Соблюдая дистанцию

9233

Как COVID-19 диктует требования к формированию рабочего пространства

ФОТО: © Depositphotos.com/Milkos

Нынешний год полностью изменил представления об организации рабочего процесса. До пандемии переход на дистанционную работу рассматривался как дело средне­ и долгосрочной перспективы, исключение из правил, приемлемое для представителей некоторых профессий. Коронавирус и карантин ускорили этот процесс, и выяснилось, что такой формат может быть эффективным даже для тех сфер, которые раньше не считались первоочередными кандидатами для перевода на «удаленку».

Эксперты уверены, что постковидная реальность изменит подход к функционированию и проектированию офисного пространства. Забота о безопасности и соблюдении санитарных норм становится главной задачей, а владельцам зданий и компаниям­арендаторам предстоит проявить гибкость, чтобы приспособиться к новым правилам игры.

Домашняя работа

По данным июньского отчета Cushman & Wakefield, еще в феврале 2020 года заполняемость офисных помещений по всему миру достигала 87%, однако уже в апреле они опустели – арендаторы продолжали снимать помещения, но персонал стал работать из дома. «В мире действительно наметилась тенденция к тому, что пребывание в офисе перестанет быть обязательной частью работы. Но, по данным The Economist, крупные международные компании разделились на два лагеря – тех, кто готов к полному переходу на удаленный режим и не планирует возвращение в бизнес­пространства, и тех, кто против концепции домашнего офиса», – комментируют Айгерим Мамаева и Айгуль Мырзакеримкызы из Baker Tilly Qazaqstan Advisory. Даже если переход на «удаленку» не оказал негативного влияния на эффективность рабочего процесса, это не означает, что новая реальность пришлась по душе всем сотрудникам. Многие считают работу из дома менее удобной и не могут дождаться возвращения в офис.

По мнению экспертов Cushman & Wakefield, тяжелее всего переход на удаленный режим дался представителям поколения Z (младше 24 лет) и миллениалам (25–39 лет), 70 и 69% представителей данных возрастных категорий соответственно признались, что работа из дома дается им нелегко: молодые люди зачастую снимают жилье вскладчину или живут вместе с родителями трудоспособного возраста и в таком случае сложно рассчитывать, что пространства для комфортной работы хватит всем. В своем желании вернуться к офисным будням признались 63% опрошенных возрастной группы от 40 до 55 лет и 55% работающих в возрасте 55 лет и старше.

«Многие арендаторы планируют надолго перевести сотрудников на «удаленку», но на самом деле вряд ли смогут это сделать, поскольку для успешной работы компаний важны сотрудничество, коллаборация, командный дух, корпоративная культура – все те вещи, которые тесно связаны с работой и которые трудно сохранить, в течение долгого времени трудясь за пределами офиса», – считает руководящий директор Colliers International в Гонконге Найджел Смит.

Даже если переход на удаленный режим не окажет негативного влияния на производительность труда, серьезного внимания требует вопрос технологической оснащенности домашнего рабочего места – достаточно ли хорошо оно оборудовано, обеспечено ли скоростным и безопасным доступом в интернет, к рабочей информации и корпоративным файлам, рассчитаны ли характеристики домашнего интернет­соединения на растущую технологичность бизнеса. Применительно ко многим профессиям и населенным пунктам это одна из причин, по которой домашний офис вряд ли сможет выступить полноценной заменой бизнес­центра.

Немодный open space

Необходимость соблюдения социальной дистанции меняет способы управления офисными помещениями. До пандемии в формировании офисного пространства была актуальна открытая планировка, при этом рабочие места располагались близко друг к другу, что позволяло максимально эффективно использовать арендованную площадь, способствовало более активной коллаборации между сотрудниками, а также сокращению расходов на аренду. Требования социального дистанцирования заставляют пересмотреть этот подход, и компаниям, значительная часть сотрудников которых вернется в традиционные офисы, придется искать дополнительные рабочие места, увеличивать квадратуру, что повлечет рост расходов.

Эксперты считают, что одной из характерных тенденций рынка офисной недвижимости в ближайшее время станет рост спроса на гибкие рабочие места, коворкинги, где легче обеспечить соблюдение требований, касающихся социального дистанцирования. «COVID­19 сильно изменит ландшафт офисов. Пандемия показала, что дистанционный режим оправдал себя и можно очень успешно работать удаленно. Многие мировые компании зафиксировали рост производительности сотрудников на «удаленке». В перспективе будет расти спрос на обслуживаемые офисы, коворкинги, что будет связано с оптимизацией рабочего пространства. Благодаря развитию современных технологий руководство компаний позволит сотрудникам работать там, где им удобно. Это повлечет уменьшение размеров офиса, компании будут стремиться к большей эффективности и экономии», – говорит Фарида Кулькеева, директор отдела офисной недвижимости Scot Holland | CBRE.

ФОТО: © Depositphotos.com/JulyPI

Некоторые компании давно пытались ввести гибкие рабочие места в практику в качестве краткосрочной альтернативы, но в условиях пандемии этот тренд становится долгосрочным. Гибкие рабочие места позволяют арендаторам адаптироваться к использованию различных моделей, чтобы в итоге выбрать оптимальный для себя вариант. При этом, отмечает Смит, совсем не факт, что развитие таких пространств будет происходить исключительно в крупных городах. Пространства коворкингов, считает представитель Colliers International, будут развиваться за пределами городов, в коттеджных поселках, частном секторе, благодаря чему будут созданы новые рабочие места для персонала из числа местных жителей, которые будут обслуживать новые объекты. Впрочем, практическая реализация этой концепции во многом зависит от решения вопроса транспортной доступности – сообщение между городами и пригородами должно быть достаточно интенсивным, чтобы люди могли с комфортом добираться на работу и домой на личном авто и общественном транспорте.

Данную точку зрения разделяет управляющий директор по продажам BI Property Владислав Пак. По его мнению, тренд будет задавать социальное дистанцирование и уменьшение плотности размещения сотрудников, а значит, будет меньше больших open space, в которых рабочие места находятся в непосредственной близости друг от друга. Компании будут сильнее ориентироваться на небольшие продуктовые команды, а документооборот и бухгалтерию переведут на аутсорс. «Учитывая развитие удаленной работы, коворкинги переедут в жилые комплексы. В США этот тренд перетекает в формат коливинга. Например, проект Treehouse Hollywood в Лос­Анджелесе представляет собой пятиэтажный многоквартирный комплекс с художественной студией, интернет­кафе, залами для мероприятий и двухэтажной библиотекой. В нем проживают стартаперы, молодые артисты, объединенные общими профессиональными и творческими интересами», – отмечает Пак. Уже сегодня, по его словам, запросы потенциальных арендаторов изменились. Если до пандемии клиенты искали помещения площадью от 300 «квадратов», то сейчас в цене офисы до 100 кв. м, а многие крупные компании, планировавшие в этом году переезд, заморозили переговоры.

О росте спроса на гибкие пространства, так называемые hot­desk, мини­офисы, приложения по управлению рабочими местами говорит и независимый эксперт Шахида Садырова. Тенденция возникла вследствие того, что многие крупные компании готовы сократить количество одновременно пребывающих в офисе сотрудников на треть и более. В случае запуска успешных кейсов новый формат может быть доступен к тиражированию среди бизнес­единиц разного масштаба, от мелких до крупных. «Уходит мода на просторные и малоэффективные офисы с собственными конференц­залами, более актуальными становятся коллаборации коворкинг­пространств, вокруг которых компании занимают площади, по мере необходимости пользуясь общей доступной инфраструктурой», – комментирует собеседница.

По новым правилам

Мнения участников рынка относительно дальнейшего распространения «удаленки» и ее влияния на формирование офисов будущего в Казахстане неоднозначны. Аналитики Baker Tilly Qazaqstan Advisory считают, что пока наблюдается не так много примеров, чтобы компания радикально изменила режим работы персонала. Есть случаи, когда руководству пришлось распределять сотрудников в разные офисы, поскольку во время карантина въезд в крупные мегаполисы был ограничен. Что касается концепции коворкинга, то она только набирает обороты и после пандемии компании предпочтут более гибкие предложения по аренде рабочих станций взамен фиксированной аренды.

С тем, что применительно к отечественному рынку слишком рано говорить о повсеместном переходе на «удаленку», согласна и Садырова. «Компании, чья деятельность позволяет иметь частичный дистанционный формат, готовы к более долгосрочным и гибким решениям относительно оптимизации занимаемых площадей. На мой взгляд, из дома останется работать не более трети офисных работников, что будет способствовать оптимизации рынка соразмерно на данную величину», – говорит она. В Нур­Султане падение спроса на офисные помещения более ощутимо, чем в Алматы. Это обусловлено прежде всего высоким насыщением рынка и тем, что в период пандемии серьезно пострадали крупные компании, в свое время занявшие большие площади. Потери рынка в Алматы и Нур­Султане, по самым консервативным прогнозам, эксперт оценивает в 40 млрд и 29 млрд тенге соответственно.

По оценке Пака, крупные корпорации, работающие на казахстанском рынке, уже перевели на «удаленку» 30% сотрудников, и это не предел. Некоторые компании планируют навсегда оставить часть коллектива на таком режиме, кому­то просто пришлось сократить штат, и все это повлияло на заполняемость бизнес­центров. «В августе вакантность некоторых объектов в Нур­Султане увеличилась на 15%, а самый пик придется на III квартал 2020 года, поскольку чаще всего договор обязывает арендатора подать заявление на досрочное расторжение за один­два месяца», – поясняет представитель BI Property.

Новые тенденции в формировании офисных пространств внесут изменения в структуру взаимоотношений «владелец – арендатор». По оценкам Смита, спрос на более короткие сроки аренды вырастет примерно на 40%, предстоит найти баланс между гибкой и традиционной арендой. И владельцы, и арендаторы должны приложить все усилия для обеспечения санитарной безопасности – наносить разметку, определяющую безопасное расстояние, устанавливать защиту от чихания в зонах приема, контролировать заполняемость лифтов, оснащать помещения санитайзерами. Соблюдение санитарных норм может обернуться для арендаторов дополнительными затратами, но, если хотя бы половина сотрудников будет работать удаленно, размер занимаемой площади не поменяется.

Рекомендации ВОЗ по социальному дистанцированию вполне могут быть учтены в проектировке и дизайне офисов, но это дело будущего, говорит Кулькеева. К тому же надо понимать, что их выполнение неизбежно скажется на финансовых показателях проектов, в частности приведет к уменьшению сдаваемых площадей, увеличению недоплачиваемых площадей общего пользования – холлов, коридоров. На рынках, где ставки аренды традиционно низки, в том числе казахстанском, соблюдение рекомендаций ВОЗ по изменениям в проектах офисных зданий будет обеспечить крайне сложно.

По оценке Садыровой, сегодня расходы по обеспечению мер безопасности посетителей и сотрудников коммерческих объектов не превышают 1% от общих.

Пак считает, что необходимость соблюдения санитарных норм обусловила рост эксплуатационных расходов на 20% – в эту статью входит и приобретение средств индивидуальной защиты для обслуживающего персонала, обустройство дезинфицирующими ковриками и туннелями на входных группах, регулярная обработка пространства и поверхностей, покупка санитайзеров, термометров, бактерицидных кварцевых ламп.

В любом случае, какими бы ни были затраты, они неизбежны, поскольку выполнение санитарных норм становится не просто правилом хорошего тона, но обязательным для исполнения стандартом сервиса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить