Исследование: Кочевники Шелкового пути питались гораздо разнообразнее горожан

20513

По данным ученых, по сравнению с кочевыми сообществами города Шелкового пути были продовольственными пустынями

ФОТО: архив пресс-службы министерства культуры и спорта РК

Кочевники Шелкового пути, возможно, были гастрономической элитой средневековья, и их диеты были намного разнообразнее, чем у городских собратьев, ведущих оседлый образ жизни, пишет сайт Вашингтонского университета в Сент-Луисе, ссылаясь на новое совместное исследование самаркандского Института археологии, Кильского университета в Германии и свое собственное.

«Историки долгое время считали городские центры вдоль Шелкового пути космополитическими плавильными котлами, в которых соединились кулинарные и культурные влияния из далеких мест, но наши исследования показывают, что кочевые общины, вероятно, были настоящими движущими силами для культуры питания», - говорит ведущий автор исследования Тейлор Гермес.

Основываясь на изотопном анализе человеческих костей, эксгумированных с древних кладбищ по всей Центральной Азии, исследователи предполагают, что кочевые группы питались разнообразным «шведским столом», в то время как горожане «сидели» на тяжелой диете, в основном состоящей из местных зерновых.

Профессор археологии в Киле и наставник Гермеса Шерил Макаревич считает, что существует стереотип — рацион скотоводов состоит только из мяса и молока их домашнего скота. «Но это исследование ясно демонстрирует, что скотоводы Шелкового пути, в отличие от своих более урбанинизованных современников, получали доступ ко всем видам диких и домашних продуктов питания, которые создавали неожиданно разнообразную диету», - отмечает ученый.

Исследование основано на полевых изысканиях и музейных коллекциях в рамках давнего научного партнерства Вашингтонского университета и Института археологии в Самарканде, Узбекистан. Для этого исследования человеческие кости, эксгумированные при археологических раскопках в Узбекистане и Казахстане, были доставлены в Кильский университет в Германии, где они были изучены Гермесом. Для полноты картины он также собрал ранее опубликованные изотопные данные за тот же период времени, чтобы составить полную картину региона.

Изучение изотопных сигнатур в древних человеческих костях позволяет исследователям получить массу информации об источниках пищи, включая пропорции и типы растений и животных, потребляемых людьми. Гермес, который работал на археологических раскопках в Центральной Азии на протяжении более десяти лет, использовал эти изотопные методы анализа человеческих костей из около десятка кочевых и городских захоронений начиная с II до XIII века н.э.

Захоронения были сделаны разными народами в разных географических и климатических зонах, включая недавно обнаруженное поселение высоко в горах Узбекистана, Отрарский оазис в Казахстане и городской комплекс на равнинах Туркменистана.

Хотя предыдущие археологические раскопки на этих участках подтвердили присутствие в древности одомашненных сельскохозяйственных культур и стадных животных, их значение для городского рациона было неизвестно.

Это исследование обнаружило интересные различия в питании между городскими поселениями вдоль Шелкового пути, но на удивление небольшое разнообразие в питании людей, живущих в этих сообществах. Возможно, из-за ограничений местной среды, мест производства продуктов питания или культурных требований большинство населения в каждой городской среде придерживалось одинакового образа питания. В то же время рационы отдельных кочевников в рамках одной общины были гораздо более разнообразными. Различия, возможно, связаны с изменяющимися моделями мобильности на протяжении всей жизни, наличием диких или домашних вариантов пищи или личными предпочтениями. Это говорит о том, что кочевые группы не были связаны культурными ограничениями, которые могли быть наложены на городских жителей, считает Гермес.

«Хотя многие историки могут предполагать, что взаимодействие на Великом шелковом пути привело к гомогенизации кулинарных практик, наше исследование показывает, что это не так, особенно для городских жителей, - сделал вывод Гермес. - Мы надеемся, что наши результаты приведут к смене парадигмы в том, как исторические явления могут быть изучены через тех самых людей, которые сделали эти культурные системы возможными. Результаты здесь впечатляют, и, хотя это ни в коем случае не последнее слово, они открывают новый путь в применении научных методов в древнем мире».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить