Уроженец Казахстана научился омолаживать человеческие клетки

Шухрат Миталипов, уроженец Казахстана, с 1995 работающий в США, предлагает вкладывать деньги в развитие медицинских разработок, которые поворачивают время вспять, – в репрограммирование стволовых клеток

Фото из архива учёного
Шухрат Миталипов повернул время вспять и теперь предлагает казахстанцам зарабатывать на этом.

Forbes.kz писал уже, что наша соотечественница, кинопродюсер Джулия Гани (дочь лидера Партии патриотов Казахстана, экс-сенатора, а ныне представителя Национальной палаты предпринимателей в верхней палате казахстанского парламента Гани Касымова. –F) сдала в ноябре прошлого года в Орегонском национальном исследовательском центре (США) свои клетки для клонирования. Принять участие в эксперименте ей позволило знакомство с ученым Шухратом Миталиповым, который возглавляет Центр изучения эмбриональных стволовых клеток человека в Орегонском национальном исследовательском центре.

Миталипов – выходец из Казахстана. Он родился в поселке Ават Алма-Атинской области. Шухрат окончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве и аспирантуру Медико-генетического научного центра Российской академии медицинских наук. А в 1995 году переехал в США, чтобы продолжить работу со стволовыми клетками. Сейчас он входит в узкий круг ученых, которым власти США выдали разрешение на проведение экспериментов со стволовыми клетками человека.

Как инвестировать в стволовые клетки

В университете, где работает Миталипов, считают, что ученый может зарабатывать с помощью своих открытий. Поэтому подавляющую часть патентов на изобретения университет отдает «первооткрывателям». Миталипов в прошлом году создал стартап-компанию Mitogenome Therapeutics и теперь ищет инвесторов, чтобы созданная им технология по репрограммированию клеток приносила деньги.

– Мы научились перепрограммировать взрослые специализированные клетки в стволовые, то есть изменять тип клетки. Например, мы заставили клетку кожи забыть, что она была клеткой кожи, и клетка стала думать, что она эмбрион, – так Миталипов объяснил корреспонденту Forbes.kz в интервью по skype технологию, которую многие престижные научные журналы признали одним из самых громких открытий прошлого года.

Профессор говорит, что сделать из взрослой клетки эмбриональную ткань – это все равно, что повернуть время вспять. В Орегонском национальном исследовательском центре есть пациент, которому 72 года. Из его клеток ученые путем репрограммирования создали эмбриональные клетки и доказали, что они находятся на самой ранней стадии развития.

– Понимаете, этим клеткам 72 года, но мы стерли из их памяти возраст, омолодили их, и теперь они имеют свойства еще не родившихся клеток. Мы в лаборатории изучаем часы развития, которые есть в каждой клеточке. Считается, что эти часы нельзя остановить, поставить на паузу, повернуть назад: как их завели, так они и будут идти. Но мы, похоже, нашли эти часы и перезавели механизм, – с энтузиазмом заявил доктор Миталипов.

Более подробно о том, в какие именно проекты предлагает инвестировать Шухрат Миталипов, читайте в февральском номере журнала ForbesKazakhstan.

Хотите узнать, почему мы умираем?

Джулия Гани.

В этом году профессор Миталипов и его издатель Джулия Гани намерены выпустить книгу, популяризирующую науку о жизни – биологию. Казахстанцы могут участвовать в ее создании.

Сейчас кинокомпания Arunia Studio, где я являюсь продюсером, снимает второй фильм об открытиях в области клонирования (первый под названием «Алхимики XXI века. Первые после Бога» был снят в 2009 году. – F). Во время работы для той же съемочной группы надо было объяснять сложные вещи о генетике, биологии простыми словами. Так родилась идея книги – рассказать о биологии, о биотехнологиях доступным языком, – объяснила Джулия Гани.

Книга будет простой по структуре – фотография автора Шухрата Миталипова, его биография и разделы с ответами на вопросы.

В книгу войдут ответы на простые вопрос: почему мы стареем? почему умираем? что такое рак? что такое геном и ДНК? какие витамины и антиоксиданты надо пить? как биотехнологии помогают человеку? что такое генномодифицированные продукты? какие угрозы таит медицинский туризм? – рассказала Джулия. – Казахстанцы тоже могут присылать вопросы, которые их интересуют, на электронный адрес mitalipov_book@mail.ru. Самые интересные войдут в книгу.

Издатель считает, что такая книга для русскоязычного пространства необходима, потому что многие даже не знают, с какой стороны находится печень.

Она рассказала, что уже нашла в США грантодателей, которые выделили $10 тыс. на издание книги. Первый тираж будет отпечатан в конце мая этого года в типографии Штатов. Последующие тиражи, как предполагается, с осени будут издаваться в России и распространяться через сеть магазинов по всему СНГ. Кроме того, автор и издатель планируют в будущем создать электронную версию книги.