Когда бизнес пойдет в науку?

17226

Во вторник, 12 апреля, в Казахстане отмечают День работников науки. Президент АО «Национальный центр научно-технической информации» Адил Ибраев считает: казахстанские компании без официального формализма и принуждения начнут инвестировать в науку, когда оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной

Фото: sib-catholic.ru

Правительство на протяжении всех лет независимости страны поддерживает развитие науки. Инициированы закон о науке, принципы финансирования науки и другие реформы. Многое уже воплощено в жизнь. Внутренние затраты на исследования и разработки в Казахстане за последние пять лет в реальном выражении увеличились более чем в 1,5 раза и в 2015 равнялась 69,3 млрд тенге, при этом общая сумма бюджетных средств в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составила почти 59%.

По данным Комитета по статистике, в 2015 в Казахстане НИОКР занималось 390 организаций, в которых сосредоточено 24,7 тыс. работников, причастных к выполнению научных работ. Из этой численности 18,5 тыс. человек являются специалистами-исследователями, непосредственно занятыми выполнением научных исследований и разработок.

С принятием Закона «О науке» в 2011 сформирована новая система финансирования науки, включающая программно-целевое, грантовое и базовое финансирование.

Значительная часть средств, выделяемых сегодня государством научным организациям, предоставляется в рамках программно-целевого финансирования на выполнение научно-технических программ (НТП), которые являются важной частью системы государственного управления экономикой и направлены на обеспечение развития приоритетных отраслей и комплексов. По сути, это государственный заказ на определенные работы. Долгое время основным способом бюджетного финансирования научных исследований был программно-целевой. Так, по данным государственной регистрации НТП, которая начала осуществляться в АО «НЦНТИ» в 1995, количество регистрируемых программ в год их формирования на новый трехгодичный цикл исследований составляло 57-74 единиц вплоть до 2009.

С 2010 по 2014 регистрировалось в среднем 22 программы, за исключением 2012, когда их число составило - 54. Максимальное количество приходится на 2015 – 96 программ. Их администраторами являются: Министерство образования и науки РК - 58 НТП, Министерство сельского хозяйства РК - 27, Министерство по инвестициям и развитию РК   - 5, Министерство энергетики РК - 4, Министерство национальной экономики РК – 2 НТП.

На реализацию программ в 2015 запланировано инвестировать в общей сложности 11,48 млрд тенге.

С учетом падения цен на наши основные экспортные товары и сложной ситуации, в которой оказалось государство в последний год 11,48 млрд тенге представляются довольно значительной суммой. Какие результаты получит экономика страны от реализации проектов на эту сумму? Некоторое представление о будущих приобретениях дает анализ уже реализованных научно-технических программ. В 2014, например, выполнялось 106 научно-технических программ, зарегистрированных в АО «НЦ НТИ», в том числе: 1 межгосударственная, 4 фундаментальных, 101 – отраслевая. В числе отраслевых НТП - 78 программ в области науки и промышленности, 20 - в области здравоохранения, 2 – по агропромышленному комплексу, 1 – по образованию.

Для анализа результативности выполненных программ, проводимого в АО НЦНТИ, используются следующие показатели: объем финансирования, количество специалистов с высшим образованием, количество полученных охранных документов, научных публикаций и внедренных разработок. Для сравнительного анализа различных НТП используются приведенные формализованные показатели: затраты на 1 специалиста, патентная активность и количество внедренных разработок в расчете на 1 организацию, публикационная активность на 1 специалиста.

Показатели результативности научно-технических программ в разрезе типов НТП в 2014

 

Тип НТП

Объем финансирования, млн. тенге

 

Кол-во специалистов с высшим образованием

Затраты

 на 1 специалиста,

млн. тенге

Кол-во охранных документов, ед.

Патентная активность, в расчете на 1 организацию

Кол-во

внедренных раз-

работок, ед.

Кол-во

внедренных раз-

работок в расчете на 1 орган

Кол-во публи

каций,

 ед.

 

Публика-ционная активность в расчете на 1 спе-циалиста

Межгосудар-ственная НТП

236,15

112

2,1

5

1

-

-

95

0,85

Программы фундаментальных исследований

660,95

200

3,3

2

0,1

2

0,1

214

1,1

Отраслевые НТП

21104,49

8530

2,5

302

1,7

175

1,0

6730

0,79

Всего

22001,59

8842

 

309

 

177

 

7039

 

Источник: Аналитический доклад «Финансовое, кадровое обеспечение научно-технических программ   в республике Казахстан и их результативность (по материалам государственной регистрации научно-технических программ и отчетов в 2014).

Таким образом, приведенные показатели результативности отражают объем средств, затраченный на реализацию данной НТП, а также патентную и публикационную активность, внедрение.

Что связывает эти цифры с реальной экономикой? Единственным документом, отражающим связь выполненной работы с реальной экономикой, является Акт внедрения. Этот документ зачастую не содержит сведений об экономическом эффекте, полученным предприятием от внедрения.

В то же время делать на основе сложившейся ситуации вывод о низкой эффективности и слабом потенциале научных учреждений и казахстанской науки в целом было бы неверно. Ученые выполняют свою работу в том правовом поле, которое было установлено для науки государством в рамках заказа на научно-технические разработки. Уже на первом этапе заявки на проведение научных исследований проходят достаточно серьезную экспертизу, в том числе с привлечением известных зарубежных специалистов мирового уровня. Далее они в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются Национальными научными советами и Высшей научно-технической комиссией.

Надо отметить, что государство стремится поднять эффективность своих инвестиций в науку. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 предполагает увеличение коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ с 16,7% в 2015 до 20% в 2019. Доля расходов бизнеса на НИОКР тоже должна повыситься до 25% (рост на 3,2%). Ожидается, что к 2019 90% научных проектов, администрируемых МОН РК, будут реализовываться только на условии софинансирования со стороны реального сектора.

Но будет ли реальный сектор вкладываться в науку?

Пока еще низкий спрос на уже готовые и даже сделанные по заказу технологические решения говорит, что эти механизмы сегодня в Казахстане не работают. Ученым предлагают искать для своих проектов инвесторов, способных разделить бремя расходов с бюджетом. Чтобы в чем-то убедить бизнесмена, требуется исследование рынка, маркетинговый анализ и хороший бизнес-план. Люди науки – профессионалы в несколько иных сферах.

Существующие инновационные госструктуры говорят инноваторам: «Вы нам принесите идею, а лучше готовую технологию, а мы вам найдем инвесторов». Именно так пытались работать некоторые «институты развития» прошлых лет. Как показывает практика, если рынок не изучен заранее, то вероятность найти инвестора для внедрения технологии близка к нулю. Как результат, «накачка» деньгами очередного фонда раз за разом происходит без какого-либо видимого эффекта для экономики в целом.

Проблема в том, что экономические игроки реального сектора, как государственные, так и частные, не имеют пока серьезных стимулов для внедрения инноваций. Любая инновация – это серьезный риск для бизнеса, это затраты без гарантии результата. Поэтому в Европе, Америке и развитых странах Азии часть этого риска государство берет на себя.

Во всем мире таким стимулом являются налоговые льготы и преференции.  Компании, готовые вкладываться в новые технологии и брать на себя риск их внедрения, получают вычеты из налогов либо освобождаются от налогообложения на определенные периоды. «Налоговые каникулы» на многие месяцы, а то и годы предоставляются стартапам и новым предприятиям по всему миру. Ряд стран прямо возмещает экономическим игрокам расходы на инновации, полностью или частично.

Спрос и заказ на новые разработки должны формировать не сами ученые и  не министерства, которые являются не производственными предприятиями, а органами управления. Это должны делать сами конечные пользователи – компании реального сектора.  Это происходит, например, в Китае, Корее, Чили и других «новых» экономиках, потому что там выгоднее работать именно так, а не иначе. Казахстанские компании тоже  начнут инвестировать в инновации, когда  оптимизация затрат путем внедрения новых технологий станет для них по-настоящему выгодной. И тогда они сами, без официального формализма и принуждения, без госфондов - посредников, придут в НИИ и вузы и предложат сотрудничество.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить