Сила в единстве

11939

Почему конкуренты рынка e-commerce предпочитают борьбе объединение ресурсов

Фото: © Depositphotos.com/ponomarenko

Умение определиться с приоритетами и отказаться от неприбыльных активов ради того, чтобы сосредоточиться на точках роста – один из главных трендов казахстанского e-commerce на протяжении последних двух лет. Ведущие игроки покупают и продают смежные бизнесы, исходя из наиболее выгодных направлений развития.

Одним из главных ньюсмейкеров рынка в этот период является холдинг Chocofamily. По словам одного из его основателей Рамиля Мухоряпова, в какой-то момент пришло решение оставить только те направления, в которых компания занимает существенную долю рынка, а именно доставку еды, купонный сервис и сервис онлайн-бронирования и покупки авиа- и железнодорожных билетов. Во-первых, развитие сегмента интернет-магазинов в лице имевшегося в активе холдинга сервиса Chocomart требовало очень больших вложений, а затраты окупались не слишком быстро. Во-вторых, оказалось непросто противостоять конкурентам, не имея в распоряжении их ресурсов – возможности продажи товаров в кредит, как у Kaspi.kz, или сочетания преимуществ онлайн- и офлайн-ретейла, как в случае с крупными сетями по продаже электроники. В свою очередь, для «Казахтелекома», который приобрел Chocomart в конце 2017 года, сделка означает возможность развивать собственные продукты и решения в области интернет-коммерции, а о планах двигаться в этом направлении там говорят не первый год. К тому же при высокой конкуренции внутри рынка сегмент интернет-магазинов ограничен географически, а в среднесрочных планах Chocofamily еще в прошлом году фигурировал выход на другие страны с сервисами, которые легко масштабировать.

Планы экспансии казахстанских игроков на зарубежные рынки оказались одним из решающих доводов в пользу, пожалуй, самой громкой сделки этого года в сегменте e-commerce – создания объединенной компании Chocotravel и Aviata. Мухоряпов и Алексей Ли, руководивший на момент объединения проектом Aviata, пришли к общему мнению: на небольшом рынке двум схожим проектам нет смысла растрачивать себя на конкуренцию. Гораздо продуктивнее объединить умения и ресурсы двух команд для создания ведущего тревел-сервиса и единым фронтом начать международную экспансию.
Переговоры об объединении начались в мае 2017 года, и на момент сделки суммарный оборот объединенной компании оценивался в $100 млн. Сервисы обеспечивали продажи в общей сложности более 900 000 авиабилетов и 400 000 железнодорожных билетов в год. Chocotravel инвестировал в объединенную компанию 600 млн тенге. В состав наблюдательного совета входят по два представителя со стороны Aviata и Chocofamily и один независимый директор. Пользователям по-прежнему доступны оба сайта и приложения, оба бренда сохранились на казахстанском рынке, но выходить в другие страны компания планирует под брендом Aviata, что, по мнению экспертов, логично: название ясно передает суть проекта, как и логотип.

Данный подход – создание объединенной компании при сохранении брендов, сайтов и приложений – отличается от сделок по покупке конкурирующих сервисов, которые Chocofamily провел в прошлом году. В случае с покупкой Besmart и Foodpanda оба сервиса дублировали соответственно Chocolife и Chocofood, при этом требуя дополнительных затрат. «Сегодня мы наблюдаем снижение трафика Besmart и Foodpanda и понимаем, что нет смысла сохранять дублирующие друг друга бренды – еще и потому, что требуются двойные затраты на разработку, на мобильные приложения, на маркетинг», – говорит Мухоряпов. Aviata и Chocotravel изначально позиционировались по-разному: Chocotravel проводил политику дискаунтера и сумел выйти в лидеры B2B онлайн-продаж авиабилетов, тогда как в Aviata ориентировались на предоставление сервиса для частных путешественников. В связи с этим виделось логичным объединить ту часть бизнеса, которая отвечает за технологию, сохранив конкуренцию витрин, то есть брендов.

По мнению основателя Aviata Алексея Ли, на протяжении четырех лет (оба сервиса были запущены в 2013-м) компании активно конкурировали друг с другом, но на определенных этапах происходило дублирование функций, например, при разработке программных продуктов. При этом маржа игроков, работающих на рынке онлайн-сервисов, не слишком высока, и борьба идет за относительно небольшой заработок. С точки зрения человеческих ресурсов дублирование функций также представлялось неэффективным, тогда как объединение усилий позволяло увеличить количество промоакций, вдвое быстрее развиваться и строить качественный продукт, освобождая ресурсы для развития вне Казахстана. В случае успеха рынок может получить один из первых в практике казахстанских компаний примеров экспорта услуг и зарабатывания дохода за счет интеллектуального труда.

С тем, что в сегменте e-commerce консолидация становится одним из наиболее оптимальных путей к получению прибыли, согласен и руководитель Chocofamily. Тот же Chocotravel после создания объединенной компании впервые получил прибыль и ресурсы для ее дальнейшего аккумулирования. «Объединение компаний в рамках небольшого казахстанского рынка – правильный тренд, который и дальше будет актуален, потому что выживут только крупные игроки. Сегодня мир идет по пути создания экосистем, и компании, которые не могут их создать и при этом имеют обычный с точки зрения клиента продукт, заведомо окажутся в проигрыше. Потому что людям станет лень пользоваться единичным сервисом. Мы хорошо выросли внутри страны, но понимаем, что на ближайшие два-три года по ряду наших направлений потенциал роста исчерпаем», – отмечает Мухоряпов.

Объединение позитивно оценили и конкуренты. Так, по мнению CEO онлайн-сервиса по продаже и бронированию билетов Santufei Асхата Омарова, с точки зрения влияния на бизнес компании сделка несет больше возможностей, чем рисков: сам факт объединения конкурентов свидетельствует о том, что деньги в интернете есть и их становится больше. Вместе с тем рынок сложно монополизировать, наличие одного игрока не выгодно ни потребителям, ни авиакомпаниям и системам бронирования, а значит, в любом случае место останется и для более мелких игроков. Подобные сделки оказывают положительное влияние на рынок онлайн-тревела, в свою очередь уверен региональный директор OneTwoTrip в Казахстане Вадим Куделко. Авиакомпании всегда заинтересованы в новых странах и регионах взамен на выгодные тарифы, и здесь в выигрыше будут те игроки, которые представлены в нескольких. Такие компании смогут предложить пользователям больше вариантов с конкурентными ценами.

Расклад, при котором объединение двух сильных игроков не оказывается болезненным для конкурентов, – скорее исключение, чем правило. В большинстве сегментов рынка e-commerce, отмечают в АКИБ, присутствие одного сильного игрока заведомо сводит к минимуму шансы новичков на успешное развитие. Но эксперты советуют начинающим интернет-предпринимателям не отчаиваться, а искать нишу, не занятую другими игроками. Возможно, при грамотном подходе через некоторое время новая компания сможет стать самым сильным брендом в ней.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить