничество не закончилось. Один из наших роботов работает с порталом электронного правительства по запросу юридического департамента, а также сверяет отчетность по НДС за трехлетний период, которую нужно сдавать поквартально по каждой входящей в холдинг компании. Если этого не сделать своевременно, можно получить большой штраф», – рассказывает Берик.
Своя платформа
Прошлый год Seiko Labs закрыли с выручкой в $50 тыс. После этого партнеры поняли, что лучше строить роботов на базе собственной платформы. «Продавать UiPath тяжело изза того, что очень высока цена на лицензию. В Казахстане могут себе такое позволить, условно говоря, одиндва банка и пара горнорудных компаний», – объясняет Мухамеджан.
В этом году они запустили свою собственную платформу Python RPA, которая дешевле американской как минимум в 4 раза без потери большей части функционала. Это позволило сразу увеличить выручку в 3 раза, в планах – рост в 5 раз. В феврале первым покупателем робота Seiko Labs полностью отечественного производства стала компания Atasu Logistics. «Мы пришли и сказали прямо: есть американская платформа и есть наша. Они ответили: не важно, чей продукт, главное, чтобы все работало, как вы нам показывали», – смеется Мухамеджан.
Новый робот Seiko Labs выполняет для логистической компании три функции. Первая – решает задачу по маркировке порожних вагонов, проставлению подкодов и расчету тарифов. Вторая – отвечает за вопросы бухгалтерии: на основании поступающих электронных счетовфактур создает документы поступления ТМЦ. Кроме того, он будет распознавать сканы транспортных накладных.
В числе клиентов Seiko Labs – Народный банк, BI Group, Atasu Logistics, Жилстройсбербанк, ТОО «KazCloud» («дочка» ФНБ «СамрукКазына»), центр торговли «Астыкжан» в НурСултане. Команда планирует полностью освоить казахстанский рынок, поскольку работа только началась. «У нас болееменее появился опыт с банками, соответственно, будем расширять этот сегмент бизнеса. Для них это достаточно полезный инструмент», – делится планами Берик. После этого станет вопрос о внешних рынках.
Как сообщил Мухамеджан, ведутся переговоры с частным инвестором, который готов инвестировать в проект около $100 тыс.