Скромные ожидания

5703

Как оценивают для себя текущие экономические условия руководители компаний

Фото: © Depositphotos.com/paulprescott

Очередной опрос руководителей глобальных компаний в марте 2019 года провели аналитики McKinsey. Согласно его результатам, уже второй квартал подряд взгляды бизнес-лидеров на экономику остаются больше пессимистичными, нежели оптимистичными.

Как и в предыдущем опросе (декабрь прошлого года), руководители недовольны состоянием внутренней экономики своих стран. Лишь четверть всех опрошенных считают, что текущие экономические условия лучше, чем шесть месяцев назад, в то время как 36% говорят, что они ухудшились. По регионам меньше всего позитивных сдвигов замечают в Европе и Северной Америке.

Что касается мировой экономики, то только 16% респондентов высказали мнение об улучшении глобальных условий в последние месяцы. Заглядывая в будущее, лишь 19% прогнозируют позитивные изменения в ближайшие полгода, а 45% полагают, что условия ухудшатся. Более того, когда вопрос касается напрямую темпов глобального роста, доля респондентов, ожидающих более высоких темпов, сокращается. Если год назад их было две трети, то теперь – всего 34%. В то же время доля ожидающих сокращения мировых темпов роста немного снизилась, а процент не ожидающих изменений увеличился.

Впервые за четыре опроса более позитивно, нежели коллеги с развитых рынков, настроены лидеры из развивающихся стран. Треть из них (против 22% у развитых стран) говорят, что за последние несколько месяцев условия в их странах были улучшены. Это идет вразрез с предыдущими опросами, когда об улучшении в большей степени говорили представители развитых экономик. Респонденты из стран с формирующейся экономикой также более оптимистичны в отношении глобальных условий: только 36% (против 48% у развитых) считают, что за последние шесть месяцев состояние мировой экономики ухудшилось.

Раскол между мнениями двух групп наблюдается и в прогнозах на предстоящие месяцы. Респонденты из развивающихся государств в 2 раза чаще, чем опрошенные из развитых, отвечают, что экономические перспективы их страны улучшатся. Такое же расхождение можно заметить во взглядах на будущее мировой экономики в целом.

Торговые отношения

Данные опроса свидетельствуют, что все более серьезной проблемой становится торговля. Когда руководителей спрашивают об изменении уровня торговли между их страной и остальным миром, они чаще сообщают о снижении по сравнению с 2018 годом. Больше всего так отвечают респонденты из Северной Америки (56% против 44% в предыдущем опросе), далее идут представители развивающихся рынков. Лидеры из Индии при этом сообщают об увеличении торговли. Между тем выросла доля респондентов, отмечающих негативное влияние изменения объемов торговли на бизнес их компаний (36% по сравнению с 17% год ровно назад).

Торговля также является главным фактором риска для макроэкономического роста. Почти две трети опрошенных ссылаются на торговые конфликты (один из ранее не упоминавшихся рисков) в качестве угрозы глобальному экономическому росту в следующие 12 месяцев. Конфликты сопровождаются геополитической нестабильностью, а также изменениями в торговой политике, что было наиболее часто упоминаемым риском для глобального роста в течение 2018 года.

Называть торговые конфликты риском для глобального роста более склонны респонденты в странах с развивающейся экономикой (70% против 61% у развитых рынков), хотя эта угроза в целом чаще всего упоминается в каждой группе. Опрошенные, в принципе, идентифицируют изменения в торговой политике как один из двух главных факторов риска для роста в своих странах, как и на протяжении всего прошлого года.

Перспективы бизнеса

Когда руководителей спрашивают о будущем их собственных организаций, прогноз становится более позитивным. Это касается численности персонала и ожиданий относительно будущего спроса. Так, 56% всех респондентов считают, что спрос на предложения их компаний увеличится в ближайшие шесть месяцев. Надежды на прибыль также выше, чем ранее: 64% опрошенных планируют, что она в их компаниях увеличится в течение полугода (по сравнению с 58% по результатам двух предыдущих опросов).

Руководители отмечают некоторые новые риски и возможности. Наиболее часто упоминаемыми рисками для роста компаний оказались те, о которых McKinsey не спрашивал прежде: регуляторные и политические изменения (33%) и ослабление потребительского спроса (30%). Лидеры из развивающихся стран чаще ссылаются на снижение спроса и изменения в политике и нормативах, в то время как нехватка талантов вызывает большую обеспокоенность среди респондентов из развитых стран.

На вопрос о том, как определить наилучшие возможности для компаний в ближайшие 12 месяцев, наиболее распространенным ответом является переход к новым технологиям, что упоминалось чаще всего впервые с тех пор, как вопрос появился в списке три года назад.

Исследование также охватывает инвестиционные решения компаний, и с 2017 года его результаты показывают, что инвестиционные бюджеты растут. Половина опрошенных говорят, что бюджеты их компаний, как доля от доходов, увеличились за последние три года. Два года назад, когда этот вопрос задавался в последний раз, аналогично ответили 43%.

Однако предложение привлекательных инвестиций отстает от желания компаний вкладывать. Только каждый пятый респондент считает, что текущий объем инвестиций примерно равен инвестиционным потребностям организации. Напротив, 45% отмечают, что потребностей больше, чем есть возможность профинансировать, и только 18% указывают обратное (чаще с развивающихся рынков). Самые распространенные проблемы помимо нехватки средств – это отсутствие других возможностей для осуществления инвестиций (компетенций, кадров и пр.) и неприятие риска внутри компании. Боязнь риска также является главным барьером среди респондентов, сообщающих о скудных условиях для осуществления инвестиций, наряду с неопределенностью относительно будущей значимости инвестиций и политической нестабильностью в стране, где базируется компания.

Основные причины потенциального увеличения инвестиционных бюджетов остаются такими же, как два года назад. Более половины руководителей заявили, что их компании будут вкладывать средства в разработку новых предложений, а 40% планируют выделять больше денег для улучшения продаж.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube