Спикер сената: возможно лобби против нового УК

3929

Интервью с председателем верхней палаты парламента РК Кайратом Мами

Фото: assastudio.ru
Кайрат Мами.

В этом году казахстанский парламент РК ждут громкие споры, поскольку планируется принятие сразу четырех новых кодексов, в том числе – уголовного и уголовно-процессуального. Кроме того, уже сегодня казахстанская делегация во главе со спикером сената отправится в Ватикан для встречи с Папой Римским Бенедиктом XVI. О том, какие вопросы планируется обсудить с главой католиков всего мира, какие законодательные инициативы будут самыми спорными, а также о том, как он лично относится к аресту за неприличный жест, в интервью  рассказал председатель сената парламента РК Кайрат Мами.

- Кайрат Абдразакович, в рамках вашего визита в Ватикан запланирована встреча с Папой Римским Бенедиктом XVI. Расскажите, какие вопросы планируется обсудить?

- В Ватикан я направляюсь в качестве руководителя секретариата съезда лидеров мировых и традиционных религий, в рамках 10-летия инициативы президента нашей страны о созыве съезда. Визит и аудиенция у Папы Римского должны способствовать укреплению дружественных отношений между Казахстаном и Ватиканом. Кроме того, это хорошая возможность обсудить перспективы глобального межцивилизационного диалога, дальнейшего развития и сотрудничества в рамках съезда.

- А каково ваше личное восприятие встречи с главой католической церкви? Ведь Папа Бенедикт XVI - не такой открытый человек, как его предшественник Иоанн Павел II…

- Это субъективное мнение. Папа Иоанн Павел II и вправду был масштабной исторической личностью. Мы все помним громкое покушение на него в 1981 году. Понтифик тогда поступил очень гуманно, простил этого человека. И после слова Иоанна Павла II стали уже по-другому восприниматься людьми во всем мире, не говоря уже о католиках, верующих.

Что касается Бенедикта XVI, то это, без сомнений, великая личность. Конечно, случайный человек такой статус не получил бы. Мы все были свидетелями, как его избирали в течение трех дней из множества кардиналов-претендентов.

От встречи с Папой Римским я ожидаю, что Ватикан поддержит Казахстан в стремлении к продолжению диалога религий в Астане. Состоялись уже 4 съезда лидеров мировых и традиционных религий, и Ватикан всегда принимал активное участие.

- Как изменился за 10 лет этот съезд лидеров мировых и традиционных религий, и какие судьбоносные документы или явления в рамках съезда вы могли бы отметить?

- Съезд религиозных лидеров – абсолютная необходимость в условиях современных глобальных вызовов. Во время последнего съезда в Астане главный раввин Израиля Шломо Амар образно отметил, что президенту Нурсултану Назарбаеву удалось создать аналог Организации Объединенных Наций для всех религий.

За 10 лет съезд прошел значительную эволюцию. Если в первом форуме приняли участие 13 делегаций, то в четвертом их было уже 85. На каждом съезде принимаются совместные декларации и обращения, происходит последовательная институционализация форума. В ходе IV съезда создан Совет религиозных лидеров, в который вошли видные деятели мирового духовенства. К работе форума активно подключилась ООН.

Все это способствует главной задаче – диалогу между конфессиями, культурами, народами, лидерами. Что касается Казахстана, то диалог конфессий - это мощное подкрепление согласию внутри нашего общества, его продолжение.

Если говорить о ярких личностях, то, наверное, придется упоминать каждого из глав делегаций. Например, генеральный секретарь всемирной исламской лиги Абдалла бин Абдель Мухсин Ат-Турки - очень мудрый, великий человек. Или Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который впервые представлял в сане патриарха православных на IV съезде, это тоже очень глубокая личность. После встречи с такими людьми всегда остаются незабываемые впечатления.

- Международные эксперты отмечают, что съезд лидеров мировых и традиционных религий продемонстрировал миру несостоятельность идеи о столкновении цивилизаций. Как вы считаете, насколько съезд повлиял на снижение напряженности между культурами Востока и Запада, христианством и исламом, другими конфессиями или этносами, которые веками признавались «антагонистами»?

- Как известно, американский политолог Сэмюэль Хантингтон  в своей работе впервые внедрил теорию о столкновении цивилизаций и доходчиво очертил, по сути, апокалипсическую перспективу мира, если цивилизации не пойдут путем диалога. Ведь именно ужас такого прогноза побуждает к тому, чтобы изменить ситуацию.

Религии сами по себе никогда не были антагонистами. Соперничали люди, страны, за богатства, территории, влияние, а религия становилась удобной ширмой для оправдания многих злодеяний. Регулярные межрелигиозные форумы нужны для того, чтобы авторитетные деятели мирового духовенства совместно заявляли решительное «нет» попыткам превратного использования религии. Согласитесь, если религиозные деятели конфликтующих наций встречаются и обмениваются мнениями за одним круглым столом – разве это не сигнал к примирению и большему взаимопониманию между их последователями? И такую возможность дает съезд в Астане.

В целом, налаживание диалога - это вопрос не одного дня и не одного форума. Это постоянная работа, которую нужно вести последовательно и терпеливо. Сегодня же Казахстан обладает возможностью способствовать позитивным тенденциям в межцивилизационных процессах.

- Могли бы вы рассказать, какие наиболее яркие законодательные инициативы, связанные с вопросами религии, борьбы с экстремизмом, способствующие укреплению межрелигиозной толерантности в РК, проходили или находятся сейчас в сенате?

- Как вы помните, в 2011 году мы полностью обновили законодательство о религиях. Принятый закон и осуществленная в соответствии с ним перерегистрация религиозных объединений упорядочили эту сферу общественной жизни. Вопреки опасениям, процесс прошел спокойно и в соответствии с законом, как это положено в цивилизованной стране. При перерегистрации количество религиозных объединений сократилось на треть. Каких-либо конфликтных ситуаций при этом не последовало.

Ущемленным по религиозному или иному присущему человеческому достоинству признаку в нашей стране никто не окажется.

Что касается борьбы с экстремизмом и террором, то недавно были приняты поправки в антитеррористическое законодательство. Они значительно усиливают профилактические возможности государства, предусматривают создание антитеррористических комиссий на местах. В связи с принятым законом о специальных органах также расширились возможности для эффективного противодействия экстремистской и террористической деятельности. Важно понимать, что борьба с террором - это совместная деятельность соответствующих госорганов, общественных институтов и населения.

- Если отойти от темы религии и духовности, в других сферах жизни страны какие важные или спорные, могущие вызывать полемику законопроекты находятся в сенате сейчас?

- В парламенте сейчас в работе находится около пятидесяти законопроектов. Кроме того, мы ожидаем блок законопроектов, вытекающих из положений послания главы государства «Казахстан-2050».

В целом я бы обозначил четыре основных направления законотворческой деятельности. Это социальное законодательство, укрепление государственности и развитие демократии, поддержка предпринимательства, совершенствование судебной и правоохранительной систем.

Если конкретно, то можно выделить работу над совершенствованием местного самоуправления, а также уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, социальных рабочих местах, возобновляемых источниках энергии и другими.

Полемика обычно развивается по всем законопроектам. Общественность и журналисты этого могут и не увидеть, поскольку у нас полемика как в мажилисе, так и в сенате проходит, как правило, на уровне заседаний комитетов. Законопроекты обсуждаются, бывает, на нескольких заседаниях головных комитетов. Много полемики бывает между комитетами, а также на заседаниях с участием тех, от кого исходила законодательная инициатива, представителей минюста и профильных ведомств.

Я ожидаю громких споров при обсуждении законодательства по социальным вопросам, поскольку любому человеку это близко, а также многие думают, что они разбираются в законодательстве по этой тематике.

Также я предполагаю, будет полемика, уже начиная с обсуждения проектов уголовно-процессуального кодекса и, возможно, менее - уголовного кодекса. Поскольку инициаторами законопроекта предлагаются смелые изменения. Допустим, отказ от доследственной проверки. Органы уголовного преследования будут под большим прокурорским надзором, если эта норма будет принята. Они, естественно, будут этому сопротивляться, и, возможно, какое-то лобби в стенах мажилиса и сената может появиться.

Также это связано с тем, что любое изменение в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс связано с изменением статуса участников процесса, как потерпевших, так и подозреваемых.

 - У всех на слуху история с неприличным жестом, который житель Павлодара показал в сторону кортежа. Административным судом Павлодара он был арестован на пять суток. Но это официальная версия. А каково ваше личное отношение к этой ситуации?

- Мне искренне жаль того парня, которого я даже не знаю и который, я более чем уверен, не знает меня. Я также уверен, что его жест не был связан ни со мной лично, ни с сенатом.

Еще раз хочу сказать, я ехал в машине акима области и не был очевидцем «происшествия». Как и все, я узнал о нем из прессы несколько дней спустя.

Я не согласен с действиями полицейских, которые оформили акт административного правонарушения. Поступок молодого человека, конечно же, его не красит, но я не вижу в нем состава злостного правонарушения, особенно если он ранее не привлекался к ответственности. Думаю, можно было ограничиться внушением.

По этим же основаниям не разделяю решение суда, не говоря уже о соразмерности поступка и наказания.

Но поскольку это состоявшееся и никем не отмененное судебное решение, я его больше комментировать не буду.

- В апреле будет два года, как вы являетесь спикером сената. До этого вы занимали должность генерального прокурора и гредседателя Верховного суда. Как повлияла работа, связанная с контролем и надзором за исполнением закона, на вашу деятельность в сенате, где эти законы обретают завершенность?

- Конечно же, мое юридическое образование помогает мне более глубоко вникать в процесс законотворческой деятельности, что в принципе является основным в работе сената. Естественно, ранее накопленный опыт на прежних должностях позволяет мне при принятии законодательных актов рассматривать их сквозь призму будущей правоприменительной практики.

- В СМИ и в обществе обсуждается вероятность того, что вы намерены оставить пост спикера сената и вновь вернуться к руководству Верховным судом или Генеральной прокуратурой. Не могли бы вы пояснить ситуацию, насколько обоснованны такие предположения?

- Занимаемая мною должность – это, прежде всего, высокое доверие со стороны президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Намерен и далее прилагать все усилия, чтобы достойно оправдывать это доверие. Это главное. Все остальное – домыслы.

Что касается сегодняшних руководителей Верховного суда и Генпрокуратуры, то это профессионалы своего дела, которые, на мой взгляд, достойно справляются со своими задачами. На последнем совещании с руководящим составом правоохранительных органов глава государства подтвердил им свое доверие.

Беседовала Анастасия Прилепская, КазТАГ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить