Казахи могут узнать свою родословную через ДНК-тест

При желании, говорит руководитель проекта Shejire DNA Нурбол Баймуханов, можно даже узнать, как выглядели ваши предки сотни лет назад

Нурбол Баймуханов.

Казахстанский центр Shejire DNA был создан меньше года назад командой из пяти человек, которую возглавил Нурбол Баймуханов. За это время команда побывала в нескольких научно-исследовательских экспедициях в странах Центральной Азии и Монголии. По результатам этих командировок они создают фильм о «путешествии» гена Чингисхана.

- Эпоха географических открытий прошла, - констатировал печальный факт Баймуханов и тут же увлек к новым горизонтам: - Началась эпоха новых «генографических» открытий.

Эта фраза стала для меня решающей: мне захотелось отправиться в неизведанное – вглубь своей генетической истории. Я заплатила 20 тыс. тенге за аутосомный тест ДНК (это самый дешевый вид исследования ДНК). Результаты теста дадут мне возможность узнать, каким образом мои праотцы и праматери, выйдя из Африки, где жили генетические Адам и Ева, мигрировали по миру и дошли до современного Казахстана.

Тест сдается очень легко: надо поводить специальными щеточками по внутренней стороне сначала одной, потом другой щеки. После двухминутной процедуры щеточки помещают в специальные контейнеры и отправляют в лабораторию США.

- Shejire DNA является представителем с широкими полномочиями американской компании Family Tree DNA в странах Центральной Азии. Именно туда мы отправляем образцы ДНК. Результаты будут готовы через месяц-два. После этого у вас появится возможность анонимно или под своим именем зайти в онлайн-кабинет Family Tree DNA. Банк данных этой компании содержит более миллиона профайлов со всего мира. Если ваши родственники проходили подобные тесты и зарегистрировались в системе, то вы сможете их увидеть, начать с ними налаживать связи: переписываться, встречаться. Это такая своеобразная социальная сеть, по типу Facebook, основанная на принципе генетического родства, - объяснил Нурбол.

Образцы моей ДНК, как и других тестируемых, будут храниться в банке компании 25 лет. А это значит, что в будущем я смогу заказать более глубокий анализ.

- Самый передовой анализ полного генома стоит сегодня порядка $5-7 тыс. Благодаря ему вам выдадут всю информацию, заложенную в ваших ДНК. Эта информация занимает объем порядка 300 гигабайт! Сейчас такой тест не каждому по карману, но лет через пять цена упадет до $500-1000, - уверен глава Shejire DNA.

По его словам, рынок полногеномных и медицинских исследований будет развиваться стремительно, потому что результаты можно использовать для профилактики заболеваний. После сдачи теста можно получить консультацию врача-генетика, который скажет, к каким болезням вы предрасположены, и тогда есть смысл выстроить свой образ жизни, систему питания так, чтобы исключить или минимизировать возможность проявления «зловредного».

- За время существования проекта более тысячи жителей Казахстана и других стран Центральной Азии прошли у нас тесты. В результате мы сделали поразительное открытие. Генетика на 85-90% подтверждает правильность шежире (родословной) казахов. Информация о родстве, о предках, которая передавалась из поколения в поколение в устной форме, соответствует реальному положению дел: представители одного рода несут гены одного праотца. Сейчас любой казах может прийти к нам, сдать генетический тест, определить свою родовую принадлежность с точностью до 99,9%, увидеть полную картину своего происхождения, подтвердить (или скорректировать) свое шежире, - сказал Нурбол.

Генетическая карта старшего жуза.
Генетическая карта среднего жуза.
Генетическая карта младшего жуза.

С помощью современных методик можно даже узнать, как выглядел предок, живший сотни лет назад. Для этого нужно собрать как минимум 50 генетически подтвержденных представителей одного рода примерно одного возраста. Их сфотографируют, совместят кадры с помощью специальной программы – и выдадут антропологический портрет общего предка. Чем больше живущих родственников будут задействованы в фотосессии, тем более точный получится портрет.

Нурбол Баймуханов особо подчеркнул, что они открыты для всех людей, независимо от их социального статуса или национальности.

- Я стал говорить о казахах, потому что для нас шежире – это сакральная тема, мы очень трепетно относимся к своей родословной. Но мы не являемся инструментом разделения - наоборот, наши исследования объединяют людей. На генетических картах трех казахских жузов видно, что у них единый генетический аутосомный портрет: в наших жилах течет и европейская (чуть больше 20%), и азиатская кровь (чуть меньше 70%). И это понятно – мы живем в центре Евразии, на перекрестке цивилизаций, где проходили передвижения народов по континенту, оставляя след в нашем генофонде, - рассказал Баймуханов.

По его наблюдениям, ДНК-генеалогия отлично лечит от трайбализма и национализма. Ведь, как показали исследования, люди разных рас генетически отличаются друг от друга всего на 0,1%. «И при таком сходстве мы еще пытаемся делиться между собой!» - восклицает глава проекта Shejire DNA.

Чтобы популяризировать генетику, чтобы дать возможность людям ответить на главный вопрос «кто я?», Нурбол и его команда намерены открыть в Казахстане генетическую лабораторию, где можно будет «читать» ДНК. Стоимость подобных учреждений варьируется от $2,5 до $5 млн. Цена зависит от «навороченности» проекта.

- Мы ищем инвесторов, с которыми мы сможем построить современную коммерческую лабораторию. Хотим, чтобы она была лучшей на просторах СНГ, - рассказал о планах Баймуханов. – Если она будет максимально отвечать современным требованиям, то мы сможем перетянуть к себе тех же жителей стран Таможенного союза. К примеру, в России услуги по некоторым анализам ДНК сейчас стоят в 3-5 раз дороже, чем в США.

Нурбол уверен, что у научной базы Shejire DNA есть несомненное преимущество перед теми же российскими институтами: казахстанский проект Shejire DNA уже встроен в систему Family Tree DNA, а значит, он даст клиентам выход в мировую «генетическую базу».