Сколько тратили жители столицы на продукты во время карантина

9574

Проанализировано более 160 тыс. чеков продовольственных магазинов Нур-Султана за последние четыре месяца

ФОТО: pixabay.com

Во время карантина в Казахстане резко увеличился спрос на продукты питания. Вызвано это было ажиотажем перед введением карантина. В первую очередь казахстанцы начали скупать товары первой необходимости: макароны, гречку, сахар, туалетную бумагу. За несколько месяцев, прошедших с того момента, ажиотаж то сходил на нет, то появлялся вновь.

Специалисты сервиса Dosmart проанализировали более 160 тыс. чеков продовольственных магазинов столицы за последние четыре месяца и узнали, как продуктовые предпочтения казахстанцев изменились во время карантина.

Профиль покупателей продуктовых магазинов

Среднестатистический казахстанский покупатель, по данным исследования, – это женщина. Именно женщины в 88% случаев покупали продукты питания в столичных магазинах во время карантина.

40% покупателей пришлось на людей в возрасте 26-35 лет, 37% – на людей в возрасте 36-50 лет. 75% покупателей, участвовавших в исследовании, замужем или женаты. При этом в семье у покупателя минимум четыре человека и один несовершеннолетний ребенок.

Большинство покупателей работают в сфере образования, а также в сфере финансов/бухгалтерии. На эти специальности пришлось 17,2% и 16,6% покупателей соответственно. Высшее образование есть у 66%. В 77% случаев доход покупателя не превышает 200 000 тенге.

Потребительская корзина

В апреле - июле больше всего казахстанцы потратили денег в продовольственных магазинах в пятницу. На последний рабочий день недели пришлось 18,8% стоимости всех купленных товаров. На втором месте суббота. На этот день пришлось 17% всех потраченных сумм. На третьем и четвертом местах вторник (14%) и понедельник (13,8%).

Меньше всего казахстанцы тратят в воскресенье и четверг. На эти дни пришлось 10,8% и 11,6% потраченных сумм соответственно.

Покупки по дням недели (апрель – июль 2020 года)

Среднее количество товаров в одном чеке – 8. А в минимальный состав покупательской корзины вошли макароны, картофель, курица, молоко, кефир и хлеб. К слову, стоит отметить, что самые популярные товары – это овощи, хлеб, молоко, кулинария, фрукты и ягоды, газированные напитки, макаронные изделия, печенье и мясо птицы.

Стоимость на эти товары увеличивается значительно быстрее. Например, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, с начала года фрукты подорожали на 21,3%, овощи – на 10,8%, макаронные изделия – на 10,1%, газированные напитки – на 8,5%, молочные изделия – на 4,5%, хлеб – на 3,8%. Однако спрос на них остаётся стабильно высоким.

Как изменился рынок продуктов питания

Введение карантина и режима самоизоляции сильно отразились не только на продуктовых предпочтениях казахстанцев, но и на формате покупок и критериях выбора магазинов. Так, в прошлом году казахстанцы закупались в магазинах у дома до 18 раз в месяц, до 6 раз в месяц в супермаркетах и 3-4 раза в гипермаркетах. Логика большинства покупателей заключалась в том, чтобы покупать продукты питания на несколько дней и чаще ходить в магазины.

Во время карантина пользовательские сценарии изменились – казахстанцы стали ходить в магазины реже, но покупать больше продуктов за раз. Что логично, учитывая введенный режим самоизоляции. При этом большинство покупателей предпочитали покупать товары в крупных магазинах и на продовольственных рынках. Мотивы разные – в крупных магазинах больше ассортимент, а на рынках ниже цены.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в прошлом году показатель розничной торговли на душу населения составил 611 843 тенге в год. Таким образом, среднестатистический казахстанец тратил 50 987 тенге на покупки каждый месяц. При этом в структуре розничной торговли на продукты питания приходилось всего 31%. Если предположить, что среднестатистический казахстанец тратил столько же на продукты питания и ходил в магазин минимум 3 раза, то получится средний чек в размере 5 268 тенге.

По результатам исследования, средний чек в апреле - июле составил 9 036 тенге.

Динамика покупок в продуктовых магазинах (апрель – май 2020 года)

Как видно из графика, повышение спроса на товары в продуктовых магазинах в апреле и мае обусловлены различными инфоповодами: продлением или ослаблением режима ЧП, ослаблением карантинных мер и выходными днями. Резкие скачки спроса по сути обусловлены ажиотажем, вызванным новостями о карантине. При этом показатели продаж в эти дни аномально высоки по сравнению с обычными днями.

К слову, позитивное влияние ажиотажа для рынка FMCG сошло на нет уже к лету. Причины – ослабление карантина и режима самоизоляции (казахстанцы перестали закупаться впрок), рост цен на продукты питания и снижение покупательской способности казахстанцев на фоне падения реальных доходов. Причем последнее будет влиять на спрос достаточно долго и будет иметь негативные последствия для рынка в целом.

Как рынок продуктов питания изменится в будущем

Карантин сильно повлиял на продуктовые предпочтения покупателей и формат покупок. Всё это в конечном итоге изменит привычки казахстанцев, заставит их пересмотреть свои продуктовые корзины и породит множество новых ситуаций потребления. Одно из самых значимых изменений – рост онлайн-заказов на доставку продуктов питания и появление на рынке множества новых сервисов, а также выход в онлайн крупных продуктовых брендов.

По разным данным, в период карантина спрос на эту услугу увеличился в 4-5 раза по сравнению с докарантинными показателями. Несмотря на то что это был одномоментный рост, а летом показатели снизились относительно апреля-  мая, в целом рынок получил большой прирост постоянных клиентов. Осенью, когда ожидается вторая волна заболеваний, этот тренд продолжится.

Второе изменение – казахстанцы стали реже ходить в магазины. Связано это с тем, что у покупателей изменился формат покупок: теперь они будут покупать за один поход в магазин больше продуктов, чтобы реже стоять в очередях. Также можно предположить, что потенциально это повлияет на бизнес магазинов у дома, изменение ассортимента продуктовых магазинов и увеличение упаковок продуктов питания.

Третье изменение – казахстанцы станут чаще обращать внимание на дезинфицирующие средства, продукты с повышенным содержанием витаминов и натуральные продукты. Это обусловлено тем, что многие, кто столкнулся с вирусом и его последствиями на здоровье, пересмотрят продуктовые корзины в пользу более здоровой пищи.

Методология

Анализ покупательских профилей и предпочтений основан на данных за апрель - июль 2020 года. Всего в исследовании приняло участие 22 000+ покупателей, предоставивших данные по 163 293 чекам продовольственных магазинов Нур-Султана.

В качестве источников информации использованы данные, представленные участниками в специально разработанной анкете для профиля пользователя, товарные позиции в чеках, такие как название товара, категория, количество, цена продажи, название торговой точки, дата и время покупки. Также второстепенные данные с интернет-пространства для ссылки.

Все качественные и количественные анализы и выводы сделаны на основе фактических статистических данных.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить