У телекомов есть все шансы начать доминировать в экосистеме

6958

Один из ключевых трендов в финансах последнего времени – это создание и развитие собственных экосистем

ФОТО: pixabay.com

Если у тебя есть лояльная и достаточно большая аудитория, которая приходит к тебе часто, то, очевидно, ей можно попробовать предложить другие продукты и услуги. Мы боремся за внимание потребителя в мире, где технологии очень быстро приводят конкурентов к унификации продуктов и, по сути, к быстрому достижению конкурентного эквилибриума. Если продукт становится стандартным, то продаст его именно тот игрок, который сможет завладеть вниманием человека и облегчить покупку за счет интеграции с другими своими сервисами. И здесь битва достаточно простая: те, кто является частью экосистем, станут зарабатывать больше, чем независимые и неинтегрированные игроки, а те, кто создаст эти экосистемы, получат максимальную выгоду от этих синергий.

Главное оружие в борьбе за вовлеченность – это частота взаимодействий. Если ваш сервис высокочастотный, вы сможете собирать вокруг себя низкочастотные сервисы. Если же ваши потребители делают одну покупку в месяц или реже, то, возможно, выгоднее стать частью чужой экосистемы.

В современном цифровом мире максимальной частотой обладают мессенджеры и социальные сети, и, вероятно, именно этим можно объяснить феноменальный успех WeChat в китайском финтехе. Банки стоят где-то близко. Мы совершаем покупки, платим буквально каждый день. Телекомы находятся где-то над всем этим, но пока еще довольно слабо взаимодействуют со своим клиентом, становясь в большей степени «трубой», которая нужна, чтобы работали все остальные сервисы. Весь остальной рынок электронной коммерции значительно отстает и потому довольно слабо претендует на создание конкурентных суперприложений.

Банки здесь рискуют сами стать «трубой», как телекомы. В их страшных снах у клиента есть счет, но все финансовые услуги при этом живут внутри Apple Pay/Google Pay, и, по сути, он может скоро забыть даже название своего банка. При этом банкам есть что терять, и они, безусловно, пытаются создавать вокруг себя особую магию: делать так, чтобы их клиенты могли покупать в рассрочку онлайн и офлайн в разнообразных магазинах. Чтобы внутри их приложения можно было приобрести билет на любой концерт, а на отдельные концерты мог купить билет только клиент именно этого банка. И даже не вводить номер карты или вообще разбить платеж на несколько месяцев. Чтобы предложить и продать тот тур, который понравится именно твоему клиенту, заранее зная его предпочтения и вычисляя людей, похожих на него по потребительскому поведению. Предложить страхование, хорошо зная риск-аппетит клиента, какое имущество ему принадлежит и какой образ жизни он ведет.

Потребление оцифровывается: чем больше данных ты имеешь, тем легче тебе сделать действительно выгодное предложение. Не бить вразброс маркетингом, не завышать премии при страховании из-за невозможности точно оценить риск.

Телекомы имеют еще больше данных, чем банки. Именно по их артериям двигаются все цифровые данные в стране. И клиентами телекомов является практически все экономически активное население. Гораздо большая часть, чем даже клиентами банков.

Сегодня у нас на глазах происходит буквально революция в идентификации: операторы начинают знать своего клиента в лицо. И уже очень скоро стандарты идентификации абонентов при покупке сим-карты могут стать вполне себе банковскими. Знаете, сколько банки тратят времени и средств на идентификацию клиентов и открытие счетов? На выдачу карт? А сколько времени нужно, чтобы накопить достаточно данных, чтобы начать анализировать транзакционное поведение клиентов? Это фундаментальное преимущество крупных банков может быть перебито телеком-операторами буквально за один год.

Раньше «земля» строилась годами, если не десятилетиями. И нужны были годы, чтобы повторить успех. Сейчас технологии меняют лицо индустрии за месяцы. Если у тебя есть идентификация и много-много данных о потребителе, то ты уже в суперпозиции. У телекомов есть шансы начать доминировать в экосистеме, особенно на столь низкоконкурентном рынке, как рынок Казахстана. Нужны только сила, воля и предпринимательских дух.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить