Суперсотрудники

Как двое молодых предпринимателей роботизируют бизнес-процессы в крупнейших компаниях страны

ФОТО: Андрей Лунин

Согласно последним прогнозам Gartner, Inc., выручка от внедрения технологий роботизации бизнес­процессов (RPA) в мире составит $1,89 млрд в 2021 году, что на 19,5% больше, чем в 2020­м. Несмотря на экономическое давление, вызванное пандемией COVID­19, аналитики считают, что рынок RPA будет расти двузначными темпами до 2024 года.

В Казахстане сравнительно недавно начались подвижки в сторону развития роботизации в сфере бизнеса. В авангарде только формирующейся отрасли идут участник рейтинга «30 моложе 30» 29­летний Берик Турсынбек и 33­летний Мухамеджан Дузенов из IT­компании Seiko Labs. Накопив значительную экспертизу в разработке и внедрении программных роботов, партнеры начали внедрять в Казахстане технологии, позволяющие бизнесу выполнять трудоемкие и однотипные задачи с наибольшей эффективностью.

От «Болашака» до «большой четверки»

Мухамеджан все детство увлекался математикой и физикой, участвовал в олимпиадах и видел свое будущее в соответствующей области. От­учился в Алматинском университете энергетики и связи, а затем решил продолжить образование по программе «Болашак» в бакалавриате Мультимедийного университета Малайзии по профилю IT­management. В 2011 году, пройдя практику в Германии, он вернулся в Казахстан. «Там уровень конкуренции совершенно другой. На начальных этапах пробиться гораздо сложнее, чем здесь», – признается собеседник.

Однако Мухамеджан столкнулся с тем, что отечественный IT­рынок был достаточно узким и лишь небольшое количество специалистов получали достойную зарплату. «IT тогда занимались совсем маленькие конторы, по три­четыре человека, а хотелось чего­то большего. Я сначала пошел в «Казахтелеком», где мне предложили стать сетевиком за 90 тыс. тенге в месяц. Сказали: ну ты же айтишник, переучишься на сетевика», – вспоминает предприниматель. Но этот вариант его не прельстил, и он решил попробовать строить карьеру в компании «большой четверки» – EY.

В 2013 году студент четвертого курса Алматинского IT­университета Берик Турсынбек тоже пришел в EY набираться опыта работы в международной компании. Интервью с ним проводил старший консультант Мухамеджан Дузенов. Так они и познакомились – Мухамеджан помогал молодому сотруднику освоиться в компании. Тем не менее спустя два года Берик решил уйти в сферу аудита в группу Народного банка. Потом продолжил учебу по «Болашаку» в университете Carnegie Melon в США, чтобы получить степень магистра в области e­business.

В 2016 году Берик вернулся в Казахстан. Они с Мухамеджаном работали в разных компаниях, но поддерживали приятельские отношения. Как­то в 2018­м встретились пообщаться. «Беседа вылилась в многочасовую. И мы пришли к мысли, что хотим заниматься чем­то своим», – вспоминает Берик.

По западному примеру

«Было понимание, что нужно двигаться в направлении IT, цифровизации, но поначалу ничего конкретного в голову не приходило», – рассказывает Мухамеджан. Спустя два месяца ребята взяли заказ на разработку мобильного приложения для контролеров, которые снимают показания счетчиков электричества для энергетических компаний Восточно­Казахстанской области. Работу им подкинул бывший коллега по EY. «Чуть заработали деньжат. А главное – поняли, что можем доверять друг другу в профессиональном плане, совместно участвовать в проектах по разработке», – говорит Мухамеджан.

ФОТО: Андрей Лунин

В начале 2019­го они официально зарегистрировали компанию Seiko Labs. «Была такая общая идея, что можно попробовать направление, которое еще не развито на рынке Казахстана, но у которого хороший потенциал развития. Таким направлением стала роботизация бизнес­процессов – RPA. Мы изучили, как оно развивается в западных странах, читали отчеты McKinsey», – вспоминают партнеры.

Начав анализировать внешние рынки RPA, они, конечно, бросили взгляд на Россию. Обычно, замечает Мухамеджан, до нас тамошние тренды доходят спустя год­два. «Рассмотрев, как одна российская компания внедрила роботизацию в свои бизнес­процессы, – рассказывает он, – мы поняли, как можно это сделать в Казахстане». При этом он в основном отвечал за продажи и взаимодействие с потенциальными клиентами, а Берик – за техническую часть.

На старте без особых вливаний средств партнеры начали разрабатывать роботов для бизнес­процессов на базе американской платформы UiPath, которая является топовым продуктом в области роботизации бизнес­процессов и, соответственно, очень дорогим решением, которое могут позволить себе только крупные и богатые компании. Внедрение подобных программных роботов позволяет увеличить производительность процессов на 60% и более, один робот может заменить от трех до пяти сотрудников.

«Наши роботы, по сути, виртуальные сотрудники. Они визуально выполняют работу один в один, как человек, только в 5–7 раз быстрее и без перерывов на сон или обед. Робот берет курсор, открывает приложение, нажимает на иконки, пишет электронные письма, санкционирует транзакции, сопоставляет, условно говоря, данные в онлайн­заявке c данными в цифровом договоре между контрагентами», – объяс­няет Мухамеджан.

Спустя три­четыре месяца с момента запуска к Seiko Labs обратились первые клиенты – международная фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер». Она относительно небольшая, однако у менеджмента было желание «прощупать» новую технологию. Они определили кейс, где это можно использовать, а Seiko Labs нашли решение. Робот был внедрен в область формирования управленческой отчетности по продажам и остаткам. «То есть у них, условно говоря, какое­то количество дистрибьюторов – свыше 10. И от каждого присылается в своем формате отчет по тому, сколько продано продукции компании и каковы остатки на складе по конкретным видам номенклатур медикаментов», – рассказывает Берик.

В итоге робот Seiko Labs собрал эти данные, свел в единый формат, а затем сформировал управленческую отчетность. Если раньше этим занималась аутсоринговая компания, то сейчас все делает один робот. При этом, утверждает Берик, их решение позволило увеличить точность расчетов на 5%.

Крупная рыба

Всю остальную часть 2019 года парт­неры ходили по крупным компаниям и пытались продать свою технологию роботизации на базе американской UiPath. В том числе они пришли в Народный банк, где среди людей, занимающихся менеджментом, работала… разумеется, их бывшая коллега из EY. Она инициировала собрание, для того чтобы ребята смогли продемонстрировать свою технологию. «Им понравилось, и они сказали: давайте делайте пилот. Мы его создавали до гонца года. В результате за пилот нам даже заплатили, потому что получилось достигнуть позитивного эффекта», – улыбается Мухамеджан. Говоря простым языком, они построили для банка робота, который в автоматическом режиме санкционирует 25% исходящих валютных платежей, а при наличии возможной ошибки указывает, где именно она может быть.

В ноябре прошлого года партнеры показали свою технологию сотрудникам BI Innovations – подразделения строительного холдинга BI Group. Те заинтересовались и спустя месяц предложили заключить контракт. Seiko Labs удалось автоматизировать один из самых трудоемких процессов – обработку входящих платежных поручений. «На этом наше сотрудничество не закончилось. Один из наших роботов работает с порталом электронного правительства по запросу юридического департамента, а также сверяет отчетность по НДС за трехлетний период, которую нужно сдавать поквартально по каждой входящей в холдинг компании. Если этого не сделать своевременно, можно получить большой штраф», – рассказывает Берик.

Своя платформа

Прошлый год Seiko Labs закрыли с выручкой в $50 тыс. После этого парт­неры поняли, что лучше строить роботов на базе собственной платформы. «Продавать UiPath тяжело из­за того, что очень высока цена на лицензию. В Казахстане могут себе такое позволить, условно говоря, один­два банка и пара горнорудных компаний», – объясняет Мухамеджан.

В этом году они запустили свою собственную платформу Python RPA, которая дешевле американской как минимум в 4 раза без потери большей части функционала. Это позволило сразу увеличить выручку в 3 раза, в планах – рост в 5 раз. В феврале первым покупателем робота Seiko Labs полностью отечественного производства стала компания Atasu Logistics. «Мы пришли и сказали прямо: есть американская платформа и есть наша. Они ответили: не важно, чей продукт, главное, чтобы все работало, как вы нам показывали», – смеется Мухамеджан.

Новый робот Seiko Labs выполняет для логистической компании три функции. Первая – решает задачу по маркировке порожних вагонов, проставлению подкодов и расчету тарифов. Вторая – отвечает за вопросы бухгалтерии: на основании поступающих электронных счетов­фактур создает документы поступления ТМЦ. Кроме того, он будет распознавать сканы транспортных накладных.

В числе клиентов Seiko Labs – Народный банк, BI Group, Atasu Logistics, Жилстройсбербанк, ТОО «KazCloud» («дочка» ФНБ «Самрук­Казына»), центр торговли «Астыкжан» в Нур­Султане. Команда планирует полностью освоить казахстанский рынок, поскольку работа только началась. «У нас более­менее появился опыт с банками, соответственно, будем расширять этот сегмент бизнеса. Для них это достаточно полезный инструмент», – делится планами Берик. После этого станет вопрос о внешних рынках.

Как сообщил Мухамеджан, ведутся переговоры с частным инвестором, который готов инвестировать в проект около $100 тыс.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5535 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить